«Доступность — это не только сооружение пандусов,
специальных лифтов, приспособление дорог
и общественного транспорта. Не меньшую
роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил наших социальных,
информационных и прочих служб».
В.В. Путин
Нормативные документы, приказы
-
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом помощи
-
Приказ о доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а также оказания им при этом помощи
-
Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалида
Права инвалидов гарантированы следующими законодательными актами
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
- В учреждении созданы специальные условия для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая и подготовительная);
-
разработана и реализуется Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
- создана комфортная, безопасная, адаптированная развивающая предметно-пространственная среда;
- функционирует психолого-педагогический консилиум (ППк).
- назначен приказом заведующего детским садом сотрудник, ответственный за сопровождение инвалида по территории и зданию детского сада.
Всего на 01 января 2022 года в детском саду 26 детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)
СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ОБОРУДОВАННЫХ КАБИНЕТОВ, В Т.Ч. ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ
В учреждении имеются функциональные помещения для организации взаимодействия с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Помещения |
Количество |
Площадь / кв. м |
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) № 4 |
1 |
128,5 |
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) № 10 |
1 |
129,3 |
Кабинет учителя-логопеда |
2 |
11,8/12 |
Музыкальный зал |
1 |
91 |
Спортивный зал |
1 |
47,4 |
Медицинский блок (медицинский кабинет, изолятор, процедурная, санузел) |
1 |
35,8 |
Методический кабинет |
1 |
45,7 |
Кабинет дополнительного образования |
2 |
13,1 / 11,6 |
Соляная пещера |
1 |
18,8 |
Кабинет педагога-психолога |
1 |
8,5 |
ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ
Групповые помещения Оснащенность помещений Учреждения развивающей предметно-пространственной средой обеспечивает оптимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в Учреждении, включает средства обучения и воспитания (в том числе технические), материалы, в том числе расходные игровые, спортивные, оздоровительное оборудование, инвентарь, соответствующий возрастным возможностям, особенностям детей (детей с ОВЗ, детей-инвалидов) и содержанию программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в группах (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Все материалы и оборудование отвечают требованиям СанПиН. |
Кабинеты учителей-логопедов Кабинеты учителей-логопедов представляют собой специально оборудованные кабинеты для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования; Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей; Зонды логопедические для постановки звуков, а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения. - дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п. - дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п. Пособия для обследования и развития интеллекта Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной. Методические материалы: нормативная, научная, специальная литература по коррекционной работе, методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков; диагностические материалы. Стимульный материал к диагностическим методикам. |
Кабинет педагога-психолога В кабинете с детьми в комфортной обстановке педагог-психолог проводит коррекционные занятия, игровые упражнения, игры, тренинги. Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования; |
Музыкальный зал Детские музыкальные инструменты. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр). Ударные инструменты: бубны, барабан, деревянные ложки трещотка, треугольники, колотушка, коробочка, музыкальные молоточки, колокольчики, металлофон (хроматический), маракас, металлофон (диатонический), ксилофон. Духовые инструменты: свистульки, дудочка, губная гармошка. Струнные инструменты: арфа; цитра. Цифровое пианино CV-P-501 Vamaha. Аккордеон Аснат 80 «Вэльт майстер» Портреты русских и зарубежных композиторов. Наглядно - иллюстративный материал: сюжетные картины; пейзажи (времена года). Комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»). Плакат Музыкальные инструменты. Музыкальный центр, домашний кинотеатр. |
Спортивный зал Физкультурное оснащение. Гимнастическая стенка, кубы, корригирующие дорожки, дорожки для ползания, скамейки гимнастические длиной 2,5 м, дуги для подлезания (высота 40, 50 и 60 см), оборудование для прыжков, гимнастический маты, мишени разные; мячи резиновые: диаметр 20-25 см; диаметр 10—12 см; мячи футбольные, мячи-прыгуны диаметром 50-60 см., мячи набивные, мячи-ежи: диаметр 5-10 см., обручи: диаметр 55—60 см; 100 см, палки гимнастические: длина 75—80 см; 150 см; шнуры: короткие («косичка») длина 30-50 см.; скакалки: короткие (длина 120—150 см); длинные 2 м.; флажки разноцветные; мешочки с песком: для метания (масса 150—200 г), для упражнений в равновесии – 200 г, щиты баскетбольные, кегли, кольцебросы разные, флажки, султанчики, лыжи детские с палками, ботинки лыжные, корзины для метания, маски в ассортименте, канат, стойки для лыж и лыжных ботинок, мячи набивные. Картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, утренней гимнастики, гимнастики в стихах. |
БИБЛИОТЕКА УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ
Отдельного помещения в ДОУ для библиотеки нет. Литература располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделить на три части и включает в себя:
- книги для педагогов (учебно-методическая, справочная литература, материалы передового педагогического опыта и др.);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Имеются необходимые печатные издания для реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Происходит постоянное пополнение библиотеки периодическими печатными изданиями.
В каждой группе функционирует книжный уголок/мини библиотека. С книгами по изучаемой теме, книжками-самоделками выполненными в разной технике. Сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей в соответствии с возрастом группы.
ОБЪЕКТЫ СПОРТА, В Т.Ч. ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ
В учреждении созданы условия для удовлетворения потребностей детей с нормативным развитием, детей с ОВЗ и детей-инвалидов в двигательной активности, организованной физкультурно-оздоровительной деятельности. Занятия по физической культуре проходят в спортивном зале, который оснащён необходимым спортивным оборудованием и инвентарём, которые соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, требованиям СанПиН: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, мячи различных размеров, обручи, скакалки, кольцебросы, гимнастические палки, канат, флажки, кубики, мешочки для метания, лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки и др.
Для проведения физкультурных занятий на свежем воздухе, имеется спортивная площадка с твердой и ровной поверхностью с естественным травянистым покровом, где размещен спортивный комплекс, футбольные ворота, бум-бревно, размеры и конструкции которых отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, как с нормативным развитием, так и детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
На прогулочных площадках расположено уличное игровое оборудование для метания, лазания, прыжков, упражнений в равновесии.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В Т.Ч. ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
В учреждении имеются средства обучения, приспособленные для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Интерактивная доска в методическом кабинете с программным обеспечением, предназначенным для работы с дошкольниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Ноутбуки для индивидуальных и групповых занятий с детьми (в методическом кабинете, музыкальном зале).
Микрофоны, звуковые динамики (колонки), звуковая акустическая система.
Мультимедийные проекторы, экран для проецирования изображения.
Интерактивные развивающие пособия для индивидуальных и групповых занятий с детьми, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют ввиду не востребованности таких технических средств в ДОУ.
УСЛОВИЯ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В УЧРЕЖДЕНИЕ
В Детском саду в рамках программы "Доступная среда" созданы условия доступности для всех категорий граждан с ограниченными возможностями здоровья:
- наличие пандуса на центральном входе в здание
- наличие таблички с названием учреждения выполненная шрифтом Брайля;
- имеется кнопка вызова персонала для инвалидов;
- выделено место стоянки автотранспортных средств для инвалидов;
- назначен приказом заведующего детским садом сотрудник, ответственный за сопровождение инвалида по территории и зданию детского сада;
- имеется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг, а так же оказания им при этом необходимой помощи.
ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ, В Т.Ч. ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Основными задачами организации питания воспитанников, в том числе детей- инвалидов и детей с ОВЗ в Учреждении являются:
-создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием;
-гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд;
-формирование навыков пищевого поведения.
Учреждение обеспечивает рациональное и сбалансированное питание воспитанников, в том числе детей-инвалидов и ОВЗ в соответствии с санитарными правилами.
Организация питания воспитанников (получение, хранение и учет продуктов питания, приготовление пищи, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи воспитанниками в группах и пр.) осуществляется работниками Учреждения в соответствии с их функциональными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами, должностными инструкциями.
При организации питания учитываются состояние здоровья воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ, возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей, распределение калорийности суточного питания детей устанавливается в соответствии с требованиями законодательства, санитарных норм и правил. Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в пароконвектомате. При приготовлении блюд не применяется жарка.
Питание воспитанников организуется в соответствии с примерным меню, утвержденным заведующим Учреждением, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню-требование обязательно включаются блюда для диетического питания. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к диетпитанию, в меню-раскладку вписываются блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности.
Кратность приема пищи и режим питания воспитанников по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) определяется временем пребывания воспитанников и режимом работы Учреждения. График приема пищи воспитанниками утверждается приказом заведующего Учреждением.
УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания воспитанников в Учреждении и дома, родители (законные представители) воспитанников информируются об ассортименте питания воспитанников, путем вывешивания ежедневного меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании воспитанников используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья воспитанников, под контролем старшей медицинской сестры и при обязательном информировании родителей (законных представителей) воспитанников о проведении витаминизации.
В Учреждении организуется питьевой режим. Питьевая вода, в т. ч. расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности отвечает требованиям на питьевую воду. Пищеблок оснащен всем необходимым оборудованием для приготовления и хранения продуктов питания.
Работа по организации питания воспитанников в группах осуществляется под руководством воспитателя, в сопровождении младшего воспитателя и заключается:
а) в создании безопасных условий при подготовке к кормлению и во время приёма пищи;
б) в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков этикета во время приёма пищи воспитанниками;
в) в контроле норм выдачи пищи по каждому блюду.
ДОСТУПНОСТЬ К ИНФОРМАЦИОННЫМ СЕТЯМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ, В Т.Ч. ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Учреждение обеспечено доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Способ доступа к сети связи Оператора: ЗАО «Зап.-Сиб. Транстелеком»
Внутренняя локальная сеть, состоящая из 8 компьютеров и 7 ноутбуков, обеспечивает доступ к одновременному использованию сети Интернет, 7 ноутбуков имеют доступ к сети Интернет через WI-FI.
Официальный сайт образовательной организации приспособлен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (версия для слабовидящих).
Наличие специального компьютерного класса в ДОУ и непосредственного доступа воспитанников к информационным системам и сетям не предусмотрено.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
Самостоятельного доступа к электронным образовательным ресурсам у детей нет.
Использование ЭОР в нашем ДОУ ведется в следующих направлениях:
- повышение компетентности педагогов в использовании мультимедиа - ЭОР в образовательной деятельности ДОУ;
- организация образовательной деятельности детей с использованием мультимедиа – ЭОР.
Электронные образовательные ресурсы для дошкольника:
http://detsad-kitty.ru – «Детсад» - сайт для детей и взрослых.
http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.
http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайнигры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.
http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги.
http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)
- Детский портал «СОЛНЫШКО» http://www.solnet.ee
- МУЛЬТИ-РОССИЯ http://www.multirussia.ru
- Детский портал "Солнышко" - http://www.solnet.ee/
- Детский портал "Теремок" - http://teremoc.ru/
- Детский портал "Почемучка" - http://pochemu4ka.ru/
- Детский портал "Интернетёнок" - http://internetenok.narod.ru/
Электронные образовательные ресурсы для педагогов ·
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
-Каталог образовательных ресурсов для педагогов ДОУ Сайт Автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru
-Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ http://www.prosv.ru
-Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. https://e.stvospitatel.ru/
Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» https://e.rukdobra.ru/
Журнал «Обруч» http://www.obruch.ru
Журнал «Детский сад от А до Я» http://detsad-journal.narod.ru
Журнал «Дошкольное образование» https://dob.1sept.ru/
Журнал «Управление образовательным учреждением» https://e.obrotvet.ru/
Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» https://e.doumed.ru/?from=id2cabinet