cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Кратк ое описание Адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования детск ого сад а № 18 0 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)
Програ мма разработана в соответствии с основными нормативно -
правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федеральн ого государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
• Приказ Мин просвещения России от 3 1.0 7.20 20 № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образова тельным
програ ммам дошкольного образования»;
• требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по
реал изации в 2021 –2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года ;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и о бучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
• письма Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственны х символов Российской Федерации;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№180 открытого акционерного общества «Росс ийские железные дороги».
Программа в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:
1. Примерной адаптированной основной образ овательной программы
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (Одобренной
решением от 7.12 2017 г. Протокол № 6/17) http://fgosreestr.ru/
2. Комплексной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3 до
7 лет / Н.В. Нищева. – Издание 3 -е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС
ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2020 .

Страница 2

3. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд. второе, доп. и
перераб. – Санкт -Петербург, 201 5. – 143 с.
4. Программа математического развития детей 5 -7 лет «Увлекательная
математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ, Ярославль, 2019 г.
Часть Программы, формируемая участниками обра зовательных
отношений
«Дошкольник и мир железной магистрали». Авторы - составители
Ершова М.В., Треногина Е.П.
Программа определяет содержание и организацию коррекционно -
образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями
речи (ОНР) в ус ловиях детского сада № 180 ОАО «РЖД» с детьми от 5 до 7
лет.
Программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников с ОНР, их всестороннее
(физическое, социально -коммуникативное, познавательное, речевое и
художественно -эстетическое) развитие , коррекцию нарушений развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести
дефекта; раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в
организации всех форм образовательной деятельности и формирование
уровня готовности к школе;
- использование адекватной возрастным, типологическим и
индивидуальным возможностям детей с общим недоразвитием речи модели
образо вательного процесса, основанной на реализации деятельностного и
онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и
развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательных
программ дошкольного и начального общего образован ия; обеспечение
психолого -педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей с ОНР.
АООП ДО рассчитана на пребывание ребенка в группе
компенсир ующей направленности с пятилетнего или шестилетнего возраста
(детей с общим недоразвитием речи), а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
Цель Программы - проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционно -развивающей деятельности и развивающей
предметно -пространственной среды, обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с

Страница 3

инвалидностью, - воспитанника с тяжѐлыми нарушениями речи (ОНР).
Реали зация данной цели предполагает:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у де тей с общим недоразвитием речи;
- осуществление своевременного и пол ноценного личностного развития;
- обеспечение эмоционального благополучия по средством интеграции
содержания образования;
- организация взаимодействия субъектов образовательного проц есса;
- предупр еждение возможных трудностей в усвоении программы
начального образования, обусловленных недоразвитием речевой системы
дошкольника.
Реализация задач коррекционно -развивающей работы, обозначенных в
каждом разделе Программы, возможна лишь при условии комплекс ного
подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех
специалистов (учителя -логопеда, педагога -психолога, инструктора по
физической культуре, музыкальн ого руководител я) ДОУ и родителей.
Особенность построения образовательного процесса в группе для детей
с ОНР заключается в создании структурно -функциональной модели,
спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и
дифференцированного подходов, ориентирующих педагогов на овладение
воспитанниками соц иальными, здоровьесб ерегающими, коммуникативными,
деятельностными, информационными компетенциями.
В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его я вляется
выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги
следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные
учителем -логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством
учителя -логопеда занимаются коррекционно -развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним проц ессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре , педагог -психолог осуществляют мероприятия, предусмотренные
программой, занимаются физическим, социально -коммуникативным,
познавательным, речевым, художес твенно -эстетическим развитием детей.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного
образования.
Программой предусмотрена система мониторинга д инамики развития
детей с ТНР, динамики их образовательных достижений, основанная на
методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения,
педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических д ействий с целью их дальнейшей оптимизации; карты
индивидуального развития ребенка.
Содержание коррекционной образовательной деяте льности
обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с

Страница 4

нарушениями речи; осуществление индивидуально ориен тированной
психолого -педагогической по мощи детям с нарушениями речи с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
возможность освоения детьми с нарушениями речи Программы и их
интеграции в ДОУ.
Основная задача коррекционно -педагогической работы: создание
условий для всестороннего развития ребенка с ТНР в целях обогащения его
социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Все направления коррекционно -образовательной работы с детьми с
ОНР тесно взаимосвяза ны и взаимодополняют друг друга, что позволя ет
комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
Каждая ступень Программы включает логопедическую работу и работу
по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В
совокупности они п озволяют обеспечить коррекционно -образовательную
работу с дошкольниками с нарушениями речи комплексно и многоаспектно.
Содержание коррекционно -развивающей работы в образовательных
областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь
перио д дошкольного образования и отрабатываются в процессе
разнообразных видов деятельности.
Эффективность коррекционного обучения определ яется четкой
организацией детей в период пребывания их в учреждении, правильным
ра спределением нагрузки в течение дня, коор динацией и преемственностью в
работе учителя -логопеда и воспитателей.
В ходе образовательной деятельности детей воспит атель, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре , педагог -психолог
решают образовательные задачи, предусмотренные содерж анием
Программы: формируют у детей необходимый и, в тоже время, доступный их
пониманию объем знаний и умений в той или иной образовательной области
в разных видах деятельности, используя разнообразные формы работы
занятия, режимные моменты, игры, прогулки, экскурсии и т.д., решают
коррекционные задачи, закрепляют полученные ребенком речевые навыки.
Реализация содержания образовательных областей основана на
принципе тематического планирования образовательной деятельности.
П ланирование учитывает специфику нац иональных, социокультурных и
иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Тематический подход позволяет оптимально вводить региональные
особенности, учитывать специфику Учреждения и образовательные
потребности участников образовател ьных отношений. Содержание темы
отражается в подборе материалов для центров детской активности в
возрастных группах.
Развивающая предметно -пространственная среда Учреждения
соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно -эпидемиологическим
требов аниям. Прави льно организованная РППС в группе и кабинет е учителя -
логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять

Страница 5

свои способности не только на занятиях, но в самостоятельно й деятельности;
стимулирует развитие творческих способност ей, самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а
значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Детский сад располагает учебно -методиче ской лите ратурой по всем
образовательным областям развития детей дошкольного возраста:
физическому, социально -коммуникативному, познавательному, речевому,
художес твенно -эстетическому развитию в соответствии с требованиями
ФГОС.
Адаптированная образовательн ая программа дошкольного образования
является актуальной и необходимой для работы в учреждении, отражает
современные подходы к развитию, обучению и воспитанию детей
дошкольного возраста .