cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Страница 2

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Содержание программы
1. Пояснительная записка стр. 3
2. Принципы реализации рабочей программы стр. 5
3. Нормативно-правовое сопровождение рабочей
программы стр. 7
4. Планируемые результаты освоения рабочей
программы стр. 8
5. Календарно-тематическое планирование стр.10
6. Литература стр. 20
2

Страница 3

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Пояснительная записка
Овладение родным языком является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве, в этом возрасте дети особенно
сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития
рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа
воспитания и обучения детей. Это положение закреплено в ФГОС ДО
(Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.)
В современной России наблюдается неуклонный рост количества детей
с различными отклонениями в речевом развитии, и все чаще специалисты в
своей практике сталкиваются с безречевыми детьми.
Безречевые дети – это дети, уровень речи которых не может служить
для полноценного общения. Та «речь» (вокализации, звукоподражания и
звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко
произносимые обиходные слова), которая есть у ребенка, не выступает
«регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова
значительно затруднена .
Значительную часть детей, страдающих ЗРР, составляют младшие
дошкольники. При относительно сформированной импрессивной речи
(понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная)
речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных
слов – корней и звукоподражаний. По результатам диагностики в НДОУ
«Детский сад № 180 ОАО «РЖД», проведённой в начале учебного года,
выяснилось, что 78% детей младшего дошкольного возраста имеют задержку
речевого развития. В соответствии с современным положением оказания
логопедической помощи, эта категория детей выпадает из раннего
коррекционного процесса.
Программа «Я говорю» является одним из новых подходов в развитии у
детей младшего дошкольного возраста:
 мелодико-интоннационной базы речи;
 фонематического восприятия;
 слухо-двигательного, слухо – зрительного и зрительно-
двигательного взаимодействия.
При разработке программы автор опирался на основу исследований
таких авторов как Левина Р. Е., Маркова А. К., Ковшиков В.А., Беккер К.О.,
Хватцев М.Е., Орфинская В.К. Они доказали, что овладение речевым
высказыванием предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-
перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования
речедвигательного и речеслухогого анализаторов, их взаимосвязи в
значительной мере влияет на формирование звукопроизносительных умений
детей дошкольного возраста. Вышесказанное определяет необходимость
организации коррекционной работы таким образом, чтобы обеспечить
развитие слухо-двигательного, слухо-зрительного, зрительно-двигательного
3

Страница 4

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
взаимодействия. Логопедическая работа с безречевыми детьми, опирается на
онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву
Программа составлена с учетом требований Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении, ФГОС дошкольного образования
в рамках реализации основной образовательной программы НДОУ «Детский
сад № 180 ОАО «РЖД» (Образовательная область «Речевое развитие»).
Специфика программы определяется ориентировкой на максимально
раннее оказание коррекционной помощи, т.е. начало логопедической работы
в период, наиболее сензитивный для развития речи. Таким образом,
Программа является дополнительной к общей образовательной программе,
служит сопутствующей в коррекции данного вида речевого расстройства у
детей младшего дошкольного возраста ввиду отсутствия в дошкольном
учреждении специализированных групп для детей с ЗРР . Новизна
заключается в том, что впервые в условиях логопункта предлагается
программа коррекции ЗРР у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: создание у ребенка механизмов речевой деятельности, которые
позволят в дальнейшем развиваться речи спонтанно и сложиться в систему.
Задачи программы:
- развивать стремление к речевому общению со сверстниками и
взрослыми;
- создать условия для положительной мотивации ребенка к
вербальной коммуникации через игровую деятельность;
- создать условия для развития пассивного и активного словаря у
детей младшего дошкольного возраста;
- создать условия для развития зрительно-моторной координации,
мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
- создать условия для развития зрительно-пространственного
анализа и синтеза;
- создать условия для развития сенсорно-перцептивной
деятельности;
- создать условия для развития функций голоса, дыхания, чувства
ритма.
Принципы реализации рабочей программы: Программа построена на
гуманистических принципах личностно – ориентированной педагогики,
предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода
жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для его
активности и инициативности, формирование положительных ценностных
ориентаций и установок родителей ребенка.
Принцип учета механизмов нарушения речи (этиопатогенетический
принцип). Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием
окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на
нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции,
фонематических процессов.
4

