Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
Краткое описание рабочей образовательной программы педагога -психолога на 2022 -2023 учебный год
Рабочая образовательная программа (далее – Программа) педагога -
психолога частного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
(далее – ДОУ) представляет собой нормативный документ, определяющи й
содержание , цель, зада чи, планируемые рез ультаты и организацию
образовательной деятельности педагога -психолога. О сновой для разработки
являются Основная образовательная программа дошкольного образования
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 180
открытого акционерного общ ества «Российские железные дороги» и
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
для детей с тяже лыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
П рограмма учитывает особенности образовательного учреждения, запросы
родителей (законных представителей), как заказчиков и соучастников
образовательной деятельности с детьми, потребности и интересы
воспитан ников, возможно сти педагогического коллектива.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно -
правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон № 273 -ФЗ);
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования
от 28.02.2014 № 08 -249;
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по ос новным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»;
- письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР -535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- санитарные правила и нормами СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические
Страница 2
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредностидля человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 .
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО ). Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:
- инновационной образовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –
М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2019 г.;
- комплексной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет / Н.В.Нищева. – Издание 3 -е, перераб. и доп. в с оответствии с ФГОС
ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2020.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
представлена парциальная программа:
- программа психолого -педагогических занятий для дошкольников
«ЦВЕТИК -СЕМИЦВЕТИК» под редакцией Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой,
А.С. Тузаевой, И.А. Козловой. – СПб; М.: РЕЧЬ, 2020
Содержание образовательной области педагога -психолога направлено на
психодиа гностику, психопрофилактику, психокоррекцию, психологическое
консультирование и поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до
7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
П рограмма включает в себя организацию психологического
сопровождения деят ельности ДОУ по основным направлениям:
физическому, социально -коммуникативному, познавательно -речевому и
художественно -эстетическому, обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и о бучающих целей и задач процесса образования.
Приоритетным является во спитание, обучение, развитие, присмотр, уход и
оздоровление детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Цель программы: создать каждому ребенку в детском саду возможность
для развития способностей, творческой самореализации; определение
основных направлений психологического сопровождения реализации
образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирова ния
интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры;
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с
приоритетными направлениями: познавательное, речевое и социально -
коммуникативное развитие; формирование предпосылок учебной
дея тельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах :
‒ охранять и укреплять психическое здоровья де тей, в том числе их
эмоциональное благополучие;
Страница 3
‒ создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка, как
субъек та отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечивать психолого -педагогическую поддержку семьи и повышать
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказывать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач
развития, обучения и социализации;
- осуществлять индивидуально -ориентированную помощь детям с ОВЗ ,
детям -инвалидам с учѐтом особенно стей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями ПМПК);
- обеспечивать психологическое сопровождение разработки и
реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Цель и задачи па рциальной программы: программа психолого -
педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под
редакцией Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой. –
СПб; М.: Речь, 2020
Цель: создание условий для естественного психологическо го развития
ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих
эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности психических процессо в,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
наглядно -действенного, наглядно -образного, словесно -логического,
творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия,
памяти, внимания, воображения.
Цель в соответствии с комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В.Нищевой: построение
системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Комплексность
педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и
психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего
гармоничного развития.
Страница 4
Одной из основных задач комплексной образовательной программойдошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищевой, является овладение детьми
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками , фонетической системой русского языка,
элементами грамоты.
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с
ТНР достигается через решение следующих задач:
- реализация адаптированной основной образовательной программы;
- коррекция недоста тков психофизического развития детей с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и тв орческого потенциала каждого ребенка с ТНР как
субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе п равил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родит елей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего образования.
Цель коррекционной работы с детьми с дв ухсторонней
нейросенсорной потерей слуха.
Создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха в
освоении Программы, коррекция недостатков в физическом и (или)
психическом развитии воспитанников, развитие жизненной компетенции,
интеграция в среду н ормально слышащих сверстников.
Задачи:
• создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей детей с двухсторонней нейросенсорной потерей слуха;
• коррекционная помощь в овладении ими Программы;
Страница 5
специальная психолого -педагогическ ая помощь в формированииполноценной жизненной компетенции детей с нейросенсорной потерей
слуха;
• оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с нейросенсорной потерей слуха;
• психолого -педагогическое изучение ребенка с целью уточнения
состояния слуха и интеллекта;
• обогащение общего развития.
Принципы и подходы к формированию Программы
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего
развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы
формирования личности ребенка:
культурно -исторический подход ( Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень
тесно взаимосвязаны и составляют теоретико -методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной
программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и
мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально -ценностного отношения к
окружающей среде, практической и духовн ой деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих
способностей.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего обра зования, который реализуется через
деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики;
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности,
приближаясь к разумному «минимуму»;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в
процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки,
Страница 6
имеющие непосредственное о тношение к развитию детей дошкольноговозраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
комплексно -тематический принцип пос троения образовательного
процесса;
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в
рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении
режимных моментов в соотве тствии с условиями ДОУ;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образова ния требует связи всех
ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного
возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с
точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу
дошкольного детства такого уровн я развития каждого ребенка, который
позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной
школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на
формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью – любознатель ности, инициативности, самостоятельности,
произвольности и др.
Принципы и подходы к формированию программы психолого -
педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под
редакцией Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А.
Козловой. – СПб; М.: Речь, 2020
принцип системности предполагает, что психологическое
сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная
деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора
на
современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и
взаимообусловленность отдельных компонентов. Диагностическая и
коррекционно -развивающая деятельность при этом тесно связаны друг с
другом;
принцип гуманистичности предполагает отбор и использование
гуманных, личностно -ориенти рованных, основанных на общечеловеческих
ценностях методов психологического воздействия. При этом необходимо
создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в
возможность достижения успеха;
принцип конфиденциальности предполагает, что и нформация,
полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит
сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости
Страница 7
передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме,исключающей ее использование против интересов ребенк а;
принцип полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного
детства, амплификация детского развития, предполагающий максимальное
обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания
разнообразных видов деятельности, а также общени я детей со сверстниками
и взрослыми. Вариативность и разнообразие организационных форм
дошкольного образования создают психолого -педагогические основания для
личностно -ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в
образовательном процессе;
принцип индивидуального подхода и адекватности возрасту
(соответствие возрастным и психолого -физиологическим особенностям
ребенка), учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
предполагает использование содержания, форм, способов сопровождения,
соответс твующих индивидуальным возможностям ребенка, темпам его
развития, а также безоговорочное признание его уникальности и ценности;
принцип благополучия ребенка предполагает передачу приоритета
интересам ребенка, благодаря чему обеспечивается защита его прав п ри
учете позиций других участников образовательного процесса. Психолог
придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к каждому
ребенку;
принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится
не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы
самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к
саморазвитию.
Принципы и подходы реализации комплексной образовательной
программы дошкольного образования для детей тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Нищева
Н.В.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания
речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных
принципов Программы я вляется принцип природосообразности. Программа
учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с
ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая
закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
Страница 8
• принцип конкретности и доступности учебного материала,соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенно стям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
При нципы и подходы работы с детьми с нейросенсорной потерей
слуха
Основные принципы и подходы определены Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Для получения качественного образования детьми с нейросенсорной
потерей с луха в рамках реализации Программы создаются необходимые
условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной
адаптации;
- оказания коррекционной помощи на основе специальных психолого -
педагогических подходов и наиболее подходящих для эт их воспитанников
методов, способов общения и условий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образования, а также социальному
развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного
образования детей с нейросенсорной поте рей слуха.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога -
психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по адаптации ребенка к детскому саду, подготовке к школе,
поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содер жание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.