cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
(ред. от 05.08.2016)
"Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России
06.12.2013 N 30550)
Докумен т предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 09.06.2020

Страница 2

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утве рждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 33

Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Российская газета", N 285, 18.12.2013.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим
документам.
Примечание к документу
Начало действия редакции - 03.09.2016.
Изменения, внесенные Приказом Минтруда России от 05.08.201 6 N 422н, вступили в силу по
истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном
интернет -портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 23.08.2016).
Название документа
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
(ред. от 05.08.2016)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Страница 3

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 3 из 33


Зарегистрировано в Минюсте России 6 декабря 2013 г. N 30550

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБР АЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"

Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н,
с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н)

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2014 N 970 в Правила разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от
22.01.2013 N 23, внесены изменения. Норма, предусматривающая утверждение
профессионально го стандарта, содержится в пункте 16 новой редакции Правил.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собр ание законодательства Российской Федерации, 2013, N
4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общег о, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)".

КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 применяется с 1 января 2017 года (Приказ Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н).
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в
упра влении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с
1 января 2015 года.

Министр
М.А.ТОПИЛИН

Страница 4

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 4 из 33






Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н

КонсультантПлюс: примечание.
Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой
политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации раб отников,
заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда с 1 января 2017 года.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)

Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н)

┌────────────────┐
│ 1 │
└────────────────┘
Регистрационный
номер

I. Общие сведения

┌──────────┐
Дошкольное образование │ │
Начальное общее образование │ │
Основное общее образование │ 01.001 │
Среднее общее образование │ │
───────────────────────────────────────────────────────────── └──────────┘
(наименование вида про фессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам │
│образов ательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │

Страница 5

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 33

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Группа занятий:

2320 Преподаватели в средней
школе
3320 Персонал дошкольного
воспитания и образования
2340 Преподаватели в системе
специального образования
3330 Преподавательский персонал
специального обучения
3310 Преподавательский персонал
начального образования

(код ОКЗ <1> ) (наименова ние) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1. Услуги в области дошкольного и начального общего образования
80.21.1. Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего
образования
(код КВЭД
<2> )
(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Страница 6

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 33

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень
квалификации
наименование код уровень
(подуровень)
квалификации
A Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации
образовательного
процесса в
образовательных
организациях
дошкольного, начального
общего, основного
общего, среднего общего
образования
6 Общепедагогическая
функция. Обучение
A/01.6 6
Воспитательная
деятельность
A/02.6 6
Развивающая
деятельность
A/03.6 6
B Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации основных
общеобразовательных
программ
5 - 6 Педагогическая
деятельность по
реализации программ
дошкольного
образования
B/01.5 5
Педагогическая
деятельность по
реализации программ
начального общего
образования
B/02.6 6
Педагогическая
деятельность по
B/03.6 6

Страница 7

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 7 из 33

реализации программ
основного и среднего
общего образования
Модуль "Предметное
обучение. Математика"
B/04.6 6
Модуль "Предметное
обучение. Русский язык"
B/05.6 6

Страница 8

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 33


III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Педагоги ческая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования
Код A Уровень
квалификации
6

Происхождение
обобщенной
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Возможные
наименования
должностей
Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические
науки" или в области, соответст вующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессион альное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополни тельное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н)

Страница 9

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 9 из 33

Требования к опыту
практической работы
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Особые ус ловия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
котор ых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального
образования
3310 Преподавательский персонал начального
образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и
образования
3330 Преподавательский персонал специального
обучения
ЕКС <3> - Учитель
Воспитатель
ОКСО <4> 050000 Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Общепедагогическая функция.
Обучение
Код A/01.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код Регистрационны

Страница 10

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 33

оригинала й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые
действия
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках
основной общеобразовательной программы
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы развития
образовательной организации в целях создания безопасной и
комфортной образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с
информацио нно -коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными
возможностями детей
Необходимые
умения
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за
рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в со ответствии с реальными учебными
возможностями детей
Разрабатывать (осваивать) и применять современные
психолого -педагогические технологии, основанные на знании законов
развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Страница 11

