cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Принято на заседании
педагогического совета № 4
от 27.05.2021 г.
УТВЕРЖДАЮ:




Приказ № 100 -од от 27.05.2021 г.







Рабочая программа
по профориентационной направленности
«Дошкольник и мир железн ой магистрали »






Автор -составитель:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Треногина Елена П етровна ,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Ершова Марина Васильевна






г. Новоалтайск
2021

СОДЕРЖАНИЕ

Страница 2

2


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ = 3=
1.1 . Пояснительная записка = 3=
1.2. Цели и задачи реализации Программы = 4=
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы = 5=
= 1.4 . Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения
Программы. =
6=
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ Р АЗДЕЛ = 8=
2.1.= О собенности построения Программы = 8=
2.2. Содержание программы = 8=
2.3. =Содержание модулей программы = 9=
2.3 .1. = Азбука безопасности = 9=
2.3 .2. = Калейдоскоп профессий = 10 =
2.3 .3. = Станция Алтайская –=моя малая Родина = 10=
2.4 . Взаимодействие с родите лями в работе по ранней
профориентации на профессии железнодорожного транспорта =
11=
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ = 12=
3.1. =Календарно -тематическое планирование по железнодорожной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) =
12=
3.1 .1= =Старший во зраст 5 -6 лет = 12=
3.1. 2 =Старший возраст 6 -7 лет = 19 =
3.2 =Календарно -тематическое планирование по железнодорожной
направленности для детей общеразвивающей направленности =
26 =
3.2. 1. =Старший возраст 5 -6 лет = 26 =
3.2 .2. =Старший возраст 6 -7 лет = 28 =
3.3. Описание =материально -технического и методического
обеспечения Программы. =
30=
3.3.1. =Предметно -=развивающая среда = 30=
3.3.2. =Образовательные электронные ресурсы = 31 =
3.3.3.Список научно –=методической литературы = 31=
IV . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ = 33=
4.1. Кра ткая презентация Программы = 33=
Лист изменений и дополнений = 35 =
Приложение № 1 = 36 =



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Страница 3

3

1.1 . Пояснительная записка

В соответствии с современным Федеральным государственным
образовательным стандартом д ошкольного образования педагогам необходим о
создать благоприятные условия, направленные на развитие разнообразных
способностей ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и
возможностей для полноценного проживания им дошкольного детства .
Готовить ребенка к жизни в современном обществе – это актуальная
необходимость, ориентированная на будущее сегодняшнего малыша. В
настоящее время, когда рынок труда испытывает потребность в рабочих
специальностях, решающая роль в формировании личности будущего
профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью
выдерживать любую конкуренцию, принадлежит не только
специализированным профессионально -образовательным учреждениям, но и
образовательным , и дошкольным.
В методических рекомендациях «Об усилении железнодорожной
направленности в работе дошк ольных образовательных учреждений»
подчеркивается: «… П едаго гические коллективы призваны не только растить
физически и духовно здоровое молодое поколение, прививать детям
трудолюбие, формировать у них активную жизненную позицию, высокие
моральные качества, но и с ранних лет готовить надежную смену нынешним
труженикам стальным магистралей. В оспитывать любовь и уважение к труду
железнодорожника, знакомить с историей, традициями, славными делами
железных дорог страны, с профессиями их родителей».
В Программе действий по повышению качества общего образования в
частных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года от 30 марта
2021 г. № 658/р одной и з стратегических задач является: у силение
профориентационной составляю щей в педагогическом процессе, а так ж е
использование цифровых о бразовательных технологий в процессе обучения.
Именно эти целевые ориентиры определяют содержание рабочей
программы «Дошкольник и мир железной магистрали » по развитию
ценностного отношения детей дошкольного возраста к корпоративн ым
традициям, связанным с профессиями на железнодорожном транспорте .
Программа дополнительного образования социально -профессионального
направления выстроена на о снове регионального компонента, с учетом
ведомственной принадлежно сти дошкольного учреждения к открытому
акционерному обществу «Российские железные дороги ».
Программа представляет единую систему организации деятельности,
формируемой участниками воспитательно -образовательного процесса, с детьми
дошкольного возраста. Данная программа нацелена на формирование
элементарных профессиональных знаний в области железнодорожного
транспорта, профессий, структурных подразделений ОАО «РЖД», через
активно -познавательную деятельность детей с учѐтом интеграции

Страница 4

4

образовательных областей, с использованием соврем ен ных инновационных
технологий , с применением электронных средств обучения (ЭОС) .
Воспитанники детского сада – дети железнодорожников. Программа
предусматривает знакомство с историей, с определенными знаковыми
символами железной дороги, профессиями желе знодорожников, с правилами
безопас ного поведения на железнодорожном транспорте, воспитывая тем
самым ценностное отношение и корпоративную гордость к труд у своих
родителей и к труду на железнодорожном транспорте.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Закон № 273 -Ф3);
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного станда рта дошкольного
образования»;
 комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования
от 28.02.2014 №08 -249;
 письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР -535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
 указ Президента Российской Федерации о т 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
органи зациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СанПиН 2.4.3648 -20) ; СанПиН 1.2.3685 -21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постан овлением главного сани тарного врача от
28.01.2021 № 2.

1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы – создание условий для ранней профориентации детей
дошкольного возраста в мире железной дороги.

Задачи программы :
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного
отношения, уважения, интереса к выбранной родителями
профессии, гордости за их успехи, желание быть похожими на них
при дальнейшем выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей,
обогащенное специальным тематическим содержанием и
оборудованием для организации полноценной познавательно -
игровой деятельности детей.

Страница 5

5

3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, связанного с отображением разных аспек тов
профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника
сформировать у детей ценности познания; коммуникативные
ценности, ценности эмоционально -положительных переживаний,
творческого осмысления и преобразования.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы организации реализации программы:
 Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов,
родителей и детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих понимание
того, что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его
интересами, потребностями, особенностями;
 педагогическая оценка актуального состояния развития ребѐнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;

 Систематичность и последовательн ость:
 использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках непосредственной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;

 Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов наглядности
способствует успешному усвоению программного материала;
 создание предметно -развивающей среды с использованием
железнодорожной тематики;

 Доступность:
 учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей,
зоны их ближайшего развития;

 Личностно -ориентированный :
 эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка –
дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида
деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются
потребности детей в познании, общении;
 ор ганизация развлечений, праздников совместно со специалистами,
родителями;

 Региональный компонент:

Страница 6

6

 организация совместной работы с филиалами и подразделениями
ОАО «РЖД» ;

 Интеграция :
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленно сти с другими направлениями развития
(коммуникация, познание, художественное творчество, физическая
культура и т.д.) ;
 Новизна :
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
экскурсии, интерактивные игры.
 Здоровьесберегающие технологии - физкультми нутки,
дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические
упражнения, тренинги , гимнастика для глаз и др.
 Исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.

1.4. Планируемые результаты (це левые ориентиры) освоения
Программы.

