cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. N 1155

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
О БРАЗОВАНИЯ
(в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31 , от 0 8.11.2022 N 955 )

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Предметом регулировани я Стандарта являются отношения в сфере образования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее -
Программа).
Образовательная деятельность по Программе осуществляется организациями,
осуществляющими образовательную де ятельность, индивидуальными предпринимателями
(далее вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации <1> и
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка <2>, в
основе которых заложены следующие основные принципы:
--------------------
<1> Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства Российской
Федерации, 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
<2> Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детст ва как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду;

Страница 2

2) личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия вз рослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно -эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, опр еделяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных э тапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельн ости на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничес тво детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традиц иям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особеннос тям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получен ии
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и ре зультатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно

Страница 3

уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья дет ей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность
образовательных программ дошкольн ого и начального общего образования); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интерес ах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответст венности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной
направленности с учетом образовател ьных потребностей, способностей и состояния здоровья
детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого -педагогической поддержки семьи и п овышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
1.7. Стандарт является основой для: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного о бразования (далее -
федеральная программа) <3>; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
--------------------
<3> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022
N 955 )

Страница 4


2) разработки Программы; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного
обр азования; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессиональног о образования педагогических работников, а также проведения их
аттестации; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуаль ных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации. Реализация Программы на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна
осуществляться в ущерб получению образования на государственном языке Российской
Федерации. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 N 31 )

II. ТРЕБОВАН ИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ
ОБЪЕМУ
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возра ста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организац ии (далее - Группы) могут реализовывать
разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого -педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных ха рактеристик дошкольного образования (объем,

Страница 5

содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, ег о личностного развития, развития инициативы и творческих способностей
на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
усло вий социализации и индивидуализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой <4>. (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
--------------------
<4> Части 6 и 6.1 статьи 12 Федерального за кона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022
N 955 )

При разработке Программы Организация определяет продолжительно сть пребывания детей в
Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может
разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной
продол жительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп
кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп
круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в
том числе разновозрастных Г рупп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания <5> детей в
Организации. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
--------------------
<5> При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется
не более 14 часов с учетом ре жима дня и возрастных категорий детей. (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей
в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,
представляющие определенные нап равления обучения и воспитания детей (далее -
образовательные области): (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
социально -коммуникативное развитие; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
познавательное развитие; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
речевое развитие; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )

Страница 6

художествен но -эстетическое развитие; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
физическое развитие. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Образовательная область "Социально -коммуникативное развитие" направлена на: (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально -нравств енных ценностей,
принятых в российском обществе; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
формирование у ребенка основ гражданс твенности и патриотизма, уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации,
региону проживания и стране в целом; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социальног о и эмоционального
интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 08.11.2022 N 955 )
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование позитивных установок к р азличным видам труда и творчества; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиапространстве (цифровой среде). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
Образовательная область "Познавательное разви тие" направлена на: (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских у мений, мыслительных операций, воображения и способности
к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях ; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной сред е, воспитание
гуманного отношения к природе; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении,
культурно -исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
Отечества, многообразии стран и н ародов мира; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от

Страница 7

08.11.2022 N 955 )
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах,
пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий,
овладение логико -математическими способами их позн ания; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах
их безопасного использования. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Образовательная область "Речевое развитие" включает: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 08.11.2022 N 955 )
владение речь ю как средством коммуникации, познания и самовыражения; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование правильного звукопроизношения; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
развитие звуковой и интонационной культуры речи; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
развитие фонематиче ского слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; (в
ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); (в
ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие речевого творчества; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование предпосылок к обучению грамоте. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
Образовательн ая область "Художественно -эстетическое развитие" предполагает: (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); (в ред. Приказа
Минп росвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
становление эстетического и эмоционально -нравственного отношения к окружающему миру,
воспитание эстетического вкуса; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое); (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании,
лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных
инструментах, музыкально -ритмических движениях, словесном тв орчестве и другое); (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах

Страница 8

искусства; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
реализацию художественно -творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах дос уговой деятельности (праздники, развлечения и другое); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно -речевой, театрализованной и другое). (в ред.
Прик аза Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибко сть),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
формирование опорно -двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
овладение о сновными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально -ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хо ккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
воспитание нравственно -волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выда ющиеся
достижения российских спортсменов; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о
здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных
видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и
здоровью окружающих. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и за дачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со
взрослым; двигательная (пространственно -предметные перемещения, хватание , ползание,
ходьба, тактильно -двигательные игры); предметно -манипулятивная (орудийные и
соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и понимание речи взрослого,
гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки ,
танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры). (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно -предметные действия

