cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание рабочей образовательной программы по образовательной области
«Художественно -эстетическое развитие» по разделу «Музыка»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) 4-7 лет на 2023 -2024 учебный год
Рабочая образовательная программа по образовательной области
«Художественно -эстетическое развитие» по разделу «Музыка» для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) 4-7 лет (далее Программа) является нормативно
управленческим документом, определяющим содержание и организацию
образовательной деятельности групп компенсирующей направленности в
рамках образовательной области « Художественно -эстетическое развитие » по
разделу «Музыка» и интеграцией с другими образовательными областями,
которые определены ФГОС ДО.
Нормативно -правовую основу для разработки Программы составила
Адаптиро ванная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские
жел езные дороги».
О сновой для разработки Программы являются следующие
нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязат ельных
требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательны й стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября

Страница 2

2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зареги стрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ адаптированная федеральная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России
24 ноябр я 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января
2023 г., регистрационный № 72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=ll6d
b950h4620178205
‒ Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования ( утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный
№ 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обу чения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573);
‒ Устав час тного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №180 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» на 2022 – 2026 годы .
Обязательная часть Программы разработана на основе:
 Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (тяжелыми нарушениями речи) частного дошкольн ого
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги».
Вариативная часть Программы , формируемая участниками
образовательных отношений , разработана с учетом программы,
расширяющей и дополняющей основное образовательное содержание:
 Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд. второе, доп. и
перераб. – Санкт -Петербург, 2017. – 240 с.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса по образовательной области «Художественно -эстетическое
развитие» по направлению «Музыкальная деятельность» для детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 4 лет до 7

Страница 3

лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа реализуется на государственном языке РФ – русском.
Цели, задачи и принципы Программы
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы:
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места
проживания, пола, нации, языка , социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпо сылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с
ОВЗ;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления
здоровья обучающихся с ОВЗ;

Страница 4

- обеспечение преемственности це лей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Цели и задачи вариативной части, формируемой участниками
образовательных отношений
Цель программы «Ладушки» - введение ребенка в мир музыки с
радостью и улыбкой.
Задачи программы «Ладушки »
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического ра звития (развитие слуха, голоса,
внимания, движения, чувства ритма и красоты м елодии, развитие
индивидуальных музыкальных способностей).
3. Приобщит ь детей к русской народно -традиционной и мировой
музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению прие мов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей т ворчески использ овать музыкальные впечатления в
повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообраз ием музыкальных форм и жанров в
привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальны ми знаниями и представлениями в
музыкальной игре.
9. Развив ать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников О рганизации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образовани я. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов
дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.
Принципы построения части, формируемой участниками
образовательных отношений
Программ а по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки»

Страница 5

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание
обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя
принуждать
детей к действиям (играм, пению), нужно дать возмож ность освоиться,
захотеть принять участие в занятии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на
выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в
занятии обуславливается несколькими причинами:
• стеснительность, за стенчивость; этот факт не должен уходить от
внимания педагога, при каждой возможности педагог должен давать
положительную оценку действию ребенка;
• неумение, непонимание; это относится к тем детям, которые не
адаптированы пока к новой, на первых порах нез накомой, среде. Здесь
требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального
подхода;
• неуравновешенный, капризный стиль поведения; лучшее для педагога
-
акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки
быстрее отвлекут реб енка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических
задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение,
слушание, игры и пляски, музицирование.
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение
поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с
природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных
особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного
календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное
участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой -то
мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть пе сенку или
частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является
принцип партнерства.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки
деятельности детей, что способствует еще более высокой активн ости,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего
участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний
ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно
актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать
замечания детям 5 -6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной
и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях,
дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов -дошкольников -

Страница 6

научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом
возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных
моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного
ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты
заметиш ь ее сам или кто -то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил,
вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще
раз» и т. д.
При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы
не справились с заданием, потому что. ..», «Давайте еще раз повторим, но
будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым.
Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и
стараются все сделать лучше.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно б ыть
зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в
любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети
не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение.
Подчас это получается у детей непроизвольно, с тихийно. Педагог,
внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент,
зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним
прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают
думать, стараться.
Планируемые результаты освоения П рограммы
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому результаты освоени я Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу
дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они
представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с
ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде
целевых ориентиров.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошколь ного
возраста с ТНР
К концу данного возрастного этапа ребенок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью
педагогического работника) деятельность для достижения какой -либо
(конкретной) цели;

Страница 7

- понимает и употребляет слова, обозначающ ие названия предметов,
действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает разные формы слов (словообразовательные модели и
грамматические формы);
- использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными
союзами;
- пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую
сказку, рассказ, с помощью педагогического работника рассказывает по
картинке;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью
педагогического работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного
опыта;
- выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие
социальные функции людей, понимает и называет свою роль;
- передает в сюжетно -ролевых и театрализованных играх различные
виды социальных отношений;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную
независимость от педагогического работника;
- занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в
течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
- имеет представления о времени на основе наиболее характерных
признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках);
узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части
суток;
- использует схему для ориентировки в пространстве;
- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует
выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно
заниматься му зыкальной деятельностью;
- выполняет двигательные цепочки из трех -пяти элементов;
- выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном
темпе;
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К концу данного возрастного этапа ребенок:
- об ладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и
явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики,
многозначные;
- владеет основными видами продуктив ной деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре,
общении, конструировании;
- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности,
избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

Страница 8

- использует в играх знания, полученные в ходе наблюдений, знакомства
с художественной литературой, картинным материалом, народным
творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;
- имеет элементарные представления о видах искусства, понимает
доступные произведения искус ства (картины, иллюстрации к сказкам и
рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную
литературу, фольклор;
- проявляет интерес к произведениям народной, классической и
современной музыки, к музыкальным инструментам;
- сопереживает персо нажам художественных произведений;
- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной
инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также
разноименн ые и разнонаправленные движения.
Развивающее оценивание качества образовательн ой деятельности
по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по
Программе, представляет собой важную составную часть данной
образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Оценивание качества, то есть оценивание соответствия образовательной
деятельности, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании обучающихся с ОВЗ, направлено в первую очередь на
оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности.
Программой не предусматривается оценивание качества
образовательной деятельности на основе достижения детьми с ОВЗ
планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственны м основанием оценки как итогового,
так и промежуточного уровня развития обучающихся с ОВЗ;