Страница 5

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Принцип комплексности. Логопедическое воздействие осуществляется в
комплексе с работой врачей, психолога, воспитателей.
Принцип учета закономерности развития речевой функции в
онтогенезе и закономерности строения языка . В овладении языковыми
нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать.
Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход
речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к возрастным
нормам.
Принцип учета ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного
возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него
возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в
речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка
помогает ему преодолеть речевое нарушение.
Принцип учета индивидуальных особенностей . Каждый ребенок, в
особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед
должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к
любому ребенку, установить с ним доверительные отношения,
заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. Найти
индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.
Активного сотрудничества с родителями. Роль родителей в устранении
речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок
проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс
постоянный. Только родительское участие, заинтересованность,
изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом
способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное
преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно
подразумевает обучение через игру. Особенно это важно в работе с детьми с
задержкой речевого развития.
Методическое обеспечение программы
Реализация Программы будет наиболее эффективна при взаимодействии
нескольких специалистов (см.рис.1). В данной взаимосвязи каждый
специалист имеет определённую систему взаимодействия через ребёнка с
ЗРР. Учитель - логопед определяет ведущую роль в содержании деятельности
по программе. Учитель-логопед проводит логопедические занятия при
взаимодействии с другими специалистами и родителями ребёнка с ЗРР.
Инструктор ЛФК проводит занятие по КОЗ (коррекционные
оздоровительные занятия), которые подбираются под ребенка
- Психолог - индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции
всех психических процессов и снятие мышечного тонуса.
- Воспитатель - развивает мелкую моторику, проводит комплексную
кинезиологическую программу
-Музыкальный руководитель – проводит логоритмику.
5

Страница 6

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»

Рис.1
Очень важен комплексный подход к коррекции и реабилитации ребенка
с ЗРР, т.е. помимо педагогического, необходимо также и медицинское
воздействие.
Комплексность педагогического воздействия направлена на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Нормативно-правовое сопровождение рабочей программы:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, в
ред. от 30.12.2008)
2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
4. Закон «Об образовании»
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 сентября
2008 г. № 666)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении
и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования"
7. Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения (Письмо Министерства
образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 2)
8. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями
в развитии в дошкольных образовательных учреждениях (Письмо
6логопед
воспитатель
родители
музыкальный руководитель психолог
инструктор ЛФК

Страница 7

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5 ин/23-
03)
9. Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии
(Письмо Министерства образования Российской Федерации от
29.06.1999 г. )
10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660 – 10 от « 22» июля 2010 г. № 91.
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 20 декабря 2010 г. N 164 Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных организациях. "Об утверждении СанПиН
2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях"
12. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения
(Инструктивно-методическое письмо от 14.03.2000г. № 65/23-16)
13. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения (Письмо Министерства образования
Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
1 Планируемые результаты освоения рабочей программы
Ожидаемые результаты освоения программы:
Обучающийся будет знать:
 существительные, обозначающие названия игрушек, предметы
личной гигиены, одежды, обуви, спальных принадлежностей;
 глаголы, обозначающие трудовые действия, действия
противоположные по значению, действия характеризующие
взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние
Обучающийся будет уметь: 
по словесному указанию педагога находить предметы по
названию, цвету, размеру ;
 имитировать действия людей и движения животных;
 дифференцировать неречевые и речевые звуки;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические
задачи:

произнесение изолированных гласных и согласных звуков (кроме
свистящих, шипящих и сонорных);

правильно воспроизводит звукоподражания, слова и несложные
фразы (из 2-3 слов)
Обучающийся способен проявлять следующие отношения
7

