cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание Основной образовательной программы
дошкольного образования частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного общест ва
«Российские железные дороги»
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 27 3-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Закон № 273- Ф3);
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федераци и» по
вопросам воспитания обучающихся»;
- приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об у тверждении
федерального государственного образовательного стандарт а дошкольного
образования»;
- комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования
от 28.02.2014 №08-249;
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 №373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образова тельной
деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования»;
- письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР -535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Р оссийской
Федерации на период до 2024 года» ;
- постановление Главного государственного санитарного в рача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлени я детей и
молодежи» (СанПиН 2.4.3648 -20 ).
Программа основана на инновационной программе дошкольного
образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Москва, 2019 год, разработ анной в
со ответствии с ФГОС ДО и с учѐтом Указа Президента РФ от 07.05.2019 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах раз вития Российской
Федерации на период до 2024 года».
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста от 2 лет до 7 лет с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, поддержк у детской
инициативы, творчества и создание условий для самореализации
воспитанников с оптимальным сочетанием классического дошкольного
образования и современных образовательных технологий ко ррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
"ДЕТСКИЙ САД
№ 180 ОАО
" РЖД " Подписано цифровой подписью : "ДЕТСКИЙ САД № 180 ОАО
" РЖД "
DN: 1.2.643.100.4=120A32323038303131363739, 1.2.840.113549.1.9.2=2208011679-220801001-222104916199, email=dou180@mail.ru, 1.2.643.100.3=120B3033333435313235313134, 1.2.643.100.1=120D31303432323031373731393038, title= Заведующая , o="ДЕТСКИЙ САД № 180 ОАО "РЖД ",
street= УЛ КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ , ДОМ 22, l= Новоалтайск , st=22
Алтайский край , c=RU, givenName= Елена Павловна ,
sn= Малаканова , cn="ДЕТСКИЙ САД № 180 ОАО "РЖД "
Дата : 2022.09.21 14:03:42 +07'00'

Страница 2

Программа спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей
образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и
запросов воспитанников, а также принадлежности к ОАО «РЖД».
Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и
организац ию образовательного процесса на ступени дошкольного
образования.
Обязательная часть Программы разработана на основе
образовательного программного документа для дошкольных учреждений -
инновационной образовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, Э. М. Дорофеевой . – М.:
МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 201 9 г.
Содержание и механизмы инновационной образовательной программы
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» обеспечивают полноценное развитие
личности ребѐнка во всех основных образовательных областя х: в сферах
социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно -
эстетического и физического развития на фоне эмоционального благополучия
и положительного отношения к миру, себе и другим людям.
Инновации будут вводиться постепенно, в том объеме, к к оторому
готовы воспитатели и детский сад в целом.
В основной части представлены программы
 Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников (для детей 3 – 7
лет).
 Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа
художественно -эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной
деятельности (формирование эстетического отношения к миру) .
В части, формируемой участниками образовательных отноше ний,
представлена авторская парциальная программа:
Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконин а, Л.Е.
Журовой, Н.В. Дуровой (для детей 4 – 7 лет).
И образовательные программы, разработанные самостояте льно
участниками образовательных отношений:
1. Программа по адаптации детей раннего возраста (2 – 3 года) к
условиям дошкольного образовательного учреждения «В детски й сад с
радостью!»
Авторы -составители: Ершова М.В., Дурандина Е.С.
2. «Дошкольник и мир железной магистрали». Авторы - составители
Ершова М.В., Треногина Е.П.
Данные программы учитывают образовательные потребности, ин тересы
и мотивы детей, социальный заказ учредителя ДОУ № 180 ОАО «РЖД»,
родителей, работников железнодорожного транспорта, возможно сти
педагогического коллектива.
Цели и задачи реализации Программы
Цели обязательной части Программы
Цель Программы : воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно - нравственных ценностей

