cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1













Рабочая программа воспитания
частно го дошкольно го образовательно го учреждени я
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»



Авторы -разработчики: Давыдова Ж.Г.,
заместитель заведующего по учебно -воспитательной работе
первой квалификационной категории,
Коновалова О.В., воспитатель
высшей квалификационной категории,
Устюгова М.А., воспитатель
вы сшей квалификационной категории




г. Новоалтайск
Принято на заседании педагогического
совета

Протокол № 1 от 31.08.2022 г.
УТВЕРЖДАЮ:




Приказ № 146 -од от 31.08.2022 г.

Страница 2

2

Содержание
Пояснительная записка 3
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Программы воспитания
5
1.1. Цель и задачи воспитания 6
1.2. Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
6
1.2.2. Воспитывающая среда детского сада 7
1.2.3. Общности (сообщества) детского сада 7
1.2.4. Социокультурный контекст 10
1.2.5. Деятельности и культурные практики в детском саду 10
1.3. Требования к планируемым результатам освоения
Программы воспитания
11
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
раннего возраста (до 3 лет)
11
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 8 лет)
12
Раздел II. Содержательный 14
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям
воспитания
14
2.1.1. Патриотическое направление воспитания 14
2.1.2. Социальное направление воспитания 15
2.1.3. Познавательное направление воспитания 16
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 17
2.1.5. Трудовое направление воспитания 18
2.1.6. Этико -эстетическое направление воспитания 19
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 20
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы
воспитания
22
Раздел III. Организационный 23
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
23
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События детского сада 23
3.3. Организация предметно -пространственной среды 24
3. 4. Особые требования к условиям, обеспечивающим
достижение планируемых личностных результатов в работе с
особыми категориями детей
25
3.5. Примерный календарный план воспитательной работы 27
Литература 33
Лист внесения изменений и дополнений 35

Страница 3

3

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» (далее – Программа воспитания)
разработана на основе :
 требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О
внесении и зменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с
учетом Плана мероприятий по реализации в 2021 –2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года,
 федерального г осударственного образовательного стандарта
дошкольного образования;
 примерной рабочей программы воспитания для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкол ьного
образования, одобренной решением федерального учебно -
методическог о объединения по общему образованию (протокол от «01»
июля 2021 № 2/21).
 распоряжения Минпросвещения России от 23.08.2021 N Р -196 (ред. от
25.01.2022) «Об утверждении примерного календарного плана
воспитательной работы на 2021/2022 учебный год;
 письма Минпросвещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Федерации.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО)
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации
Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно -
методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru. ДОО
руководствуется определением понятия «образовательная программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации » (далее – Федеральный з акон).
Программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы дошк ольного образования . Под воспитанием понимается
«деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на осн ове социокультурных,
духовно -нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитнико в Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям

Страница 4

4

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде» .
Фо рмирование основ патриотизма – любви к своей семье, детскому
саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее
символике – флагу, гербу, гимну выступают образовательными задачами для
старших дошкольников. Формируя представления детей о малой родине и
Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, в детском саду
осуществляется ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и
доступной для них форме с го сударственным устройством России, армией.
Флотом, авиацией».
В основе процесса воспитания детей в детском саду лежат
конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые
ориентиры рассматрива ются как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
базовыми духовно -нравственными ценностями.
О сновны е направлени я воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотиче ского
направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества
лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит
в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит
в основе физического и оздорови тельного направления воспитания. Ценность
труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности
культуры и красоты лежат в основе этико -эстетического направления
воспитания.
Планируемые результаты освоения программы
Примерные планируемые результ аты воспитательной работы в
виде личностных качеств ребенка
Ребенок:
• любит свою семью, принимает еѐ ценности;
• имеет представление о государственных символах (флаге, гербе,
гимне);
• проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего
народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные
символы;
• осознаѐт свои качества, индивидуальные особенности и
возможности, способен к дифференцированной самооценке;
• имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает
чувс твом эмоционального благополучия и комфорта;
• относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет
заботу и внимание к другим людям;
• деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;

