Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Краткое описание рабочей программы дошкольного образованиягруппы компенсирующей направленности
для детей 5 -6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Рабочая программа воспитателя частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного
общества «Росси йские железные дороги» (далее – Программа) является
нормативно управленч еским документом, определяющим содержание и
организацию образовательной деятельности группы компенсирующей
направлен ности рамках образовател ьных областей, которые определены
ФГОС ДО. Нормативно -правовую основу для разработки рабочей программы
составила Адаптированная основная обр азовательная программа
дошкольного образования частного дошкольного обр азовательного
учрежде ния «Детский сад № 180 открытого акционерного общ ества
«Российские железные дороги» для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи). Программа определяет содержание и
организацию коррекционно -образовательного процесса в группе
компенсирующе й напра вленности для детей дошкольного возраста с
нарушениями речи (ОНР) для детей 5 – 6 лет в условиях Детского сада № 180
ОАО «РЖД».
Программа разработана в соответствии с основными нормативно -
правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерал ьного государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказ Мин просвещения России от 3 1.0 7.20 20 № 373 «Об утверждении
Поря дка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
програ ммам дошкольн ого образования»;
• требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесени и
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по
реализ ации в 2021 –2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федер ации на период до 2025 года ;
• постановлен ие Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспит ания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требо вания к обеспечению бе зопасности и (или) безвредности для человека
Страница 2
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главногосанитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• письма Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственны х символов Российской Федерации;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всесторо ннее
(физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое и
худож ественно -эстетическое) развитие, коррекцию нарушений развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо о т тяжести
дефекта; ра скрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в
организации всех форм образовательной деятельности и формирование
уровня готовности к школе;
- использование адекват ной возрастным, типологическим и
индивидуал ьным возможностям детей с общим недоразвитием речи модели
образовательн ого процесса, основанной на реализации деятельностного и
онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и
развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных
пр ограмм дошкольного и начального общего образования; обеспечение
психолого -педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (з аконных представителей) в вопросах развития и образов ания,
охраны и укрепл ения здоровья детей с ОНР.
Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из
обяз ательной части и части, формируемой участниками образовательных
отнош ений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:
1. Адаптированной ос новной образовательной программы
дошкольн ого образования частного дошкольного образовательного
учреждения «Де тский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием р ечи) .
2. Комп лексной образовательной программы дошкольного
образования для д етей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – Издание 3 -е, перераб. и
доп. в соответствии с ФГОС ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2020.
3. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста «Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд. второе,
доп. и пер ераб. – Санкт -Петербург, 201 5. – 143 с.
Страница 3
4. Программы математического развития детей 5 -7 лет «Увлекательнаяматематика» Н.А . Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ, Ярославль, 2019 г.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений
«Дошкольник и мир железной магистрали». Авторы -составители
Ершова М.В., Треногина Е.П..
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель и задачи Программы (обязательная часть):
Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития,
ос уществление коррекционно -развивающей деятельности и развивающей
пре дметно -пространст венной среды, обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с
ограниченными возмо жностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с
инвалидностью, - восп итанника с тяжѐлыми нарушениями речи.
Цель в соответствии с комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недора звитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищевой : построение системы
работы в гру ппах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениям и речи (общим недоразвитием речи). Комплексность
педагогического возде йствия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития д етей и обеспечение их всестороннего
гармоничного развития.
Одной из основных задач комплексной образовательной пр ограммой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищевой, является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникати вными навыками, фонетической сист емой русского языка,
элементами грамоты.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с
ТНР достигается через решение следующих задач:
реализация адаптированной основной образовательной программы;
коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том
чи сле их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ТНР в период дошкольного детства независимо от места прожив ания, пола,
нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрас тными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие сп особностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как
субъекта о тношений с другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
Страница 4
пр оцесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общест ва;
формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
соц иальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизич еским и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образо вания, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего образования.
Цель в соответствии с п рограмм ой по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А.
Новоскольцева: ра звивать музыкальные и творческие способности детей (с
учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной
деятельности, формир овать начало музыкальной культуры, способствовать
развитию общей духовной культуры
Задачами программы является:
подготовка детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
развитие основ гармоничного развития (развитие слуха, внимания,
дв ижения, чувства ритма и красоты мелодии, индивидуальных музыкальных
сп особностей );
приобщение детей к русской народно -традиционной и мировой
муз ыкальной культуре;
подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
развитие коммуникативных способностей (общения де тей друг с
другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной
жизни);
ознакомление детей с многообразием музыкальных форм и жанров в
пр ивлекательной и доступной форме;
обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в
муз ыкал ьной игре;
развитие детского творчества во всех видах музыкальной деятельности;
обеспечение преемственности музыкального воспитания между ДОУ и
начальной школой;
обеспечение взаимодействия детей, педагогов и родителей в общем
пед агогическом процессе, орган изация совместной деятельности с целью
развития элементов сотрудничества.
