cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Группа компенсирующей направленности: особенности ее работы

Группа компенсирующей направленности:

особенности ее работы

Что такое группа компенсирующей направленности? Отличие данной группы от обычной: в чем отличия, плюсы и минусы. Как попасть в группу компенсирующей направленности?

Группа компенсирующей направленности представляет собой специализированное подразделение в дошкольном учреждении, предназначенное для обучения детей с нарушениями речи. В нее распределяют детей с учетом специфики не только речевых особенностей, но и возрастных. Причины, по которым может быть рекомендовано посещение данной группы: задержка речевого развития у детей дошкольного возраста; различного рода нарушения в звукопроизношении (когда малыш либо совсем не выговаривает, либо заменяет один звук другим, произносит его неправильно, пример – горловой звук «р»); ОНР (общее недоразвитие речи). В логопедическую группу определяют с четырехлетнего возраста, так как дети лишь с 4-х лет начинают осознавать и учатся слышать то, как они говорят. Чаще всего в садах комбинированного вида функционируют две группы компенсирующей направленности – старшая и подготовительная. В возрасте менее четырех лет занятия со специалистом рекомендованы в случае задержки речевого развития. Как правило, малыши с ЗРР и в целом отстают в развитии и могут быть направлены в специализированный коррекционный детский сад для дошкольников с ЗПР.

Актуальны ли группы компенсирующей направленности?

С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садиков с логопедическими группами. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость в среднем 25 детей на группу, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником. Обычный сад предусматривает работу с дошкольниками не только с сохранным интеллектом, но и с нормой речи. Поэтому нередко дети с проблемами в произношении, несмотря на то, что интеллектуально они развиты так же, как и их сверстники, часто замыкаются, не могут найти контакт с другими людьми и со временем начинают отставать. Если не учесть всех особенностей в развитии дошкольника, проблема никуда не исчезнет, напротив, в школе с ней будет намного сложнее справиться. Так, проблемы с произношением могут повлечь за собой нарушение письменной речи – дисграфию.

Группа компенсирующей направленности или обычная группа ДОУ: в чем отличия.

 Различия между обычной массовой и группе компенсирующей направленности есть. Хотя, на первый взгляд, может показаться, что в них все проходит в одном режиме. Основное отличие заключается в специфике самой работы: В группе компенсирующей направленности иначе составлен режим дня, по-другому проходят образовательные занятия, а именно: в течение всего дня работу проводит не только воспитатель, но и логопед, занятия характеризуются коррекционной направленностью. Логопед и воспитатели группы ведут тетрадь взаимодействия, благодаря которой они могут закреплять пройденный материал и ускоренно компенсировать речевые проблемы. Ведется интенсивно индивидуальная работа. Такие занятия проводятся по 10-15 минут в зависимости от психических, познавательных особенностей каждого из воспитанников (внимания, памяти, мышления, восприятия). На занятие логопед может взять и двух-трех детей, при условии, что они имеют одинаковые речевые нарушения и находятся на одном уровне развития. Планирование такой работы проводится поэтапно: от формирования правильного дыхания до автоматизации и дифференциации звуков. Занятия воспитателя и логопеда проводятся не только фронтально, но и по подгруппам. В то время как первая подгруппа занимается с воспитателем, вторая – у логопеда, после чего дети меняются. Оснащение логопедической группы также отличается от массовой: здесь располагается зеркало для индивидуальной работы. Имеется зона по коррекции произношения, оформление которой проводится согласно возрасту и особенностям речи детей. Особое внимание уделяется развитию фонематического слуха, поэтому в развивающую среду подгруппы включены музыкальные игры, ширмы и т. д. Для воспитанников групп с ОНР (общим недоразвитием речи) доступны различные игры по сенсорике, так как речь тесно связана с ней. Есть логопедический кабинет. В отличие от обычной, в группу компенсирующей направленности меньший набор. По всем правилам количество воспитанников не должно превышать десяти, но бывают и исключения. Из-за нехватки мест, в некоторых случаях наполняемость может быть выше. Перспективное планирование соответствует особенностям речевого развития воспитанников.

Плюсы и минусы группа компенсирующей направленности.

 В логопедической практике часто специалисты сталкиваются с проблемой в работе с родителями, препятствующими коррекционному процессу.

Среди родителей есть такие, которые побаиваются отдавать своего ребенка в группу компенсирующей направленности, ссылаясь на то, что:

  • ребенок может замкнуться в себе;
  • ему будет некомфортно, и он может получить стресс из-за смены детского коллектива и взрослых;
  • вдруг в группе компенсирующей направленности будут дошкольники, имеющие более серьезные нарушения речи, и ребенок станет на их фоне говорить еще хуже.

На самом деле существенных минусов и поводов для переживания нет. Несоответствие возрасту, психическим и речевым особенностям детей, определенным в одну подгруппу − крайне редкое явление, с этим можно столкнуться только в случае несоблюдения правил, прописанных в государственных стандартах. Если добросовестно проводится работа, согласно всем требованиям, то в посещении группы компенсирующей направленности можно отметить лишь плюсы: в маленький набор, благодаря чему каждому воспитаннику уделяется больше внимания. Программа обучения дошкольников с нарушениями речи, но при этом с сохранным интеллектом, соответствует общеобразовательному уровню, поэтому при поступлении в школу ребенок станет не только хорошо и правильно разговаривать, но и будет знать необходимый учебный материал. Ежедневно развитием детей занимается не только воспитатель, но и логопед.

Как попасть в группу компенсирующей направленности? Как вообще дети попадают в данную группу?

Для того чтобы ребенка определили в такую группу, необходимо будет заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). В свою очередь, на саму комиссию изначально ребенка могут направить по итогам обследования логопедом состояния речи детей массового детского сада. Как правило, такую проверку проходят воспитанники средней, старшей и подготовительной групп. В зависимости от того, какие именно проблемы будут выявлены у ребенка, будут рекомендованы дополнительные занятия со специалистом. При серьезных речевых нарушениях дается направление на ПМПК и посещение комбинированного детского сада с группами компенсирующей направленности. Рекомендации по прохождению комиссии могут быть получены от сотрудников детского сада, в который изначально ходил ребенок. В этом случае воспитатели, психолог и логопед пишут характеристику на воспитанника, которая и будет являться основанием для направления на ПМПК. Заключение психоневролога ускоряет этот процесс, если проблема действительно имеет место. Для ПМПК необходимо собрать и другие документы: заключение психиатра, педиатра, ЛОРа, окулиста, невролога, логопеда.

Еремина М.А., учитель-логопед

высшей квалификационной категории