Страница 5

5

• мотивирован к осуществлению познавательной и творческой
деятельности, способен к самостоятельному поиску решений в новой для
него ситуации ;
• принимает адекватную полу гендерную роль и проявляет готовность к
еѐ выполнению ;
• способен к разным формам общения со взрослым (деловому,
познавательному, личностному) ;
• отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со
сверстниками;
• осознаѐт и принимает элементарные общественные нормы и правила
поведения;
• стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и
здорового образа жизни;
• владеет устными средствами вербального и основами невербального
общения, достаточными для эффективной коммуникации и взаимодействия
со взрослыми и сверстниками;
• способен к регуляции своего поведения и своей деяте льности на
основе становления способности предвосхищать и прогнозировать чувства и
эмоции – эстетические чувства (чувство прекрасного), моральные чувства
(гордость, стыд, вина), интеллектуальные чувства (радость познания).

Раздел I. Целевые ориентиры и п ланируемые результаты Программы
воспитания
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответствен ность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в ДОУ:
формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде .
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет
способствовать решение следующих основных задач:
✓ воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей

Страница 6

6

и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах челове ка,
семьи, общества ;
✓ воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения
разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной
культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми ;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе;
 формирование позитивного эмоционально -ценностного
отношения к разным видам труда и творчества;
 развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
 формирование основ экологическо го сознания;
✓ объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной
организации на основе традиционных духовно -нравственных ценностей
семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей,
оказание ей психолого -педагогической поддержки, пов ышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, развития и образования детей .

1.2. Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания являются
антропологический, культурно -исторический и практичные подходы.
Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе
от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие
идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного
субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно -
нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о
сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребѐнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности». Программа воспитания ру ководствуется принципами
дошкольного образования , определенными ФГОС ДО. Программа
воспитания построена на основе духовно -нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирает ся на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и
свобод личности, свободного развития личности; воспитание
взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,
ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками

Страница 7

7

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопережив ание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание
основывается на культуре и традициях России, включая культурные
особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод
воспитания п озволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему 5 диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно -этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в
укладе детского сада , включающем воспитывающие среды, общности,
культурные практики, совместную деятельность и событи я.

1.2.2. Воспитывающая среда детского сада
Воспитательный процесс в детском саду организуется в развивающей
среде, которая предполагает специально созданные условия, такие, которые
необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Предметно -развивающая среда детского сада организационно оформленное и
предметно насыщенное, приспособленное для удовлет ворения потребностей
ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в
целом. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но
и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности,
комфортности, функци ональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п. Педагоги заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко
всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и
пользова ния материалами, оборудованием.

1.2.3. Общности (сообщества) детского сада
Профессиональная общность – это устойчивая с истема связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое

Страница 8

8

всеми сотрудниками ДОО. Участники общности разделяют те ценности,
которые заложены в основу Программы воспитания. Основой эффективности
общности является рефлексия собст венной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную
направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения
на основе чувства доброжелательности;
 содейств овать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;  воспитывать в
детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности пе ред группой за свое
поведение.
Профессионально -родительская общность включает сотрудников
детского сада и всех взрослых членов семей воспитанников, которых
связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но
и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по
воспитанию ребенка в семье и в детском саду . Зачастую поведение ребенка
сильно различается дома и в детском саду . Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и
в даль нейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального
и полноценного развития и воспитания.
Детско -взрослая общность. Для общности характерно содействие
друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско -
взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и
но рмам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы
усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и
задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.

Страница 9

9

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает
способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится
умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать
поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотноси ть с желаниями
других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки
поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с
другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так
важно придать детским взаимоотношени ям дух доброжелательности,
развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются
разновозрастные детск ие общности. В детском саду должна быть обеспечена
возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими
детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо
подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с
младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для
подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в
разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для
инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
вос питывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы,
спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность
планов – это необходимые условия нормальной жизни и развит ия детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует
родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даѐт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность
за поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение
голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

Страница 10

10

 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с
детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в
то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях
воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях
с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в
которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое
среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности
являются определяющими в структурно -содержательно й основе Программы
воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация
социокультурного контекста опирается на построение социального
партне рства образовательной организации. В рамках социокультурного
контекста повышается роль родительской общественности как субъекта
образовательных отношений в Программе воспитания.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в детском саду
Цели и задачи воспи тания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации
цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и
культурные практики:
 предметно -целевая (виды деятельности, организуем ые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности,
способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями,
сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментальног о и ценностного содержаний, полученных от
взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через
личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои б азовые
устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на
основе усвоенных ценностей).