Страница 8

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
 появляется положительное отношение к занятиям;
 увеличился объём понимания речи
 использовать речь как средство коммуникации;
 умение замены звукоподражательных слов
общеупотребительными (ав-ав- машина).
Основные методические рекомендации к занятиям
- максимальное использование разнообразных видов детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
коррекционных занятий;
-забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременной
коррекции речи каждого ребёнка;
- вариативность использования образовательного материала,
позволяющая развить творчество в соответствии с интересами и
наклонностями каждого ребёнка;
-единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Учебно-тематический план
№ Название темы Цель занятия Кол-
во
часов Формы работы Методическое
обеспечение
1 «Игрушки
звучащие,
шумящие» Создать настрой
участников на
совместную
деятельность.
Формирование
мотивации общения,
умения производить
действие по показу,
развитие
общемоторных и
речевых навыков 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Я»
Пропевание
гласных А,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
2 «Аня» Сформировать
основы слуховой
дифференциации,
регулятивной
функции речи,
представлений о
различной
интенсивности
неречевых и речевых
звуков 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Пропевание
гласных А,
отхлопывание
ритма;
Д\и « Где плачет
Аня?»
артикуляционная,
8

Страница 9

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
3 «Весёлый поезд» Вызывать эмоцию
радости от
выполненного
задания, учить
произносить звук в
момент движения. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Едет, едет
паровоз»
Пропевание
гласных У,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
4 «Путешественница
Аня» Развивать слуховое
внимание,
дифференцировать
шумы предметов 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Найди такой
же»
Пропевание
гласных У, А,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
5 «Бычок Мотя» Сформировать
представления о
схемах лица и тела 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Мы эту ручку
разотрём…»
Пропевание
гласных У, А,
согласного М,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
6 «Аня и Мотя» Учить 4 Занятие с Пение с
9

Страница 10

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
воспроизводить
движения ,
изображённые на
сюжетной картинке элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Покажи»
Пропевание
гласных У, А,
согласного М,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
7 «Девочка Оля» Учить узнавать части
тела и лица на
предметной
картинке,
изображающей
человека, соотносить
их с частями
собственного тела 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «У Жирафа
пятна…»
Пропевание
гласных У, А,О
согласного М,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
8 «Оля и Мотя» Учить выделять шар
из ряда предметов,
совершать с ним
игровые действия –
катать, собирать в
коробку и т.д) 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Чудесный
мешочек»
Пропевание
гласных У, А,О
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
9 «На полянке» Формировать
диапазон голоса на
основе упражнений с
использованием 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
10

Страница 11

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
звукоподражаний
различной громкости ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Д\и «Позови
детёнышей»
Пропевание
гласных У, А,О
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
0 «Эдик» Развивать голос
учить издавать звуки
в момент
чередующихся
движений рук. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и
«Колыбельная»
Пропевание
гласных У, А,О Э
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
1 «День рождения
Эдика» Развивать голос
учить издавать звуки
в момент
чередующихся
движений рук.
Побудить к
совершению
знакомых действий с
воображаемыми
предметами. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Бегемот»
Пропевание
гласных У, А,О Э
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
2 «В гостях у Моти» Побудить к
совершению
знакомых действий с
воображаемыми
предметами. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико- Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Зеркало»
11

Страница 12

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Развивать
подвижность речевой
мускулатуры. мелодико
интонационной
базы речи Пропевание
гласных У, А,О Э
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ МЭ
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
3 «Мишка» Упражнять в
совмещении
движения крупных
суставов рук с
голосовой реакцией. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Силач
Мишка», «Гвозди»
Пропевание
гласных Ы,У, А,О
Э согласного М,
слогов МА, МО,
МУ МЭ
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
4 « В гостях у
Миши» Упражнять в
совмещении
движения крупных
суставов рук с
голосовой реакцией.
Научить
воспринимать
артикуляционные
уклады звуков путём
развития зрительно-
кинестетических
ощущений. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Шарик»,
«Камешки»
Пропевание
гласных У, А,О Э
согласного М,
слогов МА, МО,
МУ МЭ,МЫ
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
5 «Надя» Закреплять умение
произносить
звукоподражания в 4 Занятие с
элементами
логоритмики и Пение с
движением «Все
на ножки
12