Целевые ориентиры для детей (5 -7 лет)
Представления:
1. Имеет представление о роли труда железнодорожников.
2. Имеет представление о разнообразии железнодорожных профессий.
3. Имеет представление о роли современной т ехники, машин, механизмов
в трудовой деятельности железнодорожников.
4. Имеет обобщенное представление о связи труда людей разных
профессий, занятых на одном производстве (железнодорожников).
5. Имеет общее представление о развитии железной дороги.
6. Имее т общее представление о том, где и кем работают родители и в
чем ценность их труда.
Познавательные, речевые, игровые и трудовые навыки
1. Воспринимает трудовой процесс дифференцированно
(последовательность компонентов).
2. Умеет строить наглядно -схематичес кую (и мысленную) модель
трудового процесса.
3. Умеет самостоятельно приобретать знания о труде железнодорожников
из разных источников.
4. Соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием
профессии.
5. Пользуется речью, как доказательством для обоснования суждений о
видах труда, профессиях.
6. Владеет соответствующим словарем: профессия, материал,
инструменты, деньги, бюджет семьи, реклама.

Страница 7

7

7. Включает в игровой процесс деятельность людей различных
железнодорожных профессий.
8. Использует п редметы -заместители в качестве атрибутов для сюжетно -
ролевых игр железнодорожных направлений.
Умения
1. Переносит знания о способах и нормах взаимоотношений в труде на
собственную детскую трудовую деятельность.
2. Знает и называет различные виды железнодор ожного транспорта, его
назначение.
3.Знает стихи, загадки, песни (на железнодорожную тематику).
4. Активен в различных играх (на железнодорожную тематику).
5.Умеет рассказать о транспортной среде окружающего микрорайона
(вокзал, виадук, транспортный узел).
6. Знает и умеет объяснить правила поведения на железнодорожном
транспорте.
7.Знает и объясняет правила безопасного поведения на железнодорожном
транспорте.
8. Знает и называет знаки "железнодорожный переезд" и др.
Отношение к труду железнодорожников
1.Проявляет устойчивый интерес к железнодорожным профессиям.
2. Испытывает чувство уважения и благодарности к людям, создающим
своим трудом разнообразные ценности, необходимые человеку для
совершенства.
Виды контроля:
 диагностика в начале и в конце года,
 по стоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях, в
совместной и самостоятельной деятельности,
 рефлексия.
 анкета ПРИЛОЖЕНИЕ №1














Страница 8

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. О собенности построения Программы

Настоящая программа предназначена для рабо ты с детьми дошкольного
возраста от 5-и до 7 -и лет.
Программа состоит из двух блоков:
1. Познавательный (группы общеразвивающей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) :
 Познавательное занятие проводится 1 раз в месяц во время тематической
недели .
 Занятия носят интегрированный характер .
 Совместная (игровая, предметно – практическая, музыкальная и др.)
деятельность, индивидуальная работа, проводятся по тематике недели .
2. Тематический (группы компенсирующей направленности для детей 5 -
6 лет, 6 -7 лет) с тяжелы ми нарушениями речи (ОНР) :
 Один раз в квартал тематическая неделя с учетом направления
деятельности всех областей .
 Занятия носят интегрированный характер .
 Коррекционная работа с логопедом .
 Совместная (игровая, предметно – практическая, музыкальная и др. )
деятельность, индивидуальная работа, проводятся по тематике недели .

2.2. Содержание программы
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее
профессиях. В програм му включен цикл из 18 познавательных занятий для
первого блока (группы общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -
7 лет) и цикл из 6 познавательных, 6 коррекционно -речевых, 18
художественн о-продуктивных занятий для второго блока (группы
компенсирующей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) .
Занятия проводятся в рамках :
Основной образовательной программы дошкольного образования Детск ого
сад а №180 ОАО «РЖД» г. Новоалтайска Алтайского края,
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад
№180 открытого акционерного общества «РЖД» для детей с тяжѐлыми
нарушениями реч и (общим недоразвитием речи)
в различных разделах деятельности детей:
 И гровой
 Коммуникативной
 Познавательно -исследовательской
 Восприятие художественной литературы и фольклора

Страница 9

9

 Конструирование
 И зобразительной
 М узыкальной
 Двигательной
На занятиях активно исп ользуются разнообразные методы :
 наблюдения
 экскурсии (в том числе и виртуальные)
 демонстрация видео роликов, мультфильмов
 презентации
 беседы
 объяснение
 рассказы педагогов, родителей
 чтение художественной литературы
 упражнения (дыхательные, кинезиологически е и др.)
 моделирование
 продуктивная деятельность
 подвижные и малоподвижные игры,
 словесные игры,
 дидактические игры.
В программе выделено 3 тематических модуля :
Модули Группы
общеразвивающей
направленности
Группы
компенсирующей
направленности
Азбука бе зопасности 3 недел и
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соответствии
с сеткой занятий
Калейдоскоп
профессий
3 недели
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соответствии
с сеткой занятий
Станция Алтайская –
моя малая Родина
3 недели
3 познавательных
занятия

1 неделя
Занятия в соответствии
с сеткой занятий

2.3. Содержание модулей программы
2.3.1. Азбука безопасности

Цель: создание условий для организации работы по охране и укреплению
здор овья детей, реализации комплекса воспитательно – образовательных,
оздоровительных и профилактических мероприятий .
Задачи:
1. Воспитывать чувство самосохранения.

Страница 10

10

2. Учить правилам поведения в чрезвычайной ситуации.
3. Учить бережному отношению к здоровью.
4. Обобщать и систематизировать представления детей о способах
передвижения человека по железной дороге.
Содержание деятельности:
1. Знакомство с правилами.
2. Решение проблемных ситуаций.
3. Проведение экскурсий на железнодорожные предприятия (в том числе
виртуальных).
4. Создание предметно -развивающей среды.
5. Организация совместной работы.

2.3.2. Калейдоскоп профессий
Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с
профессиями железнодорожников, повышение интереса к железно дорожным
специальностям.
Задачи:
1. Развивать трудолюбие и интерес к выбору профессий.
2. Формировать образные представления о специфике работы на
железнодорожных предприятиях в разных отраслях ОАО «РЖД».
Содержание деятельности:
1. Привлеч ение родителей к личностно – ориентированной подготовке
детей для сознательного выбора будущей профессии железнодорожной
специальности.
2. Создание картотеки «Калейдоскоп профессий».
3. Проведение экскурсий на предприятия железнодорожног о транспорта,
создание и пополнение видеорепор тажей по виртуальным экскурсиям Музея
железных дорог России .