Страница 11

11

1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы
воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в
виде целевых ориентиров, представленных в виде о бобщенных портретов
ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие -либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на
гармоничном развитии чел овека в будущем. На уровне дошкольной
организации не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной
образовательной программы дошкольного образования не подлежат
непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей».

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка ран него возраста (к 3 -м годам)
Направлен
ие воспитания
Ценности Показатели
Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к
семье, близким, окружающему миру
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо». Проявляющий
интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий
сочувствие, доброту. Испытывающий
чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении. Способный общаться с
другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств
общения.
Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему
миру и активность в поведении и
деятельности.
Физическое и Здоровье Выполняющий действия по

Страница 12

12

оздоровительное самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т.
д. Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий инт ерес к физической
активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности в
быту, в детском саду, на природе.
Трудовое Труд Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях. Стремящийся к
самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Этико -
эстетическое
Культура и
красота
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься продуктивными видами
деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 7 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направления
воспитания
Ценности Показатели
Патриотическое Родина,
государственные
символы, природа
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране, государственных символах
(флаге, гимне, гербе),
испытывающий чувство
привязанности к родному дому,
семье, близким людям.
Имеет первичные представления о
Родине и патриотизме.
Социальное Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственност ь за свои действия и
поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Освоивший основы речевой

Страница 13

13

культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе
общих интересов и дел.
Ребенок осознает себя гражданином
России.
Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
игр овой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и
в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей
российского общества.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.
Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения к
людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности.
Этико -
эстетическое
Культура и красота Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продукти вных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно -эстетического вкуса.



Страница 14

14

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям
воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных
во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно -
нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социа льно -коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно -эстетическое раз витие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усво ения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина , государственные символы , природа лежат в
основе патрио тического направления воспитания. Патриотизм – это
воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России
в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудо любия; ощущения
принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма
как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого
бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных
тра диций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой
самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие
взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно -смысловой, связанный со знаниями об истории России,
своего края, духовных и культу рных традиций и достижений
многонационального народа России;
 эмоционально -ценностный, характеризующийся любовью к Родине –
России, уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно -волевой, обеспечивающий укоренение знаний в
духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе
понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Страница 15

15

Задачи патриотического воспитания:
1) знакомство с государственными символами;
2) формиров ание любви к родному краю, родной природе, родному
языку, культурному наследию своего нар ода;
3) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и
чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
4) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом,
своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов
России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне
зависимости от их этнической принадлежности;
5) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России,
понимания единства природы и людей и бережного ответственного
отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель детского сада должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями
России и своего народа;
 ознакомлени и детей с государственными символами Российской
Федерации : государственным флагом, гимном, гербом;
 формировании уважительного отношения к государственной
символике;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на
приобщение детей к российс ким общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе,
осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям
хозяйственной деятельности человека.

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, друж ба, человек и сотрудничество лежат в основе
социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и
его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все
многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои
поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно -смыслового отношения ребенка к социальному
окружению невозможно без гр амотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско -взрослых и детских общностях. Важным аспектом является
формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых,
появлен ие к моменту подготовки к школе положительной установки к
обучению в школе как важному шагу взросления.

