cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание р абоч ей образовательн ой программа учителя -
логопеда в группе компенсирующей направленности
для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
(срок реализации 2 года)
Рабочая образовательная программа учителя -логопеда в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
(ОНР) представляет собой целостную методологически обоснованную,
систематизированную модель педагогического процесса, соответствующую
требованиям Федераль ного государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об
утвержд ении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
• Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным програм мам -
образовательным программам дошкольного образования»;
• требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по
реализации в 2021 –2025 годах Стратегии развития в оспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молоде жи» (СП 2.4.3648 -20); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• письма Минпросвеще ния России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Федерации;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Программа в соответ ствии с требованиями ФГОС ДО состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:

Страница 2

1. Примерной адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобренной
решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) http://fgosreestr.ru/
2. Комплексной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет / Н.В. Нищева. – Издание 3 -е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС
ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2020.
Программа направлена на:
 охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всестороннее
(физическое, социально -коммуникативное, познаватель ное, речевое и
художественно -эстетическое) развитие, коррекцию нарушений развития;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести дефекта;
раскрытие потенциальных возможностей ка ждого ребенка через
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в
организации всех форм образовательной деятельности и формирование
уровня готовности к школе;
 использование адекватной возрастным, типологическим и
индивидуальным возможностям детей с общим недоразвитием речи модели
образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и
онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и
развития;
 реализацию преемственности содержания общеобразовательных
программ дошкольного и начального общего образования; обеспечение
психолого -педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей с ОНР.
Цель прог раммы направлена на:
1) создание условий и построение системы коррекционно -развивающей
и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в
возрасте с 5 до 7 лет, преду сматривающую полную интеграцию действий
всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей
дошкольников, их комплексного воздействия, направленного на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннег о гармоничного развития .
2) создание условий для эффективной реализации образовательной
области «Речевое развитие» с привлечением синхронного выравнивания
речевого и психофизического развития детей с тяжѐлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи).
За дачи:
 Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой
русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению

Страница 3

в школе и обеспечивает преемственность со следующей с тупенью системы
образования.
 Подбор, систематизация и совершенствование диагностических,
образовательных методов и приѐмов деятельности учителя - логопеда в
соответствии с программным содержанием.
 Создание благоприятных условий развития детей в соответств ии с
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
 Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах речевого развития детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Коррекционная работа направлена на:
 обеспечение коррекции нарушений развития речи различных категорий
детей с ограниченными во зможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
 освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребн остей,
социальной адаптации.
Принципы и подходы к формированию Программы:
 этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого
нарушения, т.е. учет внешних, внутренних, биологических и социально -
психологические факторов, которые привели к речевому нарушению);
 системности и учета структуры речевого нарушения (учета в
логопедической работе стр уктуры дефекта, определения ведущего
нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов). Сложность
структурно -функциональной организации речевой системы обусловливает
расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных
ее звеньев. Э то и определяет значимость воздействия на все компоненты
речи при устранении речевых расстройств;
 комплексности ;
 дифференцированного подхода (осуществляется на основе учета
этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого
дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
 поэтапности (целенаправленный, сложно организованный процесс, с
целями, задачами, методами и при емами коррекции);
 развития (организация работы с детьми строится на основе
выделения тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне
ближайшего развития ребенка и с учетом ведущей деятельности ребенка
(предметно -практической, игровой, учебной);
 онтогенетический (учет последовательности появления форм и
функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
 учета личностных особенностей ;

Страница 4

 деятельностного подхода ;
 использования обходного пути (формирования новой
функциональной системы в обход пострадавшего звена);
 формирования речевых навыков в условиях естественного речевого
общения (т.е. с учетом ведущей деятельности ребенка) в процессе работы с
детьми моделируются различные ситуации речевого общения;
 интеграции, взаимодействия и прее мственности работы всех
специалистов ДОУ и семьи.
Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особ енностей
развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий с пециалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенно сти подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа реализуется в течение всего периода и времени пребывания
ребенка в ДОУ (от 1 до 2 ле т, учитывая рекомендации ТПМПК ). Реализация
регионального компонента осуществляется через обогащение словарного
запаса по данно му направлению. Образовательная деятельность
осуществляется в первую и вторую половину дня.
Реализация программы осуществляется через организацию совместной
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.
Длительность подгрупповой работы с детьми составляет следующее
время: старшая группа – 20 минут, подготовительная группа – 30 минут.
Длительность индивидуальных занятий составляе т 15 минут.
Основными направлениями работы учителя -логопеда ДОУ по
коррекции и развитию речи детей на логопедических занятиях являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация
звукопроизношения) – развитие восприятия звуков родной речи и
произ ношения.
2. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
(развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова,
нахождение места звука в слове.

Страница 5

3. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное
употребле ние в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в
которой происходит общение. 4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и
диалогической (разговорной).
6. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения
и письма
Для организации взаимодейств ия педагогического коллектива с семьями
детей используются разнообразные формы партнерства:
 пилотные исследования п о выявлению запросов родителей;
 повышение информационной культуры родит елей (подготавливается
наглядная информация (стенды), обновляется сайт ДОУ, проводятся
консультации, семинары, мастер -классы, семинары -практикумы, круглые
столы);
 организация мастер -классов по развитию артикуляционной и
пальчиковой гимнастики, развитию свя зной речи средствами моделирования,
совершенствованию мелкой и обще й моторики и т.д.;
 участие в совместных праздниках, развлечениях, выставках,
конкурсах чтецов, дидактических пособий по разв итию мелкой моторики и
т.д.);
 логопедический час (дискуссии, дело вые игры), мероприятия в рамках
проектной деятельности, родительские собрания, Дни открытых дверей и т.д.
с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство ДОУ.