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 33

Использовать и апробиро вать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; о бучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Владеть ИКТ -компетентностями:
общепользовательская ИКТ -компетентность;
общепедагогическая ИКТ -компетентность;
предметно -педагогическая ИКТ -компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ -компетентность соответствующей области
человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую,
учебно -исследовательскую, художественно -продукт ивную,
культурно -досуговую с учетом возможностей образовательной
организации, места жительства и историко -культурного своеобразия
региона
Необходимые
знания
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных
государственных образовательных стандартов и основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой
культуре и науке
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных систем, роль и место образования в
жизни личности и общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных
особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного обра зования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки
результатов обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических те хнологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в Российской

Страница 12

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 33

Фед ерации, нормативных документов по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования, законодательства о
правах ребенка, труд ового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование Воспитательная деятельность Код A/02.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и
во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию
обучающихся, независимо от их способностей и х арактера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ

Страница 13

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 33

Реализация во спитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих
эмоционально -ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориента ции ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических
органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасног о образа жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка
Не обходимые умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая
их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско -взрослые общности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обуч ения и воспитания, мотивируя их
учебно -познавательную деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную
атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказ авшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных
условиях

Страница 14

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 33

Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и
т.п.
Сотруднича ть с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач
Необходимые знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) сист ем, роль
и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, и ндикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы
их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы
деяте льностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за
пределами территории образовательной организации (экскурсий,
походов и экспедиций)
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование Развивающая деятельность Код A/03.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение Оригинал u Заимствовано из

Страница 15

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 15 из 33

трудовой функции оригинала
Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных
проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развит ия ребенка
Освоение и применение психолого -педагогических технологий (в
том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с
различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально
уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дет и-мигранты, дети -сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках
психолого -медико -педагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация
совместно с родителями (законными представителями) программ
индивидуального разв ития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и
методов, позволяющих проводить коррекционно -развивающую
работу
Развитие у обучающихся познавательной активности,
самостоятельности, инициативы, творческих способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных
учебных действий, образцов и ц енностей социального поведения,
навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных

Страница 16

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 16 из 33

сетях, формирование толерантности и позитивных образцов
поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и деятельности
обучающихся
Необходимые умения Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья
Использовать в практике своей работы психологически е подходы:
культурно -исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого -педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого -педагогическую характеристику (портрет) личности
обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуаль ные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и
индивидуально -ориентированные образовательные программы с
учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики
личностных характер истик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в
преподаваемом предмете предметные и метапредметные
компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
Формироват ь детско -взрослые сообщества
Необходимые знания Педагогические закономерности организации образовательного
процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности формирования детско -взрослых сообществ, их

Страница 17

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 17 из 33

социально -психологических особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ
Основные закономерности семейных от ношений, позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в
развитии детей
Социально -психологические особенности и закономерности
развития детско -взрослых сообществ
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных образовательных программ
Код B Уровень
квалификации
5 - 6

Происхождение
обобщенной
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Возможные
наименования
должностей
Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению
Учитель: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогиче ские
науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высше е образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки

Страница 18

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 18 из 33

высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические
науки" либо высшее образование или среднее пр офессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
(в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н)
Требования к опыту
практической работы
Требования к опыту практическо й работы не предъявляются
Особые условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным
законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа
Код Наименование базовой группы, должности (профессии)
или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального образования
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и образования
3330 Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС - Учитель
Воспитатель
ОКСО 050000 Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность
по реализации программ
дошкольного образования
Код B/01.5 Уровень
(подуровень)
квалификации
5

Страница 19

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 19 из 33

Происхождение
трудовой функции
Оригинал X Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного
образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через
обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в
образовательной организации
План ирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и основными
образовательными программами
Организация и проведение педагогического м ониторинга освоения
детьми образовательной программы и анализ образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по резуль татам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития
каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в о своении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых
для решения образовательных задач развития детей раннего и
дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и
инд ивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий
для доброжелательных отношений между детьми, в том числе