2.3.3. Станция Алтайская – моя малая Родина
Цель: создание условий для расширения знаний воспитанников о
истории развития Западно -Сибирской м агистрали и ст. Алтайская. Знакомство
и изучение работы современного железнодорожного транспорта,
структурных подразделений ОАО «РЖД».
Задачи:
1. Способствовать воспитанию патриотического отношения к
прошлому и настоящему Российских Желез ных Дорог.
2. Организовывать совместную работу по профессиональной
ориентации со структурными подразделениями ОАО «РЖД» станции
Алтайская.
3. Формировать у детей уважени е к труду железнодорожников,
обогащать знания о роли труда на железнодорожных предприятиях.
Содержание деятельности:

Страница 11

11

1. Разработка и внедрение перспективных планов по ознакомлению
детей с развитием Западно -Сибирской железной дороги.
2. Проведение экскурсий на предприятия железнодорожного
транспорта.
3. Оформление фотоальбома «Мы в гостях у наших родителей».
4. Развивающий стенд «Железная дорога сквозь века» .

2.4. Взаимодействие с родителями в работе по ранней профориентации на
профессии железнодорожного транспорта
Годовой перспек тивный план работы с родителями

Срок Мероприятия
Сентябрь -
ноябрь
 Консультация для родителей «Роль семьи и детского
сада в воспитании будущего железнодорожника».
 Выставка литературы для родителей на тему «Детям о
железной дороге» .
 Изготовление макет ов «Железная дорога» .
Декабрь -
февраль
 Литературная викторина для детей и родителей «Всѐ о
железной дороге» .
 Оформление материала в «Уголках для родителей» на
тему «Железная дорога – детям не игрушка».
 Создание альбомов «Железнодорожные династии» .

М арт - май  Фотовыставка «Моя мама – железнодорожница» .
 Брейн -ринг «Знатоки железной дороги» .
 Оформление выставки семейных рисунков на тему
«Наша железная дорога ».

Разные формы психолого -педагогического сотрудничества детей и
взрослых , такие как, с отру дничество с родителями в ознакомлении детей с
профессией работников железнодорожного т ранспорта, совместно -проводимые
мероприятия обеспечивают у спешность реализации программы .











Страница 12

12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарно -тематическое план ировани е по железнодорожной
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

3.1.1. Старший возраст 5-6 лет

Тема Цели, задачи

Тематическая неделя: «Калейдоскоп профессий»
Первый квартал

Познавательное
развитие
«Знакомство с
железнодорожным
транспо ртом. Кто
водит поезда ?»

Образовательные: расширять знания
детей о железнодорожном транспорте.
Познакомить с профессиями: машинист,
помощник машиниста, проводник,
проводница вагона.
Коррекционно -развивающие : развивать
диалогическ ую речь , зрительно е внимани е,
мышлени е, артикуляционн ую , тонк ую и
общ ую моторик у, координаци ю речи с
движением, тактильн ую чувствительност ь.
Воспитательные : воспитывать любовь и
уважение к труду железнодорожника. =
Развитие
математических
представлений
«Профессии на
железно дорожном
транспорте»
Образовательные: совершенствова ть навык
количественного счета. Формировать умения
сравнивать множества. Подготов ить к
формированию представлений об
арифметических действиях. Актуализация
наречия поровну. Закреплять навык
отсчитыва ния заданного количества
предметов из большего количества.
Формирова ть навык ориентировки в
пространстве.
Коррекционно -развивающие : развивать
мыслительн ую и речев ую деятельност ь,
зрительное внимани е и восприяти е, речев ой
слух , координаци ю речи с движени ем,
тонк ую моторик у.
Воспитательные : воспит ывать
самостоятельность, активность,
инициативность, умение выполнять задания
педагога сообща.
Речевое развитие
«Азбука профессий.
Профессии на
железной дороге »=
Коррекционно -образовательные задачи.
Закрепл ять представлени я о профессиях на
железной дороге. Расшир ять и
активиз ировать словар ь по теме «Профессии

Страница 13

13

на железной дороге» ( машинист, помощник
машиниста, проводница )
Словарь по теме: пассажир, кассир, касса,
вокзал, поезд, купе, вагон, перрон, локомотив,
паровоз, тепловоз, электровоз, вагоны –
грузовые, пассажирские, цистерна.
Совершенствова ть грамматическ ий стро й
речи (образование сложных слов путем
сложения двух). Совершенствова ть слогово й
анализ и синтез слов. Совершенствова ть
синтаксическ ую сторон у ре чи (составление
простых распространенных предложений с
глаголами прошедшего, настоящего,
будущего времени).
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать диалогическую речь, зрительное
внимание, мышление , артикуляционн ую ,
тонк ую и общ ую моторик у, координаци ю
речи с движением, тактильн ую
чувствительност ь.
Воспитательные задачи. Формировать
навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Конструктивно -
модельная
деятельность
«Поезд»

Образоват ельные: расширять
представления о железнодорожном виде
транспорта
Коррекционно -развивающие: учить детей
использовать детали с учетом их
конструктивных свойств; устанавливать
пространственное расположение основных
частей относительно друг друга.
Воспитат ельные : поощрять
самостоятельность, творчество, инициативу. =
Рисование «Едет,
едет поезд»
(нетрадиционное)
Образовательные: формировать знания и
представления детей о таком виде транспорт а,
как поезд, его составляющие.
Коррекционно -развивающие :
Развив ать художественно -творческие
способности с использованием
нетрадиционных методик рисования; мелкую
моторику к истей рук; зрительное внимание.
Воспитательные : в оспитывать аккуратность

Страница 14

14

в работе с гуашью, бросовым и природным
материалом , самостоятельность.
Рисование « Вагоны
для пассажирского
поезда» =
Образовательные: продолжать вызывать у
детей интерес к работе с различными
изобразительными материалами (мелки,
краски, карандаш, пастель), закреплять ранее
усвоенные умения и навыки в рисовании
пассажирских вагонов.
Коррекционно -развивающие : развивать
зрительное внимание , совершенствовать
композиционные умения .
Воспитательны е: воспитывать инициативу,
самостоятельность, активность
Аппликация
«Паровоз из
прошлого
Образовательные: продолжать знакомство
детей с историей возникновения паровоза.
Коррекционно -развивающие: Создать
условия для передачи образа паровоза из
бумаги определѐнной фигуры, вырезая
силуэты частей из прямоугольников и
квадратов разного размера и цвета. Закрепить
навыки работы с ножницами.
Воспитательные : воспитывать стремление
добиваться хорошего результата.
Тематическая неделя: «Азбука безопасности»
Второй квартал

Познавательное
развитие «Быть
примерным
гражданином
разрешается»
(беседа с решением
проблемных
ситуаций )
Образовательные: обобщать и
систематизировать представления детей о
способах передвижения человека по железной
дороге.
Коррекционно -развивающие : развивать
внимание, сосредоточенность , у пражнять в
навыках правильного поведения в поезде.
Воспитательные : формировать умение
оказывать помощь. =
Речевое развитие
«Безопасность на
железной дороге» =
Коррекционно -образовательные задачи.
Знак омить детей с правилами поведения и
безопас ности на железной дороге. Уточ нять
и закреплять словарь по теме: вагон, скорый
поезд, перрон, плат форма, переходы: мосты,
надземный переход, купе, проводник)
Совершенствовать звуковой анализ и синтез
слов. Совершенствова ть синтаксическ ую
сторону речи (составление предложений с
союзом потому что).
Коррекционно -развивающие задачи.