Страница 13

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
момент движения формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи становитесь…»
Д\и «Зарядка»,
«Попрыгунчики»
Пропевание
гласных У, А,О Э
согласного Н, М,
слогов МА, МО,
МУ МЭ,МЫ
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
6 «У Нади в гостях» Формировать
зрительный контроль
над движением
пальцев.
Активизируем
межполушарные
связи. 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Угадай»,
«Пианино»
Пропевание
слоговых рядов
МА, МО, МУ
МЭ,МЫ, НА, НО,
НЫ, НЭ, НУ,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
1
7 «Толя» Формировать
уверенность в своих
возможностях,
положительную
оценку своих
действий.
Развивать моторику
рук 4 Занятие с
элементами
логоритмики и
формированием
ритмико-
мелодико
интонационной
базы речи Пение с
движением «Все
на ножки
становитесь…»
Д\и «Угадай»,
«Пианино»
Пропевание
слоговых рядов
ТА, МА, МО, МУ
МЭ,МЫ, НА, НО,
НЫ, НЭ, НУ,
отхлопывание
ритма;
артикуляционная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика
13

Страница 14

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Содержание курса
Задачи:
 Создать настрой участников на совместную деятельность.
Формирование мотивации общения, умения производить действие
по показу, развитие общемоторных и речевых навыков.
 Координировать работу рук, совмещать начало и конец движения
с началом и концом голосоведения
 Формирование ритмико-мелодико интонационной базы речи
 Расширять диапазон зрительного и слухового восприятия.
Развивать способность дифференцировать неречевые и речевые
звуки
 Выработать синхронность в работе органов артикуляции, рук,
голоса Учить ощущать разницу в направлении воздушной струи .
 Развитие восприятия, навыков произвольной регуляции
деятельности
Тема 1. «Игрушки звучащие, шумящие»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука А, музыкальные инструменты (бубен, дудочка)
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание гласного А».
Упражняемся в умении производить действие по показу Д\и «Я»
Тема 2. «Аня»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука А,
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание гласного А».
Упражняемся в способности дифференцировать неречевые и речевые звуки
«Где плачет Аня»
Тема 3. «Весёлый поезд»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У,
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание гласного У».
Упражняемся в
умении произносить звук в момент движения Д\и «Едет, едет паровоз»
Тема 4. «Путешественница Аня»
14

Страница 15

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А.
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание гласного У, А».
Упражняемся в дифференцировать шумы предметов Д\и « Найди такой же»
Тема 5. «Бычок Мотя»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А, М
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков У, А М».
Упражняемся в узнавании частей лица и тела Д\и «Мы эту ручку разотрём»
Тема 6. «Аня и Мотя»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А, М.
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков У, А М».
Упражняемся в воспроизведении движения, изображённых на сюжетной
картинке Д\и «Покажи»
Тема 7. «Девочка Оля»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А, О, М
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков У,А,О,М».
Упражняемся в узнавании частей тела и лица на предметной картинке,
изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела Д\и «
У жирафа пятна»
Тема 8. «Оля и Мотя»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков У,А,О,М и
слоговых рядов ». Упражняемся выделять шар из ряда предметов, совершать
15

Страница 16

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
с ним игровые действия – катать, собирать в коробку и т.д) Д\и «Чудесный
мешочек».
Тема 9. «На полянке»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков У,А,О,М и
слоговых рядов ». Упражняемся в формировании диапазона голоса на основе
упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости Д\и
«Позови детёнышей»
Тема 10. «Эдик»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Э, У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ,МЭ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Э,У,А,О,М и слоговых рядов ». Упражняемся в умении издавать звуки в
момент чередующихся движений рук Д\и «Колыбельная»
Тема 11. «День рождения Эдика»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Э, У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ,МЭ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Э,У,А,О,М и слоговых рядов ». Упражняемся в умении совершать знакомые
действия с воображаемыми предметами Д\и «Бегемот»
Тема 12. «В гостях у Моти»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Э, У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ,МЭ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
16