Страница 3

народов Российской Федерации, исторических и национально -культурных
традиций.
Задачи:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовате льный
процесс с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей
воспитанников, в соответствии с духовно -нравственными ценностями,
историческими и национально -культурными традициями народов России, а
также с природно -географическим и культурно -историческим своеобразием
региона;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребѐнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психоф изиологических
и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создание условий для обеспечения охраны и укрепления физического
и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия
воспитанников;
- воспитание у детей дошкольного возраста таких качеств, как
патриотизм, уважение к традиционным ценностям, интерес и уважение к
родному краю, традиционные гендерные представления, нравственные
основы личности;
- осуществление преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных
уровней (далее – преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования);
- формирование предпосылок учебной деятельности и отношения к
образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;
- создание детско -взрослого сообщества, основанного на взаимном
уважении, равноправии, доброжелательности и сотрудничестве всех
участников образовательных отношений;
- создание пространства детской реализации (ПДР), предполаг ающего
поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребѐнка и
создание условий для самореализации;
- создание современной развивающей предметно -пространственной
среды (РППС) в соответствии с ФГОС ДО и требованиями программы «ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»;
- осуществление эффективного взаимодействия с семьями
воспитанников: обеспечение открытости дошкольного образования,
максимального участия родителей (законных представителей) в
образовательном процессе, психолого -педагогической поддержки семьи,
единства подходов к воспита нию детей в условиях ДОУ и семьи.
Часть Программы (основная часть) по реализации «Художественн о
– эстетическое развитие» - изобразительная деятельность представлена в
парциальной программе художественно -эстетического развития детей 2
– 7 лет в изобразительной деятельности (формирование эсте тического
отношения к миру). Цветные ладошки. Лыкова И.А.

Страница 4

Цель программы: направленное и последовательное воспитание у д етей
эстетической культуры в целях формирования эстетического отноше ния к
окружающему миру и творческой самореализации.
Задачи реализации программы:
1. Раскрыть природу изобразительного искусства как результ ат
творческой деятельности человека.
2. Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству
как отражению жизни во всем ее многообразии, к окружающей
действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
3. Развивать эстетическое восприятие как эмоционально -
интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
4. Знакомить с деятельностью художника (и народного маст ера) на всех
его уровнях: восприятие -исполнительство -творчество.
5. Формировать многоаспектный опыт художественной деятель ности на
основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Часть Программы (основная часть) по реализации «Речевое развитие»
(для детей 3 – 7 лет) представлена в программе Ушакова О.С. Программа
развития речи дошкольников.
Цель программы: развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимод ействия с
окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей:
грамматического строя речи, связной речи – диалогической и
монологической форм; формирование словаря, воспитание звук овой
культуры речи.
Задачи реализации программы:
1. Воспитание звуковой культуры речи,
2. Расширение и обогащение словаря.
3. Формирование грамматического строя речи, ее связности пр и
построении развернутого высказывания.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений по реализации образовательной области «Позна вательное
развитие» представлена в программе «Дошкольник и мир железной
магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П. направлена на: создание условий
для ранней профориентации детей дошкольного возраста в мир е железной
дороги.
Задачи программы :
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного
отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профе ссии,
гордости за их успехи, желание быть похожими на них при дальнейшем
выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей,
обогащенное специальным тематическим содержанием и об орудованием для
организации полноценной познавательно -игровой деятельности детей.

Страница 5

3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, связанного с отображением разных а спектов
профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника сформировать у
детей ценности познания; коммуникативные ценности, ц енности
эмоционально -положительных переживаний, творческого осмысления и
преобразования.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений по реализации образовательной области «Речевое развитие»
направлена на:
- формирование звуковой культуры речи у детей; обучение детей
слышать и правильно произносить звуки; развитие речевого внимания и
речевого дыхания, фонематического слуха и речевого аппарата в целом .
Задачи реализации программы:
Формирование умения интонационно выделять заданные зву ки в слове и
правильно их называть.
Овладение умением проводить звуковой анализ слов различной зву ковой
структуры, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные
звуки; составлять новые слова и предложения.
Формирование у детей ориентира на гласную букву при чтении.
Часть Программы, формируемой участниками образовательных
отношений по реализации «Социально -коммуникативное развитие»
направлена на:
- создание благоприятных условий социальной адаптации ребе нка в
условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его
адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи Программы:
 развитие у детей навыков взаимодействия со взрослыми;
 развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
 развитие игровых навыков, произвольного поведения;
 формирование у детей представлений о социальном мире и о с ебе в
нем;
 обеспечение повышения компетентности родителей (законн ых
представителей) в вопросах развития, образования и укрепления здоровья у
детей.
Описание коррекционной работы в ДОУ
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания
является ведущим направлением в развитии специального обра зования в
нашей стране. Это означает равноправное включение личности,
развивающейся в условиях недостаточности (психической, физическ ой), во
все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный
социальный статус и самореализацию в обществе.
Цель коррекционно -развивающей работы в соответствии с требованиями
ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной по мощи детям с