Страница 16

16

Основная цель социального направления воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому
человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в
обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного
образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье,
образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами
сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на
материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ
поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного
существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности,
заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на м есто другого как
проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При
реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно -ролевые игры (в семью, в команду и т. п.),
игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;  учить детей
сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других
людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Ц ель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально
окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятел ьности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику
знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги,
интернет -источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:

Страница 17

17

 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе
наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментировани я),
организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия
ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой
деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совмест но
со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной
среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на
детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для
экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоров ительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать
навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит
в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в
виде люб ой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей,
игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического
воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе
здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение
условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий
внешней среды;
 укрепление опорно -двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных предста влений в области физической
культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного
режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности
жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных
народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско -взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в детском саду .
Фо рмирование у дошкольников культурно -гигиенических навыков
является важной частью воспитания культуры здоровья . Воспитатель
должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и
тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью че ловека,
но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Страница 18

18

Особенность культурно -гигиенических навыков заключается в том,
что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в
детском саду .
В формировании культурно -гигиенических навыков режим дн я играет
одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических
процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое
пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно -гигиенические навыки, воспитатель
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в
игру.
Работа по формированию у ребенка культурно -гигиенических навыков
должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Тр удовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно
должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он
выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только
при этом условии труд оказывает на детей определенное воспита тельное
воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в
приобщении ребенка к труду. Можно выделить о сновные задачи трудового
воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и
воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и
свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды,
которое является следстви ем трудовой деятельности взрослых и труда самих
детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности
детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование
элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (пр ивычки к доступному
дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

Страница 19

19

 показать дет ям необходимость постоянного труда в повседневной
жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания
дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд
и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как да нная черта
непременно сопряжена с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы
они почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей
соответствующее настроен ие, формировать стремление к полезной
деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных
мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико -эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота . Культура по ведения в своей основе
имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к
законам человеческого общества. Культура отношений является делом не
столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о
культуре поведения усваивают ся ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико -эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических
представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты
внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия и
понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между
людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традиция м и культуре
родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к
окружающей ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать
себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей
культуру поведения, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на
нескольких основных направлениях воспитательной работы :
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям,
считаться с их делами, интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в
общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности,
умении вести себя в обще ственных местах;

Страница 20

20

 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко,
разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение
обраща ться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом детского
сада ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и
последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в
порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; прив ести в порядок
свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного
отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение
чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющей внутренне го мира
ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию
предполагают следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно -творческой деятельности
самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных
представле ний, воображения и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь детского сада ;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической
развивающей среды и др.;
 формирование чувства пре красного на основе восприятия
художественного слова на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с
детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Ва жным компонентом воспитательного процесса в детском саду
является проведение мероприятий, ставших традицией. Это такие
мероприятия как:
 День знаний . Встреча детей в д етском саду сказочными героями.
 День пожилого человека;
 День Матери;
 Рождественские колядки;
 Проводы зимы. Масленица.
 День защиты детей. Встреча детей в д етском саду сказочными героями.
Организация развлечений.
 День семьи, любви и верности. Встреча детей и родителей в д етском
саду сказочными героями.
Для ознакомления с государственными символами РФ ,
государственными праздниками в ДОУ запланировано отмечать
праздничные даты:

Страница 21

21

 12 июня – «День России» ;
 22 августа - день Государственного флага Российской Федерации;
 30 ноября - день Государственного герба Российской Федерации;
В ДОУ также план ируется отмеча ть такие праздничные даты, как:
 1 сентября - День знаний;
 4 ноября - День народного единства;
 23 февраля - День защитника Отечества;
 8 марта - Международный женский день;
 12 апреля - День космонавтики;
 9 мая - День Победы.
В ДОУ с июня 20 22 года реализуется социальный проект « Возьми меня
за руки ». Волонтеры детского сада устраивают д ля ребят онкологического
отделения АККЦОМД г. Барнаула мастер -классы, развлечения, игротеки .
В проекте уча ствуют сотрудники и родители воспитанников . С ранних ле т
дети должны понимать, что есть те, кто нуждается в помощи окружающих и
в поддержке. Благотворительная и волонтерская деятельность - это
возможность каждому человеку почувствовать себя гражданином.
Гражданскую позицию мы воспитываем с раннего детства. До школьный
возраст является самым сензитивным периодом для формирования духовных
основ личности ребенка. Волонтерская и благотворительная деятельность
способствует формированию в детях социально значимых нравственных
качеств. Родители являются примером для с воих детей в формировании
положительного отношения к волонтерской деятельности.
Детский сад сотрудничает с Алтайским краевым детским экологическим
центром (участие детей в Краевом конкурсе «Юный исследователь») ,
санаторием -профилакторием «Алтай» (оздоровление детей в рамках проекта
«Путешествие в страну Здоровья »), с Алтайским сектором охраны
окружающей среды центра охраны окружающей среды Западно -Сибирской
железной дороги (совместные акции и занятия по формированию бережного
отношения к природе) .
Взаимодействие с различными социальными партнерами способствует
созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка,
взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению
педагогического мастерства воспитателей и специалистов , сохранению и
укреплению здоровья воспитанников.
С июня по август на площадке детского сада в 7.50 каждого
понедельника проходит церемония выноса Государственного флага и
прослушивание гимна. С сентября церемония выноса Государственного
флага и прослушива ние гимна проводится в музыкальном зале в первый
понедельник (рабочий) каждого месяца в 7.50.


Страница 22

22

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
В воспитании детей важной составляющей является взаимодействие с
семьями воспитанников.
Цель работы педагогического коллектива в процессе взаимодействия с
семьями воспитанников: обеспечение взаимодействия всех субъектов
образовательного пространства (детей, родителей (законных
пред ставителей), педагогов) для эффективного и полноценного освоения
детьми содержания образовательных областей, их психофизического,
интеллектуального, социально эмоционального, творческого и личностного
развития через общение, игру, познавательно - исследова тельскую
деятельность и другие формы активности. Признание приоритета семейного
воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного
учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и
«взаимодействие».
В дошкольной организации существуют многолетние корпоративные
традиции, установленные компанией «РЖД», как учредителя дошкольной
организации при поддержке родителей, работников железнодорожного
транспорта. Работа по ознакомлению воспитанников с железной дорогой, ее
работниками и т радициями, формирование с дошкольного возраста
корпоративной гордости, этики и культуры работников ОАО «РЖД» - одно
из приоритетных направлений деятельности дошкольной организации.
Разработана авторская система тематических занятий по познавательному и
соц иально -коммуникативному развитию.
Совместно с родителями проводятся: экскурсии на железнодорожные
предприятия; оформление тематических альбомов, фотостендов по
результатам проведения совместных мероприятий детского сада с шефами;
праздник, посвященный Дню железнодорожника; праздники с участием
родителей, посвященные дню Матери, дню Защитника Отечества, 8 марта;
выпуск газет; организация мини -библиотеки; семинары – практикумы;
выпуск журнала; участие в проектной деятельности, ежегодный фестиваль
«Минута слав ы моей семьи»; мастер -классы по профессиям, которые
организуют и проводят родители.
С целью повышения уровня педагогической компетентности родителей
педагогами и специалистами ДОУ проводятся: лекции, семинары –
практикумы, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии,
круглые столы.






Страница 23

23

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы
воспитания
Программа воспитания реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного
процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно
восп роизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды
совместной деятельности. Уклад детского сада направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования
на уровень начального общего образования:
1) Обеспече ние личностно развивающей предметно -пространственной
среды, в том числе современное материально -техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению це левых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, н ациональных и пр.).
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно -смысловые
ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая
характеристика уклада, которая определяе т его особенности, степень его
вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно -образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества
ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия
ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных
воспитательных целей;
 «о т ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает
опыт деятельности, в особенности – игровой.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События детского сада
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в
которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть пон ята, раскрыта
и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него

Страница 24

24

общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная вз рослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно воз никшая ситуация, и любой
режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и
подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным плано м воспитательной работы ДОО, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в детском саду возможно в следующих
формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах
деятельности (детско -взрослый спектакль, построение эксперимента,
совместное конструирование, спортивные игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.),
профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско -взрослых проектов (празднование Дня
Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ
спектакля для детей младшей группы и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий
проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с
подгруппа ми детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно -пространственной среды
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно -
пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства детского сада, группы и
прилегающей территории для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает
реализацию Программы воспитания, с учѐтом возрастных особенностей
детей, а также национально -культурных и климато -географических
условий.