Страница 17

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Э,У,А,О,М и слоговых рядов ». Упражняемся в подвижности речевой
мускулатуры Д\и «Зеркало».
Тема 13. «Мишка»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Ы,Э, У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ,МЭ,МЫ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Ы,Э,У,А,О,М и слоговых рядов ». Упражняемся в совмещении движений
крупных суставов рук с голосовой реакцией Д\и «Силач Мишка»
Тема 14. «В гостях у Миши»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Ы,Э, У, А, О, М, слогов МА,МО, МУ,МЭ,МЫ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Ы,Э,У,А,О,М и слоговых рядов ». Упражняемся в умении воспринимать
артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно-кинестетических
ощущений . Д\и «Шарик»,
Тема 15. «Надя»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Ы,Э, У, А, О, М,Н слогов МА,МО, МУ,МЭ,МЫ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Ы,Э,У,А,О,М,Н и слоговых рядов ». Упражняемся в умении произносить
звукоподражания в момент движения Д\и «Зарядка»,
Тема 16. «У Нади в гостях»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Ы,Э, У, А, О, М,Н слогов МА,МО, МУ,МЭ,МЫ,НА,НО,НУ,НЫ,НЭ
17

Страница 18

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Ы,Э,У,А,О,М,Н и слоговых рядов ». Упражняемся в зрительном контроле
над движением пальцев Д\и «Угадай».
Тема 17. «Толя»
Оборудование: компьютер, карточки для каждого ребёнка с пиктограммой
звука Ы,Э, У, А, О, М,Н,Т слогов МА,МО, МУ,МЭ,МЫ,НА,НО,НУ,НЫ,НЭ
Практическая часть: Учимся совмещать начало и конец движения с
началом и концом голосоведения «Все на ножки становитесь…» Формируем
ритмико-мелодико интонационную базу речи «Пропевание звуков
Ы,Э,У,А,О,М,Н,Т и слоговых рядов ». Упражняемся в развитии моторики
рук Д\и «Пианино»
18

Страница 19

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 9 месяцев включает, 64 занятия. З анятия
продолжительностью 15 мин проводятся 2 раза в неделю. Календарно
тематический план составлен таким образом: включает 18 занятий, каждое
занятие повторяется 4 раза.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Технические
средства примечания
Музыкальный центр 1шт
Музыкальные игрушки
Погремушки, бубны,
палочки,
колокольчики, ложки
деревянные,
барабаны По количеству детей
Материал можно заменить на
аналогичный исходя из имеющихся
возможностей
Дидактические пособия
Шарики (синий,
красный, жёлтый)
Собака, кошка,
корова, коза, лошадь,
петух, цыплёнок,
мышка, кукла Материал можно заменить на
аналогичный исходя из имеющихся
возможностей
Иллюстрации
Символы звуков по
Фомичёвой М.Ф . По количеству детей
Материал можно заменить на
аналогичный исходя из имеющихся
возможностей
Звуковые
файлы
Диск «Музыка с
мамой» Е. Железнова
Мелодия № 1в
обработке Новиковой Материал можно заменить на
аналогичный исходя из имеющихся
возможностей
19

Страница 20

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 ОАО «РЖД»
М етодическая литература :
1. Архипова, Е.Ф . Логопедическая работа с детьми раннего возраста М.:
АСТ: Астрель, 2007.
2. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов
общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр
«Техинформ» МАИ 1997 год 88
3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми
4. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М.: «Институт
общегуманитарных исследований», В, Секачев, 2001. — 96 с.
5. Маркова А. К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у
детей, страдающих алалией. Совещание-семинар по вопросам
специального обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи.
М., Просвещение, 1964.
6. Янушко Е Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3
лет. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.
20