cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание рабочей программы дошкольного образования
группы компенсирующей направленности
для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

Рабочая программа воспитателя частного дошкольного
образовательного у чреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» (далее – Программа) является
нормативно управленческим документом, определяющим содержание
организацию образовательной деятельности группы компенсирующей
направленнос ти рамках образовательных областей, которые определены
ФГОС ДО. Нормативно -правовую основу для разработки рабочей программы
составила Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи). Программа определяет содержание и
организацию коррекционно -образовательного процесса в группе
компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с
нарушениями речи (ОНР) для детей 6 – 7 лет в условиях Детского сада № 180
ОАО «РЖД».
Программа разработана в соответствии с основными
нормативно -правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказ Мин просвещения России от 3 1.0 7.20 20 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
програ ммам дошкольного образования»;
• требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по
реализации в 2021 –2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года ;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и

Страница 2

требован ия к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• письма Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственны х си мволов Российской Федерации;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всестороннее
(физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое и
художественно -эстетическое) развитие, коррекцию нарушений развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжес ти
дефекта; раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в
организации всех форм образовательной деятельности и формирование
уровня готовности к школе;
- использование адекватной возра стным, типологическим и
индивидуальным возможностям детей с общим недоразвитием речи модели
образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и
онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и
развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных
программ дошкольного и начального общего образования; обеспечение
психолого -педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охран ы и укрепления здоровья детей с ОНР.
Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:
1. Адаптированной основной об разовательной программы
дошкольн ого образования частного дошкольного
образовательного учреждения «Де тский сад № 180 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) .
2. Комплексно й образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет / Н.В. Нищева. – Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС
ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2020.

Страница 3

3. Прог раммы по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста
«Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд. второе, доп. и
перераб. – Санкт -Петербург, 201 5. – 143 с.
4. Программы математического развития детей 5 -7 лет «Увлекательная
математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ, Ярославль, 2019 г.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений
Рабочая программа профориентационной направленности
«Дошкольник и мир железной магистрали» Авторы - составители
Ершова М.В, Треногина Е.П .
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
Цель и задачи Программы
Цель и задачи Программы (обязательная часть):
Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно -развивающей деят ельности и развивающей
предметно -пространственной среды, обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с
инвалидностью, - воспитанника с тяжѐл ыми нарушениями речи.
Цель в соответствии с комплексной образовательной
программой дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет /
Н.В.Нищевой : построение системы работы в группах
компенсирующей напра вленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Комплексность
педагогического воздействия направлена на выравнивание
речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Одной из основ ных задач комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищевой, является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
комм уникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с
ТНР достигается через решение следующих задач:
- реализация адаптированной основной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития

Страница 4

ребенка с ТНР в период дошкольног о детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каж дого ребенка с ТНР как
субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в и нтересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпо сылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования.
Цель в соответствии с программой по музыкальному
воспитанию детей дошкольн ого возраста «Ладушки» / И.М.
Каплунова, И.А. Новоскольцева: развивать музыкальные и
творческие способности детей (с учетом возможностей каждого)
посредством различных видов музыкальной деятельности,
формировать начало музыкальной культуры, способствовать
развитию общей духовной культуры
Задачами программы является:
- подготовка детей к восприятию музыкальных образов и
представлений;
- развитие основ гармоничного развития (развитие слуха, внимания,
движения, чувства ритма и красоты мелодии, индивидуальных музык альных
способностей);
- приобщение детей к русской народно -традиционной и мировой
музыкальной культуре;
- подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных
видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- развитие коммуникативных способно стей (общения детей друг с
другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной
жизни);
- ознакомление детей с многообразием музыкальных форм и жанров
в привлекательной и доступной форме;
- обогащение детей музыкальными знаниями и представле ниями в

Страница 5

музыкальной игре;
- развитие детского творчества во всех видах музыкальной
деятельности;
- обеспечение преемственности музыкального воспитания между ДОУ
и начальной школой;
- обеспечение взаимодействия детей, педагогов и родителей в
общем
педагогическом процессе, организация совместной деятельности с
целью развития элементов сотрудничества.
Цель в соответствии с программой математического развития детей 5 -7
лет «Увлекательная математи ка» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова:
способствовать развитию математических способностей дошкольников.
Ключевым элементом для достижения цели становится деятельность
педагога, направленная на решение следующих задач:
 Создание развивающей предметно - пространственной среды,
стимул ирующей развитие математических способностей в
са мостоятельной де ятельности;
 Развитие логических способов познания математических свойств и
отн ошений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
 Развитие логико – математических представлений (представлений о
математических свойствах и отношен иях предметов, конкретных
велич инах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и
закономерностях);
 Освоение детьми экспериментально -исследовательских способов
позн ания математического содержания (воссоздание,
экспериментирование, моделирование);
 Овладен ие детьми математическими способами познания
действительн ости: счет, измерение, простейшие вычисления;
 Развитие понимания пространственных и временных представлений:
ор иентировка в расположении частей тела, понимание направлений
сверху, снизу, спереди, сза ди, справа, слева, знакомство с
пространственными отношениями близко, далеко;
 Развитие навыков сотрудничества детей и взрослых, детей между собой;
 Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
 Развитие произвольности деятельности.
Цели и задачи реализации Программы (часть, формируемая
участниками образовательных отношений)
«Дошкольник и мир железной магистрали» Автор ы-составители
Ершова М.В, Треногина Е.П.
Цель программы – создание условий для ранней
профориентации детей дошкольного возраста в мире железной
дороги.