Страница 25

25

Предметно -пространственная среда отражает ценности, на которых
строится программа воспитания и способствует их принятию и раскрытию
ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и
организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
орган изация.
Среда экологичн ая , природосообразн ая и безопасн ая .
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной
деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность поз навательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жи зни человека и государства (портреты членов
семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.)
Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смыс л здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружени я в культуру
России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции.
Вся среда дошкольной организации гармоничн ая и эстетически
привлекате льн ая .

3. 4. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
Инклюзия является ценностной основой уклада детского сада и
основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и
событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместн ость, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участниками образовательных отношений в детском саду .
На уровне воспитывающих сред : предметно -пространственная среда
строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная
воспитывающая среда детского сада обеспечивает возможность включения
каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества;
рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации
уникальности достижений каждого ребенк а.

Страница 26

26

На уровне общности : формируются условия освоения социальных
ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации
целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений
между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско -взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на п ринципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей : педагогическое проекти рование
совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей,
в детско -родительских группах обеспечивает условия освоения доступных
навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий : проектирование пед агогами ритмо в жизни,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной
ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия
каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность ребе нка в своих силах. Событийная организация
должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья
и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в детском
саду , являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего соци ального окружения к
воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной
образовательной организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, ин ициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого -педагогической поддержки семье ребенка с
особеннос тями в развитии и содействие повышению уровня педагогической
компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально -положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

Страница 27

27

5) расширение у детей с различными нарушен иями развития знаний
и представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.

3. 5. Примерный календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» прилагается к рабочей программе
воспитания частного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий,
проводимых работниками ДОУ в 202 2 – 202 3 учебном году. Календарный
план воспитательной работы разделен по направления м воспитательной
работы детского сада в соответствии с Программой воспитания.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе
педагогической диагностики находится по нимание ребенком смысла
конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Форма
проведения/содержани
е
Возраст
воспитанн
иков
Ориентиров
очное время
проведения
Ответственные
П атриотическое направление воспитани я
Ценности – Родина
Конкурс дидактических
пособий по нравственно -
патриотическому
воспитанию (лепбук,
макет, альбом, кукла)
«Путешествие по
родному краю»
/участники: педагоги,
дети с родителями/.
3-7 лет Ноябрь Заместитель
заведующего по УВР ,
методист
Музыкально -спортивный
праздник, посвященный
Дню защитника
Отечества
4-7 лет Февраль Музыкальные
руководители,
инструктор по физ.
культуре

Страница 28

28

Создание общей «Книги
памяти»
2-7 лет Февраль –
апрель
Воспитатели, зам.
зав. по УВР,
творческая группа
Работа с лепбуком 4-7 лет Февраль -май Воспитатели
Оформление фото
альбома «Мой город»
3-7 В течение
года
Воспитатели
Конкурс чтецов,
посвященный 7 8-летию
со дня победы в ВОВ «И
помнит мир
спасенный…»
3-7 лет Апрель Воспитатели, зам.
зав. по УВР
Акция «Окна Победы» 3-7 лет Май Воспитатели
Экскурсия к обелиску
Скорби и Славы
4-7 лет Май Воспитатели
Акция «Бессмертный
полк»
3-7 лет Май Заведующий,
заместитель
заведующего по УВР,
воспитатели
Сюжетно – ролевые игры:
«Моряки»,
«Пограничники»,
«Разведчики» и др.
4-7 лет В течение
года
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры
– ситуации: «Летчики
готовы к полету», «Хотим
быть смелыми» и т.д.
3-5 лет В течение
года
Воспитатели
Праздник, посвященный
9 мая
5-7 лет Май Музыкальные
руководители,
инструктор по
физической культуре,
воспитатели
Ценность – государственные символы
Вынос флага (каждое
утро понедельника).
Прослушивание гимна
5-7 лет Июнь -
август
Воспитатели , муз.
руководитель,
инструктор по физ.
культуре
Ознакомление детей с
государственными
символами (герб, флаг,
гимн)
5-7 лет Июнь -
август
Воспитатели
Тематические занятия
«Моя Россия»,
посвященные
празднованию Дня
5-7 лет Июнь Воспитатели,
музыкальный
руководитель