Страница 15

15

Развивать связн ую р ечь , речево й слух ,
зрительно е внимание и восприятие,
мышление , артикуляционн ую , тонк ую и
общ ую моторик у, координаци ю речи с
движением, тактильной чувствительности.
Воспитательные задачи. Формирова ть
навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательнос ти, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Развитие
математических
представлений
«Правила
безопасности»
Образовательные: совершенствовать навыки
количественного счета. Формирование
умения сравнивать множества. Подготовка к
формированию пред ставлений об
арифметических действиях. Уточнение
представлений о геометрических фигурах и
форме предметов. Совершенствование
навыков ориентировки на плоскости и в
пространстве. Актуализация наречий слева,
справ, вверху, внизу, посередине.
Коррекционно -раз вивающие : Развитие
мыслительных операций, зрительного
восприятия и внимания, речевой
деятельности, тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание активности,
инициативности, навыков взаимодействия в
учебной и игровой деятельности.
Рисование
«Семафорит
се ма фор , он совсем
как светофор »
(нетрадиционное)

Образовательные: Учить дет ей создавать
композицию, п родол жать знакомить с ра зной
техникой рисования (рисова ние пальчиком).
Напомнить и закрепить пра вила дорожного
движения, уже знакомые детям.
Коррекционно -разв ивающие: продолжать
развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику, речь, как средство общения.
Воспитательные: воспитывать интерес к
рисованию, желание порисовать ещѐ.
Пластилинография
«Вот поезд наш
едет, колеса
стучат».


Образовательные: продолжа ть учить детей
рисовать пластилином (размазывать
пластилин тонким слоем, используя вместо
бумаги картон и пластилин вместо красок);
учить составлять коллективную композицию
- вагончики с игрушками в окошках;
создавать плоскостное изображение из

Страница 16

16

пластилин а;
Коррекционно -развивающие: развивать
зрительное восприятие, мелкую моторику ;
продолжать развивать умение р а б о т а т ь
к о л л е к т и в н о , д о г о в а р и в а т ь с я
Воспитательные: воспитывать устойчивый
интерес к рисованию пластилином .

Лепка «Мы едем,
едем в далекие
края … »=
Образовательные: продолжать развивать
умение отражать свои впечатления об
окружающем мире пластическими
средствами в лепных поделках и композици ях
Коррекционно -развивающие: развивать
внимание, память, пространственное
воображение.
Воспитательные: вос питывать
познавательный интерес к работе с
пластилином .
Конструктивно -
модельная
деятельность
«Железная дорога »
Образовательные: закрепить знания детей о
железнодорожном транспорте, как об одном
из средств передвижения. Расширить
представления детей о про фессиях
железнодорожников, правилах поведения на
железной дороге.
Продолжать развивать умение понимать
поставленную задачу (Что делать, и способы
еѐ достижения (Как делать)
Коррекционно -развивающие: Учить
анализировать выполненные постройки.
Развивать пам ять, воображение, мышление .
Воспитательные: воспитывать уважение к
труду работников железнодорожного
транспорта.

Тематическая неделя: Станция Алтайская – моя малая Родина
Третий квартал
= Познавательное
развитие «Как все
на чиналось…»
Образовательные: Знакомить дет ей с
историей возникновения же лезной дороги
Бар наул – Новосибирск, строительством и
разви тием станции «Алтайская», ее
значение м для жизни родного города
Ново алтайска. Познакомить с историей трех
вокзалов. Расши рять представления детей о
спос обах передвижения людей и
перево зимых гру зах в прошед шие годы и в

Страница 17

17

настоящее время.
Коррекционно -развивающие: продолжать
развивать слуховое восприятие, внимание;
формировать умение участвовать в беседе,
поддерживать ее.
Воспитательные: Воспитывать любовь к
родному краю, ув ажение к труду работников
желез нодорожного транспорта.
Речевое развитие
«Станция
А лтайская»
Коррекционно -образовательные задачи.
Закреплять представлени я о профессия х на
железной дороге. Уточнять, расширять и
активизировать словарь по т ем е «Станция
Алтайская»; Знакомить с профессией
обходчики путей .
Словарь по теме: вокзал, поезд, перрон,
монтеры путей, обходчики путей.
Совершенствовать грамматический строй
речи (употребление имен существительных с
предлогами, образова ние однокоренны х
слов). Развивать фонематическое восприятие
(дифференциация двух изучаемых зв уков по
теме) Совершенствовать слоговой анализ
слов.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать речевой слух, фонематические
представления, зрительное внимание, тонкую
и об щую моторику.
Воспитательные задачи. Формировать
взаимопонимани е, самостоятельность,
активность, инициативность,
ответственность.

Развитие
математических
представлений
«Станция
Алтайская»
Образовательные: совершенствовать навыки
количественного счета. Формирование
умения сравнивать множества. Подготовка к
формированию представлений об
арифметических действиях. Уточнение
представлений о геометрических фигурах и
форме предметов. Совершенствование
навыков ориентировки на плоскости и в
пространстве. Актуал изация наречий слева,
справ, вверху, внизу, посередине.
Коррекционно -развивающие: Развитие
мыслительных операций, зрительного

Страница 18

18

восприятия и внимания, речевой
деятельности, тонкой моторики.
Воспитательные: воспитание активности,
инициативности, навыков взаи модействия в
учебной и игровой деятельности.
Рисование «Наш
весѐлый поезд»
Образовательные: продолжать учить детей
рисовать вагоны, передавать их строение,
хар актерные детали. Продолжать зна комство
с техникой «граттаж», используя акварель и
восковые кара ндаши. Побуждать детей
задумывать и воплощать идею, дополнять
композицию объектами в соответствии с
темой.
Коррекционно -развивающие: продолжать
развивать художественно -творческие
способности с использованием
нетрадиционных методик рисования; мелкую
моторик у кистей рук; зрительное внимание.
Воспитательные: воспитывать стремление
добиваться хорошего результата. =
Рисование «Едет
поезд – остановка,
выходите, станция
Алтайская»
Образовательные: учить дет ей создавать
композицию, используя различные
материалы; р азвивать эстетическое
восприятие при изображении
достопримечательностей города
(Железнодорожный вокзал, Торговый центр
«Парк», АО «Алтайвагон»).
Коррекционно -развивающие: развивать
внимание, память, пространственное
воображение.
Воспитательные: формировать чувство
гордости за город, в котором живут дети, за
людей, которые внесли вклад в его развитие =
Конструктивно -
модельная
деятельность
«Желе знодорожный
вокзал» =
Образовательные: Актуализировать зна ния
детей о вокзале; продолжать учить детей
читать схему для постройки; строить
конструкцию, используя различный
строительный материал (кубики, кирпичики,
арки, призмы, длинные кирпичики).
Закрепить названия строител ьных деталей,
размер, форму.
Коррекцион но -развивающие: развивать
мелкую мот орику рук, внимание, речь,
мышление.