Страница 9

- ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто); ситуативно -деловое общение со взрослым и эмоционально -практическое
со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные
движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая
(отоб разительная, сюжетно -отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая
(понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная
деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного
ма териала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки,
подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание
музыки и исполнительство, музыкально -ритмические движения). (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
для дет ей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно -ролевая,
театрализованная, режиссерская, строительно -конструктивная, дидактическая, подвижная и
другое); общение со взрослым (ситуативно -деловое, внеситуативно -познавательное,
внеситу ативно -личностное) и сверстниками (ситуативно -деловое, внеситуативно -деловое);
речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая
речь); познавательно -исследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительна я деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных
материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений,
общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и
другое); элемен тарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно -бытовой
труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных
произведений, пение, музыкально -ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11. 2022 N 955 )
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды
для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно -пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимод ействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
то чки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образова тельных отношений, должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных пр актиках
(далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации
образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе
и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формир уемой участниками

Страница 10

образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты
Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральной программы <6>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
--------------------
<6> Часть 6.1 статьи 12 Федеральн ого закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022
N 955 )

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Поясни тельная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных
различий (индиви дуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей -инвалидов (далее - дети с
ограниченными возможностями здоровья).
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федер альной программой и с
учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенн остей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Програм мы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

Страница 11

б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные хар актеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
пар циальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, соци окультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможн остям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для
указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов,
специальных методичес ких пособий и дидактических материалов, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции
нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспече ние коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и
компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными)
нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основ аниям, не связанным с
ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является
обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется
Организацией самостоятельно.
2.11.3. Организационный раздел должен содер жать описание материально -технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами

Страница 12

обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности о рганизации развивающей
предметно -пространственной среды.
2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы
должны быть не ниже соответствующих с одержания и планируемых результатов
федеральной программы. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую
ознакомитьс я с содержанием выбранных участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных
представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в
том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа
предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) ссылка на федеральную программу; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями дет ей.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к
психолого -педагогическим, кадровым, материально -техническим и финансо вым условиям
реализации Программы, а также к развивающей предметно -пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей
во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах
социально -коммуник ативного, познавательного, речевого, художественно -эстетического и
физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует пр офессиональному развитию педагогических работников;

Страница 13

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образоват ельной
деятельности.
3.2. Требования к психолого -педагогическим условиям реализации Программы. (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого -педагогические условия:
1) уважение взрослых к челове ческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивиду альным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого реб енка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия <7>; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
----------- ---------
<7> Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022
N 955 )

8) поддержка родителей (законных пре дставителей) в воспитании детей, охране и укреплении
их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необ ходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной
помощи на основе специальных психолого -педагогических подходов и наиболее подходящих
для этих детей языков, методов, способов общения и усл овий, в максимальной степени
способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих
детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.

Страница 14

3.2.3. При реализации Програм мы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогически х действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и
изучение индивидуально -психол огических особенностей детей), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги -психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической д иагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья,
специфики Программы.
3.2.5. У словия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждом у ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание усл овий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально -культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
развитие коммуни кативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;

Страница 15

развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно -эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового в ремени и
пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образ овательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно -методического сопровождения процесса реализации Программы, в том
числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом
реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовате льных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми -инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка -инвалида.
3.2.8. Организация должна создавать воз можности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
Программы , в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.

Страница 16

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарным правилам и но рмам СанПиН 1.2.3685 -21 "Ги гиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрирован о Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1
марта 2027 г., и санитарным правилам СП 2.4.3648 -20 "Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержден ным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573),
действующим до 1 января 2027 г. (в ре д. Приказа Минпросвещения РФ от 08 .11.2022 N 955 )
3.3. Требования к развивающей предметно -пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно -пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также
территории, пр илегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении,
приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и
инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа , охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и вз рослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые дл я него условия;
учет национально -культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно -пространственная среда должна быть
содержательно -насыщенной, трансфо рмируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудов ания и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Страница 17

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возра ста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно -пространствен ной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе
от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детс кой мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской ак тивности (в том числе в качестве
предметов -заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игруше к и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5) Доступность среды предполагает:
до ступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей -инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
иг рам, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обесп ечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь, нео бходимые для реализации Программы.
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Страница 18