Страница 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 20 из 33

принадлежащими к разным национал ьно -культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном возрасте: предметной,
познавательно -исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом), продуктивной; конструирования, создания широких
возможностей для развития свободной игры д етей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Актив ное использование недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности
Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых
образовательных потребно стей
Необходимые
умения
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и
дошкольном возрасте: предметная,
познавательно -исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с
правилом), продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей дл я развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с
образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого -педагогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них
качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на
следующих уров нях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной, познавательно -исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для
ре шения образовательных задач, использовать методы и средства
для их психолого -педагогического просвещения

Страница 21

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 21 из 33

Владеть ИКТ -компетентностями, необходимыми и достаточными
для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно -исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики,
включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном
возрасте
Особенности ст ановления и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Др угие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность
по реализации программ
начального общего
образования
Код B/02.6 Уровень
(подуровен ь)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Проектирование образовательного процесса на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от
игровой к учебной

Страница 22

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 22 из 33

Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для
освоения образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом
неравномерн ости индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики
развития учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной
ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных
мониторинга образовательных результатов с учетом
неравномерности индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в
возрасте, условий дошкольного обучен ия и воспитания), а также
своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во
взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике
возможных трудностей адаптации детей к учебно -воспитательному
процессу в основной школе
Необходимые умения Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к
учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебно -познавательных,
учебно -практических, учебно -игровых) и организовывать их
решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с
уровнем познавательного и личностного развития детей младшего
возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной
составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителями),
другими педагогическими работниками и психологами
проектировать и корректировать индивидуальную образовательную
траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения
всех видов образовательн ых результатов (предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы
начального общего образования
Необходимые знания Основные и актуальные для современной системы образования
теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьн ого
возрастов

Страница 23

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 23 из 33

Федеральные государственные образовательные стандарты и
содержание примерных основных образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебно -воспитательном
процессе образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начальной
школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы
знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется
используемая основная образовательная программ а начального
общего образования
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность
по реализации программ
основного и среднего общ его
образования
Код B/03.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Формирование об щекультурных компетенций и понимания места
предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности
обучающегося оптимальных (в том или ином предметном
образовательном контексте) способов его обучения и развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями
(законными представителями), другими участниками
образовательного процесса (педагог -психолог, учитель -дефектолог,
методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и
реализация (при необходимости) индивидуального образовательного
маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся

Страница 24

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 24 из 33

Планирование специализированного образовательного процесса для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми об разовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся,
уточнение и модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе русского
как иностранного), прог рамм повышения языковой культуры и
развития навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвист ических игр в школе и др.
Необходимые умения Применять современные образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опир аясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
школьной гигиены, а также современных информационных
технологий и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с
основной общеобразо вательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных программ и
обеспечивать ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том
числе исследовательскую
Разраб атывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события современности
Осуществлять контрольно -оценочную деятельность в
образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания в условиях
информационно -коммуникационных технологий (ведение
электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам,

Страница 25

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 25 из 33

ускоренным курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электр онными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими
педагогич ескими и иными работниками
Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций,
их профилактики и разрешения
Необходимые знания Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно -методических и
организационно -управленческих задач (педагогика, психология,
возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания
предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами,
методика учебной и воспитательной работы, требования к
оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных
помещений к ним, средства обучения и их дидактические
возможности
Современные педагогичес кие технологии реализации
компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и
развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности
образовательной среды
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция

Страница 26

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 26 из 33


Наименование Модуль "Предметное обучение.
Математика"
Код B/04.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Формирование способности к логическому рассуждению и
коммуникации, установки на использование этой способности, на ее
ценность
Формирование способности к постижению основ математических
мод елей реального объекта или процесса, готовности к применению
моделирования для построения объектов и процессов, определения
или предсказания их свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области
математики и информатики
Формирование вну тренней (мысленной) модели математической
ситуации (включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче,
перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной
математической моделью, в частности, формулой, геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат
моделирования (например - вы числения)
Формирование материальной и информационной образовательной
среды, содействующей развитию математических способностей
каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять средства
информацио нно -коммуникационных технологий в решении задачи
там, где это эффективно