Страница 19

19

Воспитательные: воспитывать любовь к
родному городу.
Аппликация
«Мы едем в дальние
края »
Образовательные: закреплять знания по
теме «транспорт», совершенствовать умения
аккуратно р аботать с бумагой и клеем,
срезать углы у квадратов и прямоугольников,
создавать из элементов целостную
композицию,
Упражнять в вырезании предметов
одинаковой формы из бумаги сложенной
гармошкой.
Коррекционно -развивающие: Продолжать
развивать умение оцени вать созданные
изображения. развивать цветовосприятие,
мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать уважение к
профессиям на транспорте.


3.1.2. Старший возраст 6-7 лет

Тема Цели, задачи
Тематическая неделя: «Калейдоскоп профессий»
Познавательное
развитие «Мои
родители –
железнодорожники»
Образовательные: Создать условия для
расширения представлений детей о
профессиях близких людей, о значимости
работы родителей для окружающего мира;
уточнить и расширить представления о
профессиях диспетчер, монте р пути,
обходчик .
Коррекционно -развивающие: разви вать
диалогическую речь, зрительное внимание,
мышление, артикуляционную, тонкую и
общую моторику , координаци ю речи с
движением, тактильн ую чувствительность .
Воспитательные : воспитывать любовь и
уважение к труду железнодорожника. =
Речевое развитие
«Азбука профессий.
Профессии на
железной дороге »
Коррекционно -образовательные задачи.
Закрепл ять представление о профессиях на
железной дороге ( машинист, помощник
машиниста, проводница ). Уточнять,
расширять и акт ивизировать словарь по
теме «Профессии на железной дороге»
(диспетчеры, диктор, начальник поезда)

Страница 20

20

Словарь по теме: пассажир, кассир, касса,
вокзал, поезд, купе, вагон, перрон,
машинист, помощник машиниста,
проводники, диспетчер, начальник поезда.
Сове ршенствовать грамматический строй
речи (образование и употребление имен
существительных в родительном падеже).
Совершенст вовать навык слогового анализа
и синтеза слов. Совершенствовать
синтаксическую сторону речи (составление
сложноподчиненных предл ожений со
словами потому что). Чтение слов с
изученными буквами.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать связную речь , общие речевые
навыки, зрительное внимание, тонкую и
общую моторику, творческую активность .
Воспитательные задачи. Развивать желания
выполн ять трудовые поручения. Обучать
доведению нача того дела до конца.
Формировать навыки взаимодействия,
сотрудничества, инициативности.

Развитие
математических
представлений
Образовательные : Совершенствование
навыков количественного и порядковог о
счета в пределах десяти. Ознакомление со
знаками «=», «+» и формирование умения
пользоваться ими для записи решения задач.
Совершенствование навыков распознавания
геометрических фигур, ориентировки на
плоскости.
Коррекционно -развивающие: Развитие
мыслите льной и речевой деятел ьности,
речевого слуха, памяти, графомоторных
навыков.
Воспитательные : воспитание навыков
сотрудничества в учебной деятельности.
Рисование «Кем я
буду работать на
железной дороге,
когда вырасту»
Образовательные: Совершенствование
ум ений рисова ть человека. Закреплять
умение рисовать людей в движении,
создавать композицию. Закреплять знани я
детей о видах профессий людей, работающих
на железной дороге.
Коррекционно -развивающие:

Страница 21

21

Развивать композиционные умения (рисовать
по всему листу бумаги, передавать
пропорциональные и пространств енные
отношения между объектами ).
Воспитательные : Воспитывать уважение к
людям труда.
Конструктивно -
модельная
деятельность
«Вагон»
Образовательные: Формировать у детей
умение обклеивать готовые коробочки
цветной бумагой, предварительно сделав
выкройку. Закреплять приобретѐнные ранее
навыки работы с бумагой, осторожное
обращение с ножницами.
Коррекционно -развивающие: Развивать
внимательность, аккуратность, умение
выполнять поделку в определѐнной
последова тельности.
Воспитательные : воспитывать интерес к
конструктивно -модельн ой деятельност и.
Аппликация
(Коллективная) «Мы
едем, едем, едем в
Далекие края!»
Образовательные: Формировать умение
составлять многоэлементную композицию из
отдельных частей. Закре плять навыки
вырезывания, срезание уголков, сгибание
полоски пополам и разрезания по линии
сгиба, приема аккуратного наклеивания.
Коррекционно -развивающие: Развитие
воображения, аккуратности, мелкой
моторики,
Воспитательные : Воспитывать
доброжелатель ность . Приви вать навык
работать в коллектив е сообща.
Тематическая неделя: «Азбука безопасности»
Познавательное
развитие
«Осторожно!
Железнодорожные
пути»
Образовательные: Продолжать знакомить
детей с основными правилами безопасного
поведения на железно дорожных путях.
Коррекционно -развивающие: Развивать
память, мышление, внимание, умение
логически правильно излагать свои мысли,
умение действовать по инструкции.
Воспитательные : Воспитывать чувство
осторожности, ответственности за свои
поступки.
Речев ое развитие
«Правила
безопасного
Коррекционно -образовательные задачи.
Расшир ять представлени я детей о правилах
поведения и безопаснос ти на железной

Страница 22

22

поведения на
железной дороге»
дороге. Уточнять и активизировать словарь
по теме: (движение поездов на жд дороге,
скорый поезд, настил, мост, надземный
переход, платформа, тоннели, семафор, купе,
плацкарт)
Совершенствовать грамматический строй
речи (согласование числительных с
сущес твительными). Совершенствовать
слоговой анализ и синтез слов.
Совершенств овать навык составления и
чтения слов из слогов.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать связную речь, мышление,
зрительное внимание, восприятие, тонкую
моторику, творческое воображение.
Воспитательные задачи. Формировать
навыки сотрудничества, взаим опонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.

Развитие
математических
представлений
Образовательные: Совершенствовать навык
количественного и порядкового счета в
пределах десяти, счета двойками,
составление и решени е задач, распознавания
геометрических фигур, умения измерять и
сравнивать длину предметов, навыка
ориентировки на плоскости.
Коррекционно -развивающие : Развивать
мыслительную и речевую деятельность,
зрительное восприятие, творческое
воображение, пальцевую моторику.
Воспитательные: Воспитывать навык
сотрудничества, взаимодействие в игровой и
учебной деятельности , самостоятельность,
активность.

Конструктивно -
модельная
деятельность
«Товарный поезд»
Образовательные: Закрепить знания детей о
назначении тов арных и грузовых поездов .
Коррекционно -развивающие: развивать
конструктивные умения , у мение планировать
этапы работы.
Воспитательные : воспитывать
аккуратность в работе, умение радоваться
результатам своего труда.

Страница 23

23

Рисование
«Безопасность на
железной дор оге»
Образовательные: Совершенствовать у
детей навыки отображения в рисунке темы
безопасного поведения на железной дороге,
используя различные художественные
материалы .
Коррекционно -развивающие: Развивать
память, мышление, умение логически
правильно излага ть свои мысли, внимание.
Воспитательные : Воспитывать чувство
ответственности .

Аппликация
«Пожарный поезд
спешит на пожар»
Образовательные: Закрепить знания детей о
пожарном поезде; - уточнить характерные
особенности поезда (состоит из 2 цистерн и
пасс ажирского вагона, расположенного
между цистернами; поезд красного цвета);
закрепить навык выр езания овала из
прямоугольника.
Коррекционно -развивающие:
активизировать словарь воспитанников
(пожарный поезд, ц истерна, пассажирски й
вагон); развивать воображени е.
Воспитательные : воспитывать умение
аккуратно выреза ть и наклеива ть, у мение
безопасно обращ аться с ножницами .
Тематическая неделя: Станция Алтайская – моя малая Родина
Познавательное
развитие «Алтайская
– станция
железнодорожников»
Образовате льные: Уточнить и закрепить
представления детей о труде на железной
дороге, вокзале, локомотивном и вагонном
депо. Формировать представления об
особенностях работы людей на
железнодорожном вокзале, сортировочной
станции «Алтайская». Упражнять в
использова нии имеющихся знаний и
правильном формулировании своих мыслей
в речи. Воспитывать уважительное
отношение к профессиям людей,
работающих на железной дороге.
Речевое развитие
«Станция
Алтайская»
Коррекционно -образовательные задачи.
Закреплять представлени я о профессия х на
железной дороге. Уточнять , расширять и
активизировать словар ь по теме «Станция
Алтайская»; знакомить с профессиями
рабочих и служащих, обслуживающих

Страница 24

24

железнодорожные пути (монтеры путей,
укладчики).
Словарь по теме: вокзал, поезд, перр он,
монтеры путей, укладчики.
Совершенствовать грамматический строй
речи (образование и употребление имен
существительных в дательном падеже).
Совершенствовать навык слогового анализа
и синтеза слов. Совершенствовать
синтаксическую сторону речи
(сложно подчиненные предложения со
слов ами для того чтобы). Составлять и
читать слов а из слогов с изученными
буквами.
Коррекционно -развивающие задачи.
Развивать речевой слух, фонематические
представления, зрительное внимание,
тонкую и общую моторику .
Воспитате льные задачи. Формировать
взаимопонимание, самостоятельность,
активность , ин ициативность,
ответственность.

Развитие
математических
представлений
Образовательные: Совершенствовать навык
количественного и порядкового счета в
пределах десяти . Закреплять в речи названия
геометрических фигур: квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг, овал,
четырехугольник. Совершенствовать навык
сооружения постройки из плоскостных
фигур по заданной схеме.
Коррекционно -развивающие: Развивать
речевую и мыслительную деятельно сть,
зрительно -двигательную координацию,
мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать
положительное отношение к учебной
деятельности , формировать навык
самостоятельности, активности.
Конструктивно -
модельная
деятельность «Три
вокзала – это нашей
истории строки »
Образовательные: создать условия по
формированию у детей умения составлять
алгоритм предстоящей деятельности.
Коррекционно -развивающие: Развивать
пространственное мышление, творческое

Страница 25

25

воображение, объяснительную и
доказательную речь.
Воспитатель ные : Воспитывать уважение
к строителям - железнодорожникам.
Формировать навыки коллективной
деятельности.
Рисование
« Путешествуем по
родному краю»
Образовательные: Закреплять умение
отображать в рисунке впечатление о поездах
и путешествиях.
Закреп лять умения рисовать несложные
сю жеты и пейзажи (по выбору) - вид за
окном во время путешествия.
Коррекционно -развивающие: Развивать
творческое воображение, способность
создавать композицию .
Продолжать учить детей поддерживать
коллективный разговор речево е
взаимодействие со сверстниками,
активизировать словарь з а счет
использования слов (кругосветное
путешествие, названий транспорта, городов)
Воспитательные : Воспитывать любовь к
родному краю.
Пластилинография
«Поезд радости»
Образовательные : Продолж ать учить детей
использовать в работе нетрадиционную
технику работы с пластилином , з акреплять у
детей использование различных приемов
работы в технике «пластилинография»:
Побуждать детей использовать
дополнительные материалы для обогащения
изображения .
К оррекционно -развивающие: Закреплять
умение ориентироваться на листе бумаги,
обозначать положение деталей словами:
сверху, снизу, посередине.
Развивать у детей мелкую моторику рук,
Воспитательные : Воспитывать
аккуратность, бережное отношение к общей
работе; желание помогать окружающим,
делать приятное и полезное .


Страница 26

26

3.2. Календарно -тематическое планирование по железнодорожной
направленности для детей общеразвивающей направленности

3.2.1. Старший возраст 5-6 лет

месяц Тема Цели, задачи
Модуль «Калей доскоп профессий»
сентябрь «Кто ведет по езда» Расширять представления детей об
особенностях железнодорожного
транспорта, его назначении и видах
(пассажирский, грузовой, специальный).
Развивать кругозор, природную
любознательность. Познакомить с
професс иями: машинист, помощник
машиниста. Прививать детям любовь и
уважение к труду работ ников -
железнодорожников.
декабрь «Все профессии
нужны, все
профессии важны»
Продолжать знакомить детей с профессиями
их родителей – железнодорожников. Дать
представ ление о работе начальника поезда,
осмотрщика вагонов; о профе ссиях
связанных с работой желез нодорожной
ст анции и вокзала: начальник стан ции,
дежурный по станции, диктор станционного
радио; о профессиях с обслуживанием
железных дорог и железнодорожного
транспорта: осмотрщик пути,
дефектос копист, ремонтник пути и др;
ос новных оруди ях труда, используемых в
профес сиональной деятельности.
Воспитывать чувство гордости за
значимость труда своих родителей.
март «Красота, доброта и
нежность стальных
ма гистралей»
Расширять пре дставление детей о
железнодорож ных профессиях. Дать
представление о труде женщин –
железнодорожниц: расшифровщик, на -
рядчик локомотивных бригад, рабочий по
ремонту и стирке спецодежды, кладовщик,
бухгалтер, уборщик служебных помещений
и др; отметить зн ачимость их труда в
бесперебойной работе ма гистрали.
Вос питывать бережное и чуткое отно шение
к самым близким людям, потребность
радовать мам – железнодорожниц добрыми

Страница 27

27

делами.
Модуль «Азбука безопасности»
октябрь «Эти правила нужны,
эти правила важны »
Зна комить детей с правилами поведения на
железной дороге и в железнодорожном
транспорте, чтобы обеспечить себе и другим
безопасность.
Познакомить с назначением платформы для
пассажиров, железнодорожного моста,
знаком ―Подземный переход‖.
Формировать уважите льное, заботливое
отношение к окружающим.
январь «Знаки и символы
железной до роги»
Расширять пред ставления детей о знаково -
симво лической системе железнодорожного
транспорта: эмблема ОАО «РЖД»; что у
детского сада есть своя символика (логотип)
и что он обо значает; цветовое различие
железнодорожного транспорта в
зависимости от его назначения: поезда,
вагоны; отличия формы
железнодорожников.
апрель «Что такое хорошо и
что такое плохо»
Расширять зн ания детей о том, что может
про изойти при определенном поведен ии на
железной дороге и в железнодорожном
транспорте. Продолжать знакомить с
основными правилами, которые следует
соблюдать, находясь на вокзале, в
железнодорожном транспорте, чтобы
обеспечить себе и другим безопасность.
Модуль «Станция Алтайская – моя ма лая Родина»
ноябрь «Как все
начиналось…»
Знакомить детей с историей возникновения
железной дороги Барнаул – Новосибирск,
строительством и развитием станции
«Алтайская», ее значением для жизни
родного города Новоалтайска.
Расширять представления детей о способах
передвижения людей и перевозимых грузах
в прошедшие годы и в настоящее время.
Воспитывать любовь к родному краю,
уважение к труду работников
железнодорожного транспорта.
февраль «Кто работает на
железнодорожном
вокзале?»

Развивать у детей интере с к
железнодорожным профессиям. Обобщать
знания детей о том, что находится на
станции, части поезда, о железнодорожных

Страница 28

28

профессиях. Развивать интерес к
железнодорожным профессиям, закреплять
умение детей отвечать на вопросы полным
ответом.
Воспитывать и ува жение к труду
железнодорожников.
май ―Где ночуют
поезда?‖.
Расширять представления детей о
железнодорожном транспорте, объектах
железнодорожной отрасли.
Познакомить с депо – местом, куда
возвращаются поезда после поездки и как их
там готовят к сле дующей .
Формировать у детей уважение к труду
железнодо рожников – своих родных и
близких людей.

3.2.2. Старший возраст 6-7 лет

месяц Тема Цели, задачи
Модуль «Калейдоскоп профессий»
сентябрь «Знакомство с
различными видами
транспорта»

Продолжать знакомить с профессиями
людей, работающих на железнодорожном
транспорте. Формировать у детей
представление о разных видах
железнодорожного транспорта. Развитие
фантазии и воображения детей, развитие
умения передавать форму объекта
средствами конструктора; закреплен ие
навыков скрепления.
Воспитывать уважение к профессиям людей,
обслуживающих подвижной состав.
декабрь «Железнодорожные
профессии»

Продолжать знакомить детей с профессиями
железнодорожной магистрали, уточнить и
расширить представления профессиях
машинис т, проводник, диспетчер, монтер
пути, обходчик, осмотрщик вагонов,
билетный кассир. Сформировать понимание
того, что работа на железной дороге нужна и
ответственна; развивать интер ес к
железнодорожным профессиям. Р азвивать
логическое мышление, творческие
способности, мелкую моторику, память,
выразительность интонаций, мимику
движений. В оспитывать у детей уважение к

Страница 29

29

людям, работающим на железной дороге.
март «Мои родители —
железнодорожники»

Продолжать знакомить детей профессиями
людей работающих на желез ной дороге.
Знакомить с прошлым и настоящим
железной дороги.
Воспитывать уважение, чувство гордости за
своих родителей и людей работающих на
железной дороге. Формировать знания о
правилах поведения на железной дороге
Модуль «Азбука безопасности»
октябрь «Безопасность на
железной дороге»

Обогащать знания детей о безопасном
поведении на железной дороге.
Продолжать знакомить детей с основными
правилами безопасного поведения на
железной дороге. Развивать память,
мышление, умение логически правильно
излагать свои мысли, умение действовать по
инструкции, внимание.
Воспитывать чувство ответственности за
свои поступки, чувство осторожности.
январь «Сигналы,
регулирующие
движение на
железной дороге»

Уточнить представление о сигналах,
регулирующих движение на же лезной
дороге. Расширять представления о
правилах поведения на железной дороге.
Уточнять представления о работе
светофоров и семафоров. Познакомить с
элементами переезда железнодорожного.
Развивать умение отгадывать загадки.
Развивать мышление, зрительное внимание,
умение ориентироваться в окружающем
мире. Учить рисовать железнодорожные
знаки.

апрель «Железнодорожные
пути»
Познакомить детей с основными правилами
безопасного поведения на железнодорожных
путях. Развивать память, мышление,
внимание, умение л огически правильно
излагать свои мысли, умение действовать по
инструкции. Воспитывать чувство
осторожности, от ветственности за свои
поступки.
Модуль «Станция Алтайская – моя малая Родина»
ноябрь «Станция Алтайская
- моя малая Родина»
Расширять представле ния детей о родном
городе, станции Ал тайская. Продолжать

Страница 30

30

знакомить с прошлым и настоящим стан ции
еѐ подразделений.
февраль «Три вокзала - это
нашей истории
строки»
Расширять представления детей об объек тах
железнодорожной отросли: станциях,
вокзалах, их назначении. Рассказать детям о
том, что на станции Алтайская за всѐ время
еѐ существования было построено три
вокзала. Формировать положительные
представления о строительных профессиях.
май «Железнодорожные
традиции и му зейные
экспонаты»
Продолжать р асширять пред ставления детей
о становлении и развитии железно дорожной
ма гистрали в России. Рассказать об
основателе железнодорожного дела -
императоре Николае 1, его последователях,
о введении тра диции праздновать "День же -
лезнодорожника". Знакомить с музей ными
экспонатами, отра жающими истори ческий
фон железнодорожной эпохи ст. Ал тайская.

3.3. Описание материально -технического и методического обеспечения
Программы.
3.3.1. Предметно - развивающая среда

 Художественная литература для чтения детям ( В. Маяковский «Кем быть?»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и др) .
 Книги серии Даня Петров «Железная дорога. Знания для малышей»,
«Железнодорожные профессии», Всѐ о правильном поведении детей на
железнодорожном транспорте», «Железная дорога. От конной рель совой
дороги до высокоскоростных поездов» .
 Альбомы «История железной дорог и», «Железнодорожные профессии».
 «Как все начиналось», «Новоалтайск – частичка души Алтая» и др.
 Каталог «Вагоны пассажирские и грузовые» В.И.Цыганкова.
 Набор открыток «100 лет Запад но - Сибирской железной дороге»
 Модульное оборудование, напольный конструктор для сюжетно - ролевых
игр «Поезд», «Вокзал» .
 Игротека юного железнодорожника .
 Картотека дидактических игр .
 Наборы раскрасок с выполнением заданий «Железная дорога без
опасности», «Правила поведения на железной дороге» .
 Интеллект –карты «Железнодорожные профессии», «Правила поведения на
железнодорожном транспорте», «От паровоза до сапсана» и др.
 Альбом рисунков лауреатов международного детского творческого
конкурса по экологии на темы «Железная дорога – эк ологический вид
транспорта» и «Э колята – друзья и защитники Природы» .

Страница 31

31

 Альбом «История Российских железных дорог в открытках» .
 Развивающий стенд «Российские железные дороги».

3.3.2. Электронные образовательные ресурсы

https://rzd -museum.ru/expositions Музей железных дорог России
https://www.youtube.com/watch?v=KUUtQdvlcPc Изучаем поезда и
железнодорожный транспорт для дет ей / Обучающее видео про железную
дорогу
https://www.youtube.com/watch?v=kjLwHp0eAk8 Железнодорожный транспорт
для детей. 3D мультик HD. Развивающее видео про железную дорогу
https://www.youtube.com/watch?v=sjxQdtwifVU Мультфильм для малышей, про
паровозы. Изучаем грузовой и пассажирский поезда, типы вагонов.
https://youtu.be/IfSEuEjnczg М ультст удия «Ладушки» Детского сад а №180 ОАО
«РЖД» «Поезд желаний»
https://youtu.be/uObXPd3vFfE Мультстудия «Ладушки» Детского сада №180
ОАО «РЖД» «Станция Алтайская»
https://www.youtube.com/watch?v=DftFT6v79CA Железнодорожные профессии -
Проводник
https://www.youtube.com/watch?v=H6c8DQrHSUE Железнодорожные профессии
-Диспетчер
https://www.youtube.com/watch?v=JkVis -wFqAY Железнодорожные профессии
–М ашинист
https://www.youtube.com/watch?v=wUDdzvHE9iE Железнодорожные профессии
- Слесарь по ремонту тягового подвижного состава
https://www.youtube.com/watch?v=EaFN0AQa4g4 Железнодорожные профессии -
Слесар ь по ремонту тягового состава
https://www.youtube.com/watch?v=SCgk1XqSm2s Железнодорожные профессии -
Дежурный по станции
https://www.youtube.com/watch?v=en3ka7_jmfM Железнодорожные профессии -
Оператор сортировочной горки
https://www.youtube.com/watch?v=1ToeUEJ5CUQ Железнодорожные профессии -
Составитель поездов
https://www.youtube.com/watch?v=L -CvQki eH7I Железнодорожные профессии -
Осмотрщик вагонов
https://www.youtube.com/watch?v=clI -U_bHMO8 Железнодорожные профессии -
Электромонтѐр контактной сети

3.3.3. Список научно – методической литерат уры

Затеева Е.В., Ермакова Г.Г., Лобас Н.А., Иванова Е.,Г Наш друг паровозик
приглашает…:методич еское пособие / Под ред. Е.В.Затеевой. – Барнаул:
АКИПКРО, 2013.

Страница 32

32

Марина Улыбышева «От паровоза до «Сапсана». Лит. – худож. Изд. Для детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Вступ. слово В.И.
Якунина. – М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012.
Царскосельская железная дорога в творчестве детей XX Ι века - Москва :
«Типография « Новости», 2011.
Аверкина Е. К., Жорина Н.А. Путешествие по железной д ороге:
Иллюстрированное методическое пособие для воспитателей и родителей. –
М.:ГОУ «Учебно – методический центр по образованию на железном
транспорте», 2009.
Железная дорога в картинках. Самые, самые… красивые и необычные – М.:
ООО «Пиар – пресс», 2010 .
От конной рельсовой дороги до высокоскоростных поездов. – М.: ООО «Пиар –
Пресс», 2009 .
Железная дорога в русской литературе : антология / [ авт. Сост.:С.Ф.
Дмитриенко]. – М.: Изд. Дом «Ж. – дело», 2012.
Железная дорога глазами детей. – Москва: ООО «И здательский дом
«Транспортная книга», 2008.
«Моя железная дорога» подарочное издание. Москва: ООО «Единые сети»,
2007.
























Страница 33

33

IV . ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
4.1. Краткая презентация Программы по профориентационной
направленности «Дошкольник и мир железной магистрали »

В Программе действий по повышению качества общего образования в
частных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года от 30 марта
2021 г. № 658/р одной и з стратегических задач является: у силение
профориентац ионной составляю щей в педагогическом процессе, а так же
использование цифровых о бразовательных технологий в процессе обучения.
Именно эти целевые ориентиры определяют содержание рабочей программы
«Дошкольник и мир железн ой магистрали » по развитию ценностн ого
отношения детей дошкольного возраста к корпоративным традициям,
связанным с профессиями на железнодорожном транспорте. Программа
выстроена на основе регионального компонента, с учетом ведомственной
принадлежности дошкольного учреждения к открытому акц ионерному
обществу «Российские железные дороги».
Программа состоит из двух блоков:
1. Познавательный (группы общеразвивающей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет)
2. Тематический (группы компенсирующей направленности для
детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
В программе выделено 3 тематических модуля :
 Азбука безопасности
 Калейдоскоп профессий
 Станция Алтайская – моя малая Родина
В содержании каждого модуля указаны цели, задачи и р аскрыто
содержание деятельности.
Излагаемая прог рамма представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее
профессиях. В програм му включен цикл из 18 познавательных занятий для
перво го блока (группы общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -
7 лет) и цикл из 6 познавательных, 6 коррекционно -речевых, 18
художественно -продуктивных занятий для второго блока (группы
компенсирующей направленности для детей 5 -6 лет, 6 -7 лет) с тяж елыми
нарушениями речи (ОНР) .
Занятия проводятся в рамках:
Основной образовательной программы дошкольного образования Детск ого
сад а №180 ОАО «РЖД» г. Новоалтайска Алтайского края ,
Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образовани я частного дошкольного образовательного учреждения Детский сад
№180 открытого акционерного общества «РЖД» для детей с тяжѐлыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
в различных разделах деятельности детей:

Страница 34

34

 И гровой
 Коммуникативной
 Познавательно -исс ледовательской
 Восприятие художественной литературы и фольклора
 Конструирование
 И зобразительной
 М узыкальной
 Двигательной
Для организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями
детей используются разнообразные формы партнерства: Консультации,
выставки литературы на тему «Детям о железной дороге» , фотовыставки .
Совместно с родителями проводятся:  экскурсии на железнодорожные
предприятия; изготовление макетов «Железная дорога»,
 создание альбомов «Железнодорожные династии»,
 Брейн -ринг «Знаток и железной дороги» .




























Страница 35

35

Лист внесения изменений и дополнений










п/п Содержание изменений, дополнений Реквизиты документа
































Страница 36

36

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
дата проведения________ группа_____________ проверку проводили ________________

№ Вопросы Положительный
ответ
Отрицательный
ответ
1 Кем работают твои папа
и мама?

2 Что делает на работе
мама?

3 Что делает на работе
папа?

4 Люди каких профессий
работают на железной
дороге?

5 Что делает машинист?
6 Что делает проводница?
7 Что делает кассир?
8 Что делает монтер пути?
9 Что делает диспетчер?
10 Что делает начальник
станции?

11 Какие про фессии
железной дороги ты еще
знаешь?

12 Кем ты хочешь стать,
когда вырастешь?
Почему?
железнодорожник другая профессия