Страница 29

29

России с просмотром
видео ролика
Развлечение,
посвященное Дню семьи,
любви и верности
5-7 лет Июль Воспитатели,
музыкальный
руководитель
Праздник, посвященный
Дню государственного
флага
5-7 лет Август Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Вынос флага ( первый
рабочий понедельник
месяца ). Прослушивание
гимна
5-7 лет Сентябрь -
май
Воспитатели , муз.
руководитель,
инструктор по физ.
культуре
Ценность - природа
«Уроки Эколят»
Посвящение в эколята -
дошколята (в рамках
природоохранного
социально -
образовательного проекта
«Эколята -Дошколята»)
4-5 лет Сентябрь Воспитатели
Изготовление кормуш ек
для птиц
2-7 лет ноябрь Воспитатели
Всероссийский конкурс
рисунка «Эколята –
друзья и защитники
Природы».

Выставка рисунков (на
выставке обязательно
присутствует логотип
«Эколята»)
Ноябрь -
декабрь
Воспитатели,
заместитель
заведующего по УВР
Международный детский
творческий конкурс по
экологии «Здоровье
планеты? В моих руках!»
5-7 лет Декабрь -
февраль
Воспитатели,
заместитель
заведующего по УВР
Экспериментирование 3-7 лет Еженедельно Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры:
«Экскурсия в зоопарк»,
«Лесное происшествие»,
«Экологическая
экспедиция» и др.
5 – 7 лет В течение
года
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры
– ситуации: «Лесная
парикмахерская»,
3-5 лет В течение
года
Воспитатели

Страница 30

30

«Поможем зайке», «Весна
стучится в окна» и др.
Социальное направление воспитания
Ценности – человек, семья, дружба
Спортивно -музыкальное
развлечение «Сундучок
народных игр»,
посвященное Дню
народного единства
(совместно с мамами).
5-7 лет Ноябрь Музыкальные
руководители,
инструктор по физ.
культуре
Оформление фото
альбомов «Моя семья»
2-7 лет Сентябрь -
декабрь
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры
– ситуации: «Мама
пришла с работы»,
«Бабушка приехала» и др.
3 – 5 лет В течение
года
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры:
«Дом», «Семья»,
«Детский сад» и др.
5 – 7 лет В течение
года
Воспитатели
Познавательное направление
Ценность - знания
Разучивание гимна РФ 5-7 лет В течение
года
Воспитатели
Образовательные
события
3-7 лет В течение
года
Воспитатели
Чтение художественной
литературы
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Обогащенные игры в
центрах активности
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Проектная и
исследовательская
деятельность
4-7 лет В течение
года
Воспитатели
Экспериментирование 3-7 лет Еженедельно Воспитатели
Утренний и вечерний
круг
3-7 лет Ежедневно Воспитатели
Конструирование 2-7 лет Еженедельно Воспитатели
Просмотри
познавательных фильмов
5-7 лет В течение
года
Воспитатели
Интеллектуальные игры
(викторины, КВН, Брейн -
ринг и др.)
5-7 лет В течение
года
Воспитатели
Создание
интеллектуальных карт
3-7 лет В течение
года
Воспитатели

Страница 31

31

Работа с лэпбуком


Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность - здоровье
Утренняя гимнастика 2-7 лет Ежедневно Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Физкультурные занятия
в зале и на прогулке
2-7 лет Ежедневно Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Физкультминутки во
время
занятий
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Закаливающие
процедуры и гимнастика
после сна
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Прогулка 2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Подвижные и
спортивные игры и
упражнения
2-7 лет Ежедневно Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Спортивный праздник 4-7 лет 2 раза в год Инструктор по
физической культуре
Физкультурный досуг 2-7 лет Ежемесячно Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
День Здоровья 4-7 лет 1 раз в
квартал
Воспитатели,
инструктор по
физической культуре
Подвижные,
спортивные, народные
игры
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Детско -взрослые
проекты по здоровому
образу жизни (ЗОЖ)
2-7 лет В течение
года
Воспитатели
Работа с лэпбуком по
ЗОЖ