Страница 27

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 27 из 33

Формирование способности преодолевать интеллектуальные
трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять
уважение к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики,
физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
Профессиональное использование элементов информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в конкретной
образовательной организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том
числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении
и самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах,
интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических
конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и ра звитие
способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление
им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них
обучающихся
Предоставление информации о дополнительном образовании,
возможности углубленного изучения математики в других
образовательных и иных организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору п рофессий и
специальностей, где особо необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в
своих построениях как источника улучшения и нового понимания
Вы явление совместно с обучающимися недостоверных и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех
обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников
независимо от абсолютного уровня этого достижения
Формирование предс тавлений обучающихся о полезности знаний

Страница 28

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 28 из 33

математики вне зависимости от избранной профессии или
специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в
процессе решения задачи, выявление сомнительных мест,
подтверждение правильности решения
Необходимые
умения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения
(например, решение задачи) в математических и иных контекстах,
понимать рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с
результатом: подтверждение его правильности или нахождение
ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание
помощи в улучшении (о бобщении, сокращении, более ясном
изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности
математической истины и математического доказательства,
предотвращать формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без я сного понимания смысла;
поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе
работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи
регионального этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации,
реорганизации, трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и
математические инструменты (например, динамические таблицы), то
же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя
наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью
компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели
вручную и на компьютере ( с помощью 3D -принтера)
Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным

Страница 29

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 29 из 33

математическим доказательством, в частности, компьютерной
оценк ой, приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием,
узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из
возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося,
характера осваиваемого материала
Владеть основными математическими компьютерными
инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов,
геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними
открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики), в форме предложения
специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе
дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения
соответствующих зад аний, при необходимости прибегая к помощи
других педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех
учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание
формулировки задания, основной терминол огии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), местным
сообществом по проблематике математической культуры
Необходимые знания Основы математической теории и перспективных направлений
развития современ ной математики
Представление о широком спектре приложений математики и знание
доступных обучающимся математических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения
математике детей, для которых русский язык не является родным и
ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

Страница 30

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 30 из 33

Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требов аний
профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция

Наименование Модуль "Предметное обучение.
Русский язык"
Код B/05.6 Уровень
(подуровень)
квалификации
6

Происхождение
трудовой функции
Оригинал u Заимствовано из
оригинала

Код
оригинала
Регистрационны
й номер
профессиональн
ого стандарта

Трудовые действия Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими
сообщениями, выявление необходимой для анализирующего
информации
Осу ществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и реакции на них социума,
формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников языковой
информации для решения практических или познавательных задач, в
частности, этимологической информации, подчеркивая отличия
научного метода изучения языка от так называемого "бытового"
подхода ("нар одной лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию устных и
письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия
решений и разрешения конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их
участия в дебатах н а школьных конференциях и других форумах,
включая интернет -форумы и интернет -конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в
максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа -формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте
(рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.),

Страница 31

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 31 из 33

анализируя их структуру, используемые языковые и
изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рек ламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного
творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других
видеопродуктов
Моделирование видов профессиональной деятельности, где
коммуникативная компетентность является основным качеством
работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание
школьной газеты, художественного или научного альманаха,
организация школьного радио и телевидения, разработка сценария
театральной постановки или видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике
устной и письменной речи норм современного литературного
русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники
опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав
Необходимые
умения
Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе
как не родному
Использовать специальные коррекцион ные приемы обучения для
детей с ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным
сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя
различия местной и национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно -исторические особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседнев ной жизни: интернет -языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной
потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно

Страница 32

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 32 из 33

необходимом для человека
Необходимые знания Основы лингвистиче ской теории и перспективных направлений
развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и
знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих
приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от
местной языковой среды
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация -разработчик

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Государственное бюджетное образовательное учреждение в ысшего │
│ профессионального образования города Москвы "Московский городской │
│ психолого -педагогический университет" │
│ │
│ Ректор Ру бцов Виталий Владимирович │
│ │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

4.2. Наименования организаций -разработчик ов

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр
образования N 109

--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
разде л "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).

Страница 33

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (п...


Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 09.06.2020



КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 33 из 33

<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.