Цель в соответствии с программой математического развития детей 5 -7
лет «Увлекательная математи ка» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова:
Страница 5
способствовать развитию математических способностей д ошкольников.Ключевым элементом для достижения цели становится деятельность
педагога, направленная на решение следующих задач:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды,
стимул ирующей развитие математических способностей в
самостоятельной д еятельности;
2. Развитие логических способов познания математических свойств и
отн ошений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
3. Развитие логико – математических представлений (представлений о
математических свойствах и отношениях предметов, конкретных
велич инах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и
закономерностях);
4. Освоение детьми экспериментально -исследовательских способов
позн ания математического содержания (воссоздание,
экспериментирование, моделирование);
5. Овладение детьми матем атическими способами познания
действительн ости: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие понимания пространственных и временных представлений:
ор иентировка в расположении частей тела, понимание направлений
сверху, снизу, спереди, сзади, справа, сле ва, зн акомство с
пространственными отношениями близко, далеко.
7. Развитие навыков сотрудничества детей и взрослых, детей между
собой;
8. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка;
9. Развитие произвольности деятельности.
Цели и задачи реализации Программы (часть, формируемая
участн иками образовательных отношений) «Дошкольник и мир
железной маг истрали» Ершова М.В., Треногина Е.П. направлена на: создание
условий для ранней профориентации дете й дошкольного возраста в мире
железной дороги.
Задачи программы :
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного
отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профессии,
гордости за их успехи, желание быть похожими на них при дальнейшем
выб оре своей будущей труд овой деятельности.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей,
обог ащенное специальным тематическим содержанием и оборудованием для
орган изации полноценной познавательно -игровой деятельности детей.
3. Обогатить процесс н акопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, связанного с отображением разных аспектов
професси ональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника сформировать у
детей ценности познания; коммуникативные цен ности, ценности
Страница 6
эмоционал ьно -положительных переживаний, творческого осмысления ипреобразования.
1. 3. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
при нципах:
1. Общие принципы и подходы к форми рованию программ:
– поддержка разнообразия детства;
– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека;
– позитивная социализация ребенка;
– личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
по лноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество Организации с семь ей;
– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает
по дбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:
– сетевое вза имодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами , которые могут внести вклад в
разв итие и образование детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного образования де тей
для обогащения детского развития. Программа предполагает, что
Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
детей, но и с другими организац иями и лицами, которые могут
способствовать удовлетворению особых образ овательных потребнос тей
детей с ОНР, оказанию психолого -педагогической и/или медицинской
поддержки в случае необходимости (Центр психолого -педагогической,
медицинской и социальной помощи и др.);
– индивидуализация дошкольного образования детей с ОНР
предполагает такое постро ение образовательной деятельности, которое
открывает возможн ости для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его интер есы, мотивы, способности и психофизические
особенности;
– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает,
что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятел ьности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выго тский), что способствует развитию, расширению как явных, так и
скрытых во зможностей ребенка;
– полнота содер жания и интеграция отдельных образовательных
обл астей . В соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее с оциально -коммуникативное, познавательное, речевое,
Страница 7
художественно -эстетическое и физическое развитие детей посредствомразличных видов д етской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по
модели школьных предметов. Между отдел ьными разделами Программы
существуют многообразные взаимосвязи: познав ательное развитие детей с
ОНР тесно связано с речевым и социально -коммуникативным,
художественно -эстетическое – с познавательным и речевым и т. п.
Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно св язано с
др угими областями. Такая организация образовательного процесса
соо тветствует особенностям развития детей с ОНР дошкольного возраста;
– инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реал изации и достижения целей Программы . Стандарт и Программа за дают
инвар иантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разраб отать свою адаптированную основную образовательную программу.
При этом за Организацией остаѐтся право выбора способов их достижения,
выбора образ овательных программ, учитываю щих разнородность состава
групп воспитанн иков, их психофизических особенностей, запросов
родителей (законных пре дставителей).
Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образ овательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формиро вания
познавател ьных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и во зрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
посл едующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа по музыкальн ому воспитанию детей дошкольного
возра ста «Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева
- принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок
чу вствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять
участие в занятии;
- принцип цел остного подхода: обогащение детей музыкальными
впеча тлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
Страница 8
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровойде ятельности (организация мини -концертов на знакомом материале, показ
сказок с илами детей);
- оказание поддержки родителям в организации художественно -
творческой и музыкальной деятельности детей в домашних условиях
(лекции, консульт ации, творческие игры, совместные мероприятия);
- принцип последовательности: усложнение поставленны х задач по всем
разделам музыкального воспитания;
- принцип культуросообразности и сезонности: соотношение
музыкальн ого материала с природным и историко -культурным календарем;
- принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных,
партне рских отно шениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный
руководитель - единое целое;
- принцип положительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы и
как бы ни сделал ребенок – все хорошо;
- принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть
зафиксир ован о, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом
виде муз ыкальной деятельности.
Программа математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова.
Основным принципом построения программы является принцип
детоц ентризма, предполагающий что воспитанники участвуют в создании
содержания образования, выбора содержания в совместной и свободной
деятельности.
Наиболее важные принципы:
Наглядность содержания в деятельности. Для ребенка чрезвычайно
содержание.
Активность ребенка . При манипуляции с предметами важно, чтобы
ребенок проделал ее самостоятельно, в своей деятельности – не просто
посмо трел, как демонстрирует педагог, а был инициатором действий.
Области развития стимулируют развитие друг друга . Важным
услов ием по лноценного математического развития становится включение
математики в обычную жизнь - не только на организованных занятиях по
математике в де тском саду, но и на занятиях по физическому развитию, на
прогулке, интеграция математического содержания в занятия по речи и
других.
Математика в любое время. Акцент ставится на том, что математика
окружает нас постоянно в ежедневных делах, в различных видах
деятельности, в беседах, фиксирующих наличие математического
содержания в жизни гру ппы.
Запомнить – не значит п онять. Важный акцент педагога –
диагностика, позволяющая увидеть, что случилось с ребенком – понимание
или механич еское запоминание.
Диагностика для планирования . Содержание деятельности педагог
рег улирует самостоятельно по результатам педагогической диагн остики –
Страница 9
выстра ивает актуальные задачи, выявляя точки роста для группы детей вцелом или конкретных ребят.
Принципы и подходы к формированию части Программы
формиру емой участниками образовательных отношений по реализации
области «Познавательное развитие» представлены в программе
«Дошкольник и мир железной магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П.
(старшая и подготов ительная группы):
Основные принципы организации реализации программы:
Единство:
сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов,
родителей и детей;
использование способов и средств, обеспечивающих понимание того,
что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его интересами,
потребностями, особенностями;
педагогическая оценка актуального состояния развития ребѐнка -
спосо бность в идеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;
Систематичность и последовательность:
использования различных способов реализации программы:
запланир ованный, косвенный, ситуативный;
решение поставленных задач не только в рамках непосредственной
де ятельн ости, но и при проведении режимных моментов;
Наглядность:
использование в работе с детьми различных видов наглядности
спосо бствует успешному усвоению программного материала;
создание предметно -развивающей среды с использованием
железнод орожной тематики;
Доступность:
учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны
их ближайшего развития;
Личностно -ориентированный:
эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка – дошкольника
обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой , в которой
наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;
организация развлечений, праздников совместно со специалистами,
род ителями;
Региональный компонент:
организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО
«РЖД»;
Интегр ация:
взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития (коммуникация,
познание, художественное творчество, физическая культура и т.д.);
Новизна:
ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуаль ные
экскурсии, интерактивные игры.
Страница 10
Здоровьесберегающие технологии - физкультминутки, дыхательнаягимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, тренинги ,
гимнастика для глаз и др.
Исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситу аций, творческие мастерские, наблюдения.
Основными участниками реализации П рограммы являются: дети с 5 до 6
лет , родители (законные представители), педагоги. Группа работает в режиме
пятидневной рабочей недели кроме праздничных и выходных дней,
утвержде нны х Правительством РФ на текущий к алендарный год. Данная
группа, является группой компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и обеспечивает коррекцию речевых
нарушений, обучение, вос пит ание и развитие детей на 202 2-202 3 учебный
год.
Режим пребывания детей в группе компенсирующей направленности
ра зработан на основе Примерного режима дня, указанного в Комплексной
образ овательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми
наруш ениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В.Нищева,
санитарно -эпидемиологических правил и нормативов С анПиН от 15.05.2013
№ 26 «Сан итарно -эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организ ации режима работы в дошкольных организациях»,
изменений к ним (СП 2.4.1.3049 -13) , СанПиН от 30.06.2020 № 16
«Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и мол одежи в условиях
распространения новой коронавирусной и нфекции (COVID -19) ( СП
3.1/2.4.3598 -20) и скорректирован с учетом специфики образовательн ого
учреждения.
Образовательный процесс выстраивается с учетом возрастных и
индивид уальных особенностей воспитанников.