4-7 лет В течение
года
Воспитатели
Оздоровительные
практики (су -джок
гимнастика, гимнастика
для глаз и др.)
2-7 лет Ежедневно Воспитатели
Спортивные
соревнования среди
детских команд города
6-7 лет Апрель И нструктор по
физической культуре

Страница 32

32

«Веселые старты»
Трудовое направление воспитания
Ценность - труд
Выставка «Дары осени» 3-7 лет Сентябрь Воспитатели
Праздник Осени 3-7 лет Октябрь Музыкальные
руководители
Проектная деятельность 4-7 лет В течение
года
Воспитатели
Работа с лепбуком 4-7 лет Февраль -май Воспитатели
Работа с
интеллектуальной картой
4-7 лет В течение
года
Воспитатели
Экспериментирование и
исследование
2-7 лет В течение
года
Воспитатели
Посадка и работа на
огороде и цветнике
3-7 лет Март -
сентябрь
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры:
«Дом», «Дочки –
матери», «Магазин»,
«Железная дорога» и др.
5 – 7 лет В течение
года
Воспитатели
Сюжетно – ролевые игры
– ситуации: «Печем
хлеб», «Огород на окне»,
«Ремонт машин», «На
приеме у врача» и др.
3-5 лет В течение
года
Воспитатели
Этико -эстетическое направление
Ценность – культура и красота
Новогодние праздники 2-7 лет Декабрь Музыкальные
руководители
Музыкально -спортивный
праздник, посвященный
Дню защитника
Отечества
4-7 лет Февраль Музыкальные
руководители,
инструктор по физ.
культуре
Праздник, посвященный
международному
женскому дню
2-7 лет Март Музыкальные
руководители
Развлечение,
посвященное Дн ю
космонавтики
5-7 лет Апрель Инструктор по физ.
культуре
Театрализованная игра
(драматизация и
режиссерская)
3-7 лет В течение
года
Воспитатели
Изготовление
коллективных творческих
работ
2-7 лет В течение
года
Воспитатели

Страница 33

33

Литература:
1. Буре Р.С. Социально -нравственное воспитание дошкольников. Для
занятий с детьми 3 -7 лет. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
2. • Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 -7 лет. –
М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
3. • Великая Победа. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2000.
4. Два парада – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2000.
5. Деятельность педагога по осуществлению гражданско -патриотического
образования детей: Учебно -методическое пособие / Под ред. Затеевой.
– Барнаул: АКИПКРО, 2010.
6. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание
дошкольников6 Для работы с детьми 5 -7 лет. – М.: Мозаика -Синтез,
2008.
7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -
патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа –
М.: Издат ельство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019.
8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -
патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа – М.:
Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019.
9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско -
патриотическ ое воспитание дошкольников. Старшая группа – М.:
Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2019.
10. Игровая деятельность на занятиях по экологии. Средняя группа. /
Автор -сост. П.Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
11. Имена Великой Победы . Книга памяти. Новоалтай ск. Часть вторая. –
Барнаул: Алтайский дом печати, 2011.
12. Победители. Документальный сборник. Новосибирск: Издательский
дом «Историческое наследие Сибири» – 2005.
13. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с дошкольниками:
Основы нравственного воспитан ия: Для занятий с детьми 4 -7 лет. – М.:
МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2020.
14. Рыжова Н.А. программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и
природа» / Текст публикуется в авторской редакции. – М.: «КАРАПУЗ -
ДИДАКТИКА», 2005.
15. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детс ком саду.
Младшая группа. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016 г.
16. • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Средняя группа. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2016 г.
17. • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Старшая группа. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015 г.
18. • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная группа. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2017 г.

Страница 34

34

19. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у
детей 5 -7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия
/авт. – сост. И.Н. Панасенко. – Волгоград: Учитель.








































Страница 35

35

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты
документа
1




2




3





4




5





6





7





8