Страница 6

ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в освоении ООП ДО,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
воспитанников, их социальную адаптацию.
Коррекционно -развивающая работа предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитыват ь
особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредс твом
индивидуализации и дифференциации образовательного процес са.
Задачи:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
• определение особых образовательных потребностей д етей с ОВЗ,
детей -инвалидов, обеспечение качественным и доступным образо ванием в
соответствии с их психофизическими возможностями и индиви дуальными
особенностями;
• определение особенностей организации образовательной дея тельности
для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения р азвития и степенью
его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основ ной
образовательной программы ДО и их интеграции в образова тельной
организации;
• осуществление индивидуально -ориентированной помощи детям с ОВЗ
с учѐтом особенностей психического и (или) физического р азвития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекоме ндациями
ПМПК);
• разработка и реализация индивидуальных планов развития р ебенка,
организация индивидуальных и (или) подгрупповых занят ий для детей с
нарушениями в речевом, физическом и (или) психическом разв итии,
сопровождаемые поддержкой квалифицированных специалистов
образовательной организации (администрация, воспитател и, педагог-
психолог, учитель -логопед, музыкальный руководитель);
• реализация системы мероприятий по социальной адап тации детей
с ОВЗ;
• оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ
консультативной и методической помощи по социальным, пра вовым и
другим вопросам.
Пр инципы и подходы к формированию Программы
Программа построена с учѐтом традиций отечественного дошкольного
воспитания и результатов современных отечественных и зарубежных
исследований в области дошкольной педагогики и психологии.
Концептуальной основой данной программы стали научные положения в
рамках культурно -исторической концепции Л. С. Выготского и его
последователей. Программа реализует следующие основные принципы и
положения:
- обеспечивает всестороннее развитие каждого ребѐнка, в том числе

Страница 7

развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребѐнка;
- реализует принцип возрастного соответствия – предлагает содержание
и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими
законами развития и возрастными возможностями детей;
- сочетает принципы научной обоснованности и практическо й
применимости – соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, и может быть успешн о реализована в
массовой практике дошкольного образования;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности –
решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному минимуму;
- объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе традиционных российских духовно -нравственных и
социокультурных ценностей;
- построена на принципах позитивной социализации детей , на основе
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
- обеспечивает преемственность между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- реализует принцип индивидуализации дошкольного образован ия, что
означает построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных
особенностей, возможностей и интересов детей;
- базируется на личностно -ориентированном взаимодействии взрослого
с ребѐнком, что означает понимание (признание) уникальности,
неповторимости каждого ребѐнка; поддержку и развитие ин ициативы детей в
различных видах деятельности;
- предусматривает учѐт региональной специфики и варьирование
образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- реализует принцип открытости дошкольного образования;
- предусматривает эффективное взаимодействие с семьями
воспитанников;
- использует преимущества сетевого взаимодействия с местным
сообществом;
- предусматривает создание современной информационно -
образовательной среды организации;
- предлагает механизм профессионального и личностного роста
педагогов.
В соответствии с положениями Программы ребѐнок выступ ает как
равноправный участник образовательного процесса, в ходе реализации
которого ведущее место занимает учѐт его индивидуально -личностных
особенностей, потребностей и интересов. Для решения данного условия в
образовательное пространство вводится понятие пространства детской
реализации, предложенного Н. Е. Вераксой – как основного инструмента