Страница 6

Задачи программы:
 Способствовать формированию у детей основ ценностного отношения,
уважения, интереса к выбранной родителями профессии, гордости за
их успехи, желание быть похожими на них при дальнейшем вы боре
своей будущей трудовой деятельности.
 Создать единое образовательное пространство развития детей,
обогащенное специальным тематическим содержанием и
оборудованием для организации полноценной познавательно -игровой
деятельности детей.
 Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, связанного с отображением разных аспектов
профессиональной деятельности родителей.
 Через ознакомление с профессией железнодорожника сформировать у
детей ценности познания; коммуникативные це нности, ценности
эмоционально -положительных переживаний, творческого осмысления
и преобразования.

Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
Общие принципы и подходы к формированию программ:
– поддержка разнообразия детства;
– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека;
– позитивная социализация ребенка;
– личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (зак онных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество Организации с семьей;
– возрастная адек ватность образования. Этот принцип предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей.
Специфические принципы и подходы к формированию программ:
– сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами , которые могут внести вклад в
развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей
для обогащения детского развития. Программа предполагает, что
Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут
способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей
детей с ОНР, оказанию психолого -педагогической и/или медицинской

Страница 7

поддержки в случае необходимости (Центр психолого -педагогической,
медицинской и социальной помощи и др.);
– индивидуализация дошкольного образования детей с ОНР
предполагает такое построение образовательной деятельно сти, которое
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические
особенности;
– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает,
что образовательное содержание пр едлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и
скрытых возможностей ребенка;
– полнота содержания и интеграция отдельных образо вательных
областей . В соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее социально -коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно -эстетическое и физическое развитие детей посредством
различных видов детской активности. Деление Программ ы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по
модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы
существуют многообразные взаимосвязи: познава тельное развитие детей с
ОНР тесно связано с речевым и социально -коммуникативным,
художественно -эстетическое – с познавательным и речевым и т. п.
Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с
другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития детей с ОНР дошкольного возраста;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы . Стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентир ы, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную основную образовательную программу.
При этом за Организацией остаѐтся право выбора способов их достижения,
выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава
групп воспи танников, их психофизических особенностей, запросов
родителей (законных представителей).
Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева
- принцип индив идуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала,

Страница 8

соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возра ста «Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева
- принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок
чувствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять
участие в занятии;
- принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальн ыми
впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности (организация мини -концертов на знакомом материале, показ
сказок силами детей);
- оказание поддержки родителям в организации художественно -
творческой и музыкальной деятельности детей в домашних условиях
(лекции, консультации, творческие игры, совместные мероприятия);
- принцип последовательности: усложнение поставленных задач по
всем разделам музыкального воспитания;
- принцип культуросообразности и сезонности: соотношение
музыкального материала с природным и историко -культурным календарем;
- принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных,
партнерских отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный
руководит ель - единое целое;
- принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы
и как бы ни сделал ребенок – все хорошо;
- принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть
зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом
виде музыкальной деятельности.
Программа математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова.
Основным принципом построения программы является
принцип детоце нтризма, предполагающий что воспитанники
участвуют в создании содержания образования, выбора
содержания в совместной и свободной деятельности.
Наиболее важные принципы:
- Наглядность содержания в деятельности. Для ребенка
чрезвычайно с одержание.
- Активность ребенка . При манипуляции с предметами важно,
чтобы р ебенок пр оделал ее самостоятельно, в своей деятельности
– не просто посмо трел, как демонстрирует педагог, а был
инициатором действий.

Страница 9

- Области развития стимулируют развитие друг друга . Важным
услов ием полноценного математического развития становится
включение матема тики в обычную жизнь - не только на
организованных занятиях по математике в де тском саду, но и на
занятиях по физическому развитию, на прогулке, интеграция
математического содержания в занятия по речи и других.
- Математика в любое время. Акцент ставится на том, что
математика о кружает нас постоянно в ежедневных делах, в
различных видах деятельности, в беседах, фиксирующих наличие
математического содержания в жизни гру ппы.
- Запомнить – не значит понять. Важный акцент педагога –
диагностика, позволяющая увидет ь, что случилось с ребенком –
понимание или механич еское запоминание.
- Диагностика для планирования . Содержание деятельности
педагог рег улирует самостоятельно по результатам
педагогической диагностики – выстра ивает актуальные задачи,
выявляя точки роста для группы детей в целом или конкретных
ребят.
Принципы и подходы к формированию Программы (часть,
формируемая участниками образовательных отношений)
Программа «Дошкольник и мир железной магистрали» Ершова М.В,
Треногина Е.П .
Единство:
• сотрудничество, сот ворчество и совместная деятельность педагогов,
родителей и детей;
• использование способов и средств, обеспечивающих понимание
того, что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его интересами,
потребностями, особенностями;
• педагогическая оценка акту ального состояния развития ребѐнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;
Систематичность и последовательность:
• использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
• решение поставле нных задач не только в рамках непосредственной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
Наглядность:
• использование в работе с детьми различных видов наглядности
способствует успешному усвоению программного материала;
• создание предметно -ра звивающей среды с использованием
железнодорожной тематики;
Доступность:
• учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей,
зоны их ближайшего развития;
Личностно -ориентированный:
• эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка –

Страница 10

дошкольни ка обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности –
игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в
познании, общении;
• организация развлечений, праздников совместно со специалистами,
родителями;
Региональный компонент:
• организ ация совместной работы с филиалами и подразделениями
ОАО «РЖД»
Интеграция:
• взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития (коммуникация,
познание, художественное творчество, физическая культу ра и т.д.)
Новизна:
• ИКТ – презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
экскурсии, интерактивные игры.
• Здоровьесберегающие технологии -физкультминутки, дыхательная
гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, тренинги,
гимнастика дл я глаз и др.
• Исследовательская деятельность – моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.