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебно -вспомогательными, административно -хозяйственными работниками Организации. В
реализ ации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные
работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную
деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация педагогичес ких и учебно -вспомогательных работников должна
соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования",
утвержденном п риказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями,
внесенными приказом Минист ерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями
развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно -вспомогательными работниками в течение всего
времени е е реализации в Организации или в Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п.
3.2.5 настоящего Стандарта.
3.4.3. При работе в Г руппах для детей с ограниченными возможностями здоровья в
Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических
работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными
ограничениями здоровья детей, в том числе ассистенто в (помощников), оказывающих детям
необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих
педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностями здоровья к реализации
Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
Рекомендуется при влекать соответствующих педагогических работников для каждой
Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные
потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной с итуации <8>, могут быть
привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую
квалификацию. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
--------------------
<8> Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124 -ФЗ "Об основных гарантиях прав

Страница 19

ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N 18, ст.
2151; N 51, ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477). (в ред. Приказа Минпросвещения
РФ от 08.11.2022 N 955 )

3.5. Требования к материальн о-техническим условиям реализации Программы. (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
3.5.1. Требования к материально -техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно -эпидемиологическими правилами и
нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно -пространст венной средой;
5) требования к материально -техническому обеспечению программы (учебно -методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы. (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
3.6.1. Финансовое обеспечен ие государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и
частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и
структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, фор мируемой
участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных
траекторий развития детей;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также
механизм их формирования.
3.6.3. Финансирование реализаци и образовательной программы дошкольного образования
должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав
на получение общедоступного и бес платного дошкольного образования. Указанные
нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации,
специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья (специальные условия образования - специальн ые образовательные программы,
методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные

Страница 20

материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
(включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоп еревод при реализации
образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним
территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями
здоровья, а также педагогические, психолого -педагогические, медицинс кие, социальные и
иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с
ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного
професси онального образования педагогических работников, обеспечения безопасных
условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы,
категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и
должен быть достаточн ым и необходимым для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дида ктических материалов,
аудио - и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и
игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов
учебной деятельности и создания развивающей предметно -пространстве нной среды, в том
числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая
предметно -пространственная среда - часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материа лами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых
образовател ьных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию
электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств
обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату
услуг связи, в т ом числе расходов, связанных с подключением к
информационно -телекоммуникационной сети Интернет;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
орие нтиров дошкольного образования, которые представляют собой социально -нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность
развития ребен ка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования
(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие

Страница 21

возможности вменения ребенку к акой -либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиро в.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и
Организации, реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей
<9>. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников <10>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022
N 955 )
--------------------
<9> С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2 012 г. N
273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 08.11.2022 N 955 )
<10> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.
7598; 2013, N 19, ст. 2326). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )

4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дош кольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственн ым основанием при решении
управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;

Страница 22

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения
в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующег о фонда оплаты труда работников Организации.
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально -нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Целевые ориентиры образования в младенч еском возрасте: (в ред. Приказа Минпросвещения
РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя
движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает
осваивать самостоятельную ходьбу; (в ред. Приказ а Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на
общение со взрослым; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена
близких родственников; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова,
регулирующие поведение (можно, нельзя и другое); (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
ребенок произносит несколько простых, облегченных слов; (в ред. Приказа Минпросвещения
РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок а ктивно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку,
кормит собачку, качает куклу); (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок ориентируется в знакомо й обстановке, активно действует с окружающими
предметами (открывает и закрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует
на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов. (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от
08.11.2022 N 955 )
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинае т осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения,
понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )

Страница 23

ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настрое ние; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
играет рядом; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность,
взаимосвязь; (в ред. При каза Минпросвещения РФ от 08.11.20 22 N 955 )
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым; рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и
называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и
временных отношениях; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться
ими; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом пов едении; (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, р исование) и конструирования. (в
ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
у ребенка сформированы основные физические и нравственно -волевые качества; ребенок
владеет основными движениями и эле ментами спортивных игр, может контролировать свои
движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и
личной гигиены; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах
деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил

Страница 24

безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 08.11.2022 N 955 )
у ребенка выражено стре мление заниматься социально значимой деятельностью; (в ред.
Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и
дружить со сверс тниками; старается разрешать возникающие конфликты; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать
свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях, обоснов ывать свои ценностные ориентации; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ
от 08.11.2022 N 955 )
ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и
самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции
близких людей, проявлять эм патию (сочувствие, сопереживание, содействие); (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать об ъяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных
деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он
живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его
национально -культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого
самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных
жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте; (в ред. Приказ а Минпросвещения
РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства,
проявлять эстетическое и эмоционально -нравственное отношение к окружающему миру; (в
ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
владеет художественными умениями, навыками и средствами худож ественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные
задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской
деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; (в ред. Приказа

Страница 25

Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955 )
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы
го товности к школьному обучению. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N
955 )
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации
Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные
Требования должны рассматриваться к ак долгосрочные ориентиры, а непосредственные
целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для
их реализации.