Страница 8

развития личности ребѐнка.
Пространство детской реализации (ПДР) определяет главенствующее
место ребѐнка в образовании и предполагает развитие индивидуальности
каждого ребѐнка, поддержку его уникальности, создание детско -взрослого
сообщества, в котором формируется личностно -развивающий и
гуманистический характер детско -взрослого взаимодействия. Ребѐнок
утверждается как личность, у него появляется
опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и
сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной
значимости.
В контексте пространства детской реализации педагог следует за
ребѐнком, лишь помогая в его активности при создании новых форм и в
предъявлении их детско -взрослому сообществу. В то же время не умаляется
роль педагога в целом, поскольку от уровня профессионализма, творчества и
инициативы каждого педагога зависит успешное достижени е цели и задач
Программы.
Принципы и подходы к формированию части программы по
реализации «Художественно – эстетическое развитие» - изобразительная
деятельность (основная часть) через реализацию программы Лыкова
И.А. Цветные ладошки:
 Принцип культуросообразности воспитания. 
 Принцип природосообразности воспитания. 
 Принцип семиотической неоднородности. 
 Принцип развивающего характера художественного образова ния.
 Принцип приоритета содержания по отношению к методам и
технологиям. 
 Принцип гуманистической направленности воспитания. 
 Принцип интеграции изобразительной и познавательной деятель ности.
Принципы и подходы к формированию части программы по
реализации «Речевое развитие» (основная часть) через реализацию
программы Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников:
 Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих
разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе.
 Принцип преемственности осуществляется в двух формах – линейной и
концентрической. Последовательное осуществление преемстве нности в
обучении дошкольников родному языку позволяет не тольк о опираться на
прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и
навыков.
 Тематический принцип, т.е. упражнения и высказывания детей
начинают, продолжают и развивают одну тему.
Принципы и подходы к формированию части Программы
формируемой участниками образовательных отношений по реа лизации
области «Познавательное развитие» представлены в программе

Страница 9

«Дошкольник и мир железной магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П.
( старшая и подготовительная группы):
Основные принципы организации реализации программы:
 Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность пе дагогов,
родителей и детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих пониман ие того,
что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его ин тересами,
потребностями, особенностями;
 педагогическая оценка актуального состояния развития ребѐнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанни ка;
 Систематичность и последовательность:
 использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках непосред ственной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
 Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов нагляднос ти
способствует успешному усвоению программного материала;
 создание предметно -развивающей среды с использованием
железнодорожной тематики;
 Доступность:
 учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей дет ей, зоны
их ближайшего развития;
 Личностно -ориентированный:
 эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка – дошкольника
обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой
наиболее полно реализуются потребности детей в познании, обще нии;
 организация развлечений, праздников совместно со специал истами,
родителями;
 Региональный компонент:
 организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО
«РЖД»;
 Интеграция:
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития (коммун икация,
познание, художественное творчество, физическая культура и т.д.);
 Новизна :
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
эк скурсии, интерактивные игры.
 Здоровьесберегающие технологии - физкультминутки, дыхательная
гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения , тренинги,
гимнастика для глаз и др.
 Исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.

Страница 10

Принципы и подходы к формированию части Программы
формируемой участниками образовательных отношений по реа лизации
области «Речевое развитие» представлены в программе Обучение
дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журово й, Н.В.:
 Научного подхода . Подкрепление всех форм обучения научно
обоснованными и практически адаптированными методиками.
 Г уманизации образования, диктующий необходимость бережного
отношения к каждому воспитаннику;
 Системности и последовательности , обеспечивающий взаимосвязь
и взаимообусловленность всех компонентов программы (от про стого к
сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложне ние
задач и упражнений.
 Демократизации, предусматривающий сотрудничество ребенка со
взрослым.
 Здоровьесберегающий принцип . Количество и время проведения
занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобра ны в
соответствии с санитарно -гигиеническими нормами и правилами. Вся
деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
 На глядности . Иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
 Сочетания игровых и учебных видов деятельности. Постепенный
переход от игры к учебно -познавательной деятельности.
 Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей
обучаемых).
Принципы и подходы к формированию части Программы
формируемой участниками образовательных отношений по реа лизации
области «Социально -коммуникативное развитие» представлены в
программе по адаптации детей раннего возраста (2 – 3 года) к условиям
дошкольного образовательного учреждения «В детский са д с радостью!»
Ершова М.В., Дурандина Е.С. на стр. 4.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями вос питанников –
сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального
благополучия, комплексное всестороннее развитие и создан ие оптимальных
условий для развития личности каждого ребѐнка, путѐм единства подх одов к
воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в области воспитания.
Условия обеспечения эффективного взаимодействия с семьями
воспитанников:
- обеспечение максимального участия родителей в образовательном
процессе (участие в взаимное информирование о ребѐнке и разумное
использование полученной информации педагогами и родителями в интересах
детей;

Страница 11

- обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и
доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ
родителей в пространство детского сада;
- мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных
вопросов и т.д.);
- обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
- обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и
семьи.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
 открытость детского сада для семьи;
 сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
 создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
 ознакомление родителей с содержанием и методикой учебн о-
воспитательного процесса;
 психолого -педагогическое просвещение;
 вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами
деятельность;
 помощь семьям, испытывающим какие -либо трудности;
 взаимодействие педагогов с общественными организациями р одителей
(законных представителей) – родительский комитет ДОУ;
 рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих
приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями
на основе знаний психологических особенностей возраста , с учетом
предшествующего опыта ребенка, его интересов, способност ей и трудностей,
которые возникли в семье и образовательном учреждении;
 восхищаться вместе с родителями инициативности и
самостоятельности ребенка, способствуя формированию у р ебенка
уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителе й чувство
уважения к себе, как воспитателю свих детей;
 регулярно в процессе индивидуального общения с родителя ми
обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием д етей;
 проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, у читывать
точку зрения родителей.
В дошкольной организации существуют многолетние корпор ативные
традиции, установленные компанией РЖД, как учредителя до школьной
организации при поддержке родителей, работников железнод орожного
транспорта. Работа по ознакомлению воспитанников с желе зной дорогой, ее
работниками и традициями, формирование с дошкольного возрас та
корпоративной гордости, этики и культуры работников ОАО «РЖД» - одно
из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации.

Страница 12

Разработана авторская система тематических занятий по познавательному и
социально -коммуникативному развитию.
В Основную образовательную программу дошкольного образовани я
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №180
открытого акционерного общества «Р оссийские железные дороги» включена
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) . Рабочая
программа воспитания частного дошкольного образовательн ого учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Рос сийские
железные дороги» (далее – Программа воспитания) разработана на основе:
 требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Рос сийской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана
мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
 федерального государственного образовательного стандарт а
дошкольного образования;
 примерной рабочей программы воспитания для образовательн ых
организаций, реализующих образовательные программы дошкол ьного
образования, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).
 распоряжения Минпросвещения России от 23.08.2021 N Р -196 (ред. от
25.01.2022) «Об утверждении примерного календарного п лана
воспитательной работы на 2021/2022 учебный год;
 письма Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Федерации .
В основе процесса воспитания детей в детском саду лежа т
конституционные и национальные ценности российского о бщества. Целевые
ориентиры рассматриваются как возрастные характерист ики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом вы пускника ДОО и с
базовыми духовно -нравственными ценностями.
Основные направления воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотическо го
направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества
лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит
в основе познавательного направления воспитания. Ценность здор овья лежит
в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность
труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценно сти культуры
и красоты лежат в основе этико -эстетического направления воспитания.
Календарный план воспитательной работы является составной час тью
Программы воспитания и разработан с целью конкретизации форм и вид ов
воспитательных мероприятий, проводимых работниками ДОУ в 2021 – 2022
учебном году. Календарный план воспитательной работы разделен по
направлениям воспитательной работы детского сада в соо тветствии с
Программой воспитания.

Страница 13

В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе
педагогической диагностики находится понимание ребе нком смысла
конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Планируемые результаты освоения программы
Примерные планируемые результаты воспитательной работы в
виде личностных качеств ребенка
Ребенок:
• любит свою семью, принимает еѐ ценности;
• имеет представление о государственных символах (флаге , гербе,
гимне);
• проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа
и его традициям; эмоционально реагирует на государственны е символы;
• осознаѐт свои качества, индивидуальные особенности и возможности,
способен к дифференцированной самооценке;
• имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает
чувством эмоционального благополучия и комфорта;
• относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет
заботу и внимание к другим людям;
• деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;
• мотивирован к осуществлению познавательной и творческой
деятельности, способен к самостоятельному поиску решений в новой для
него ситуации;
• принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к
еѐ выполнению;
• способен к разным формам общения со взрослым (деловому ,
познавательному, личностному);
• отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со
сверстниками;
• осознаѐт и принимает элементарные общественные нормы и правила
поведения;
• стремится к выполнению социальных норм и правил безопа сного и
здорового образа жизни;
• владеет устными средствами вербального и основами невер бального
общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаи модействия
со взрослыми и сверстниками;
• способен к регуляции своего поведения и своей деятельн ости на основе
становления способности предвосхищать и прогнозировать чувс тва и эмоции
– эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства (г ордость,
стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания).