cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678
"Об утверждении номенклатуры должностей
работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций"
С 1 сентября 2013 года вводится новая номенклатура должностей педагогических
работников

Закон об образовании устанавливает общие требования к лицам, занимающимся
педагогической деятельностью. В соответствии с положениями закона Правительством
РФ утверждена номенклатура должностей педагогичес ких работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, а также должностей руководителей
образовательных организаций. Таким образом, стоит проверить наименование своей
должности в трудовой книжке с 1 сентября 2013 г. на соответствие новой номенклатуре
должностей.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. № 678
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ
ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников
организа ций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 августа 2013 г. № 678
НОМЕНКЛАТУРА

Страница 2

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ДОЛЖНОСТЕЙ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Должности педагогических работ ников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных
к профессорско -преподавательскому составу
Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель
2. Должности иных педагогических работников
Воспитатель
Инструктор -методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог -библиотекарь
Педагог -организатор
Педагог -психолог
Преподаватель
Преподаватель -организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор -методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер -преподаватель
Тренер -преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель -дефектолог
Учитель -логопед

Страница 3

II. Должности руководителей образовательных организаций
1. Должности руководителей
Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент
2. Должности заместителей руководителей,
руководителей структурных подразделений и и х заместителей,
иные должности руководителей
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного
подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего)
структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)
Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско -
преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций
относятся соответственно участвующие в образ овательной деятельности директора
институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся
структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
2. Наименование должности "логопед" предусмотрено дл я организаций сферы
здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную
деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего
документа, относится к должностям профессорско -преподавательского состава в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации
образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных
программ. Должность "преподаватель", предусмотрен ная в подразделе 2 раздела I
настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных
организаций высшего образования и организаций дополнительного профес сионального
образования.

Страница 4

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего
образования.
5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций
высшего образования.
6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и
"заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в област и
обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва
"Об утверждении Порядка проведения
самообследования образовате льной организацией"
Дополнительно:
Опубликовано: 12 июля 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6127
Вступает в силу: 1 сентября 2013 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. Регистрационный N 28908
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273 -ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю :
1. Утв ердить прилагаемый Порядок проведения самообследования образовательной
организацией.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 января 2012 г. N 53 "Об утверждении Правил проведения
образовательным учреждением или научной организацией самообследования"
(зарегистрирован Минюстом России 12 апреля 2012 г., регистрационный N 23821).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр Д. Ливанов
Порядок проведения самообследования образовательной организацией
1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования
образовательной организацией (далее - организации).
2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о
результатах самообследования (далее - отчет).
3. Сам ообследование проводится организацией ежегодно.
4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

Страница 5

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;
организацию и проведение самообследования в организации;
обобщение полученных ре зультатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится
решение данного вопроса.
5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяют ся организацией самостоятельно.
6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности,
системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся,
организации учебного процесса, востребованности выпускников, качест ва кадрового,
учебно -методического, библиотечно -информационного обеспечения, материально -
технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования,
а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию,
ус танавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому
регулированию в сфере образования 1.
7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающе го
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации,
подлежащей самообследованию.
Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных
образовательных организаций, организаций дополнительного профессионал ьного
образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1
апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных
образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года.
Отчет подписывается ру ководителем организации и заверяется ее печатью.
8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования,
профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного
профессионального образования, организаций дополнительного обр азования в
информационно -телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте
организации в сети "Интернет", и направление его учредителю осуществляются не
позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных
образова тельных организаций - не позднее 1 сентября текущего года.
1Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля
2013 г. N 582 г. Москва
"Об утверждении Правил размещения на официальном
сайте образовательной организации в информационно -
телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления
информации об образовательной организации"
Дополнительно:
Опубликовано: 22 июля 2013 г. на Интернет -портале "Российской Газеты"

Вступает в силу: 1 сентября 2013 г.

Страница 6

В соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно -телеком муникационной сети "Интернет" и обновления
информации об образовательной организации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18
апреля 2012 г. N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления
ин формации об образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 17, ст. 2012).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: те кст постановления опубликован в "Собрании законодательства
Российской Федерации", 22.07.2013, N 29, ст. 3964.
Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления
информации о б образовательной организации
1. Настоящие Правила определяют порядок размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет"
(далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет") и обновления и нформации
об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих
государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и
доступности указанной информации.

2. Действие настоящих Правил не распространяется на образов ательные организации,
находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного
комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации,
федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасност и и
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции:

а) по выработке и реализации государственной политики и нормативно -правовому
регулированию в области обороны;

б) по выработке и реализации государственной политики и нормативно -правов ому
регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики
в сфере миграции;

в) по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении
осужденных, содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении
пре ступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию,
контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом
предоставлена отсрочка отбывания наказания, а также правоприменительные функции;

г) по выработке государстве нной политики, нормативно -правовому регулированию,

Страница 7

контролю и надзору в сфере государственной охраны;

д) по выработке государственной политики, нормативно -правовому регулированию,
контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веще ств и их
прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

3. Образовательная организация размещает на официальном сайте:

а) информацию:

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях
образовательной организ ации, о месте нахождения образовательной организации и ее
филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах
электронной почты;

о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе:

наименование стру ктурных подразделений (органов управления);
фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений;
места нахождения структурных подразделений;
адреса официальных сайтов в сети "Интернет" структурных подразделений (при наличии);
адрес а электронной почты структурных подразделений (при наличии);
сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с
приложением копий указанных положений (при их наличии);
об уровне образования;
о формах обучения;
о нормативном сроке обучения;
о сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при
наличии государственной аккредитации);
об описании образовательной программы с приложением ее копии;
об учебном плане с приложением его копии;
об аннотации к рабо чим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе
образовательной программы) с приложением их копий (при наличии);
о календарном учебном графике с приложением его копии;
о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для
обеспечения образовательного процесса;
о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной
программой;
о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств
физических и (или) юридических лиц;
о языках, на которых осуществляется образование (обучение);
о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных
стандартах с приложением их копий (при наличии);

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов
образовательной орг анизации (при их наличии), в том числе:

фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей;
должность руководителя, его заместителей;

Страница 8

контактные телефоны;
адрес электронной почты;

о персональном составе педагогических работников с указан ием уровня образования,
квалификации и опыта работы, в том числе:

фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
занимаемая должность (должности);
преподаваемые дисциплины;
ученая степень (при наличии);
ученое звание (при наличии);
наименование направлен ия подготовки и (или) специальности;
данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при
наличии);
общий стаж работы;
стаж работы по специальности;

о материально -техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе
св едения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения
практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об
условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным
системам и информационн о-телекоммуникационным сетям, об электронных
образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной
программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места,
финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за
счет средств физических и (или) юридических лиц);
о наличии и условиях предоставления обуча ющимся стипендий, мер социальной
поддержки;
о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате
для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
об объеме образовательной деятельности, финансовое обес печение которой
осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за
счет средств физических и (или) юридических лиц;
о поступлении финансовых и матери альных средств и об их расходовании по итогам
финансового года;
о трудоустройстве выпускников;

б) копии:

устава образовательной организации;
лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельства о государственной аккредит ации (с приложениями);
плана финансово -хозяйственной деятельности образовательной организации,
утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или
бюджетной сметы образовательной организации;
локальных нормативных актов, преду смотренных частью 2 статьи 30 Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации", правил внутреннего распорядка
обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора;

Страница 9


в) отчет о результатах самообследования;

г) документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец
договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении
стоимости обучения по каждой образовательной программе;

д) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере
образования, отчеты об исполнении таких предписаний;

е) иную информацию, которая размещается, опубликовывается по решению
образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются
обязательными в соответстви и с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы,
дополнительно к информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил, указывают
наименование образовательной программы.

5. Образовате льные организации, реализующие профессиональные образовательные
программы, дополнительно к информации, предусмотренной пунктом 3 настоящих
Правил, для каждой образовательной программы указывают:

а) уровень образования;
б) код и наименование профессии, спе циальности, направления подготовки;
в) информацию:

о направлениях и результатах научной (научно -исследовательской) деятельности и
научно -исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций
высшего образования и организаций дополни тельного профессионального образования);
о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального
образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки
или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места,
финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за
счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней с уммы
набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода,
восстановления и отчисления.

6. Образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 -5 настоящих
Правил, не позднее 10 рабочих дней после их изменений .

7. Пользователю официального сайта предоставляется наглядная информация о структуре
официального сайта, включающая в себя ссылку на официальный сайт Министерства
образования и науки Российской Федерации в сети "Интернет".

8. Информация, указанная в пун ктах 3 -5 настоящих Правил, размещается на официальном
сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов в
соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления
информации, установленными Федеральной с лужбой по надзору в сфере образования и
науки.

9. При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается

Страница 10

соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных
данных.

10. Технологические и программные средства, которые используются для
функционирования официального сайта, должны обеспечивать:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования
программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя
информации треб ует заключения лицензионного или иного соглашения с
правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с
пользователя информации платы;

б) защиту информации от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а
также иных неправо мерных действий в отношении нее;

в) возможность копирования информации на резервный носитель, обеспечивающий ее
восстановление;

г) защиту от копирования авторских материалов.

11. Информация на официальном сайте размещается на русском языке, а также може т
быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской
Федерации, и (или) на иностранных языках.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва
"Об утвер ждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" 0
Работа с документами:
Сохранить в формате MS Word
Версия для печати


Дополнительно:
Изменения и поправки #
Опубликовано: 16 октября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6208
Вступает в силу: 27 октября 2013 г.

Страница 11

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 октября 2013 г.
Регистрационный N 30067
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (Собран ие законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Первый заместитель Министра Н. Третьяк
Приложение
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам -образовательным программам на чального
общего, основного общего и среднего общего образования
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного обще го и среднего общего образования (далее - Порядок) регулирует
организацию и осуществление образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования , в том числе особенности организации
образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со
специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский)
корпус" и "казачий кадетский корпус", и реализующих основные общеобразовательные
программы - образовательные программы начального общего, основного общего и
средн его общего образования (далее - общеобразовательные программы), в том числе
адаптированные основные образовательные программы, включая индивидуальных
предпринимателей (далее - образовательные организации).
II. Организация и осуществление образовательной де ятельности
3. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования
и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учиты вается мнение ребенка 1.

Страница 12

При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего
образования в форме семейного образования родители (законные представители)
информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района
или городского округа, на территории которых они проживают 2.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом
последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в
образовательных организациях 3.
4. Формы обучения по общеобразовательным программам определяются
соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами,
если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федера ции" 4.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения 5.
5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке,
установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
6. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования
устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами
общего образования 6.
7. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования
определяется образовательными программами начального общего, основного общего и
среднего общего образования.
8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения
общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными
государственными образовательными стандартами.
9. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются
образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятель ность по
имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам,
разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих
примерных основных образо вательных программ 7.
10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие
воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся).
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,

Страница 13

дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их
промежуточной аттестации.
11. При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение 8.
12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 9.
Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой
формы их реализации несколькими ор ганизациями, осуществляющими образовательную
деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают
образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или)
направленность образовательной программы (часть образовательной программы
определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой
формы реализации общеобразовательных программ.
13. При реализации общеобразова тельных программ образовательной организацией
может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующ их образовательных
технологий 10.
14. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на
государственном языке Российской Федерации.
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на
территории респу блик Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение
государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с
законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение
государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в
ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации 11.
Общее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с
общеобразовательной программой и в порядке, установленном законода тельством об
образовании и локальными нормативными актами образовательной организации 12.
15. Образовательная организация создает условия для реализации общеобразовательных
программ.
В образовательной организации могут быть созданы условия для проживания уч ащихся в
интернате 13.
16. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с
расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной органи зацией.
17. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается
в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.
Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации

Страница 14

общеобразовательной программы в очно -заочной форме обучения не более чем на один
месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются
каникулы. Сроки начала и окончания кани кул определяются образовательной
организацией самостоятельно.
18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не
должна превышать 25 человек 14.
19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего
об ъема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной
программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной а ттестации учащихся определяются образовательной
организацией самостоятельно 15.
20. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является
обязательной.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или
самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации
образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе
пройти экстерном промежут очную и государственную итоговую аттестацию в
образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию
образовательным программам основного общего и среднего общего образования
бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими
правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены учащие ся, имеющие по итогам
учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету.
Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение
следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Учащи еся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, пере водятся на обучение по адаптированным основным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого -медико -
педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттеста цию по образовательным
программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об
основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего
образования соответствующего уровня.

Страница 15

Лицам, успешно прошедшим итоговую атте стацию, выдаются документы об образовании
и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются
образовательными организациями 16.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты , а также лицам, освоившим часть образовательной
программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из
образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по
образцу, самостоятельно устанавливаемому об разовательной организацией 17.
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья определя ются адаптированной образовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида 18.
22. Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна пре вышать 15 человек.
23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, создаются специальные условия для получения
образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом
особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб -контента и веб -сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о р асписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно -контрастным шрифтом (на белом или
жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую по мощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт)
или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку -поводыря,
к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещ ения собаки -
поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субти тров (мониторы, их
размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Страница 16

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка
(сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно -двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые,
туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в
указанны х помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов,
лифтов, локальное понижение стоек -барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие
специальных кресел и других приспособлений).
24. Для получения без дискриминации качественного образования л ицами с
ограниченными возможностями здоровья, создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц язык ов, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию
этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья 19.
25. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для слабослышащих учащихся (имеющих
частичную потерю слуха и различную степень недоразви тия речи) и позднооглохших
учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших
самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха;
2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха.
26. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых
и слабовидящих учащи хся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих
амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых учащихся является система Брайля.
27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную д еятельность по
адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые
нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия,
дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащ ихся, имеющих общее недоразвитие речи,
сопровождающееся заиканием;

Страница 17

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих
однотипные формы речевой патолог ии, с обязательным учетом уровня их речевого
развития.
28. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных
образовательных программ основного общего образования до достижения
совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываю тся классы (группы) с
углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей
соответствующей образовательной программы.
29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным програм мам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо
с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным прог раммам для учащихся с умственной
отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один
класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в
образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное
сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются
индивидуальные занятия с педагогом -психологом по развитию навыков коммуникации,
поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расче та 5 -8 учащихся с
расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога -психолога.
30. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля тру да, включающего в себя подготовку учащегося для
индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся,
окончившие 9 (1 0) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются
только администрацией заинтересованного предприятия или организацией
профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного разряда,
выдается свидетельство об обучении и характе ристика с перечнем работ, которые они
способны выполнять самостоятельно.

Страница 18

31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной
отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью.
В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний
для пребывания в образо вательной организации, владеющие элементарными навыками
самообслуживания.
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной
образовательной программе создаются условия для лечебно -восстановительной работы,
организации образователь ной деятельности и коррекционных занятий с учетом
особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя -дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 -12 учащихся с
ограниченными возможностями здоровья;
учителя -логопеда на каждые 6 -12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога -психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 -6 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей -инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по общеобразовательным п рограммам организуется на дому
или в медицинских организациях 20.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся,
нуждающихся в длительном лечении, а та кже детей -инвалидов в части организации
обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации 21.
1Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
2Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
3Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание за конодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)

Страница 19

4Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
5Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
6Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
7Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "О б
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
8Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание закон одательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
9Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 759 8; 2013, N 19, ст. 2326)
10Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
11Часть 3 статьи 14 Федераль ного закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
12Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образ овании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
13Часть 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодател ьства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
14Пункт 10.1 Санитарно -эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно -эпидемиологические правила
и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 -10", утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
(зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г.,
регистрационный N 19993), с изменениями, внесен ными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 85
(зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г.,
регистрационный N 22637)

Страница 20

15Часть 1 статьи 58 Федерального закона о т 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
16Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
17Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Ро ссийской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
18Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N19, ст. 2326)
19Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
20Часть 5 статьи 41 Федерального з акона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
21Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 -ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326)
Продолжение документа
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 28 мая 2014 г. N 598 г. Москва "О внесении изменения в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015"
Изменения и поправки
14.02.2014 Приказ Министерс тва образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 13 декабря 2013 г. N 1342 г. Москва "О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным п рограммам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015"
Сюжеты: Реформа образова ния
Тематика: Общество / Гуманитарный блок / Образован ие
Организация: Правительство / Министерство образования и науки

Страница 21

Приказ Министерства образования и науки Российской Феде рации
(Минобрнауки России) от 28 мая 2014 г. N 598 г. Москва
"О внесении изменения в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего,
основного общег о и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N
1015" 0
Работа с документами:
Сохранить в формате MS Word
Версия для печати


Дополнительно:
Опубликовано: 8 августа 2014 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6450
Вступает в силу: 19 августа 2014 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 августа 2014 г.
Регистрационный N 33406
Приказываю:
Дополнить пункт 20 Порядка организации и осуще ствления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
1 октября 2013 г., регистрационный N 30067), с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. N 1342
(зареги стрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 февраля 2014 г.,
регистрационный N 31250), абзацем следующего содержания:
"Учащиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и
получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты,
по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, кроме лиц, обладающих дееспособностью в силу статей 21 и 27 Гражданского
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Росси йской Федерации, 1994,
N 32, ст. 3301).".

Страница 22

Министр Д. Ливанов
Начало документа
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования"
Приказ Министерства образо вания и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 13 декабря 2013 г. N 1342 г. Москва
"О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам -
образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N
1015" 0
Рабо та с документами:
Сохранить в формате MS Word
Версия для печати


Дополнительно:
Опублик овано: 14 февраля 2014 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6306
Вступает в силу: 25 февраля 2014 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31250
Приказываю:
Внести в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Росси йской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015

Страница 23

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2013 г.,
регистрационный N 30067), следующие изменения:
а) в пункте 20:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно 16.";
дополнить сноской 16 следующего содержания:
"16 Часть 8 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 27 3-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30,
ст. 4036; N 48, ст. 6165).";
б) сноски 16 - 21 считать соответственно сносками 1 7 - 22.
Министр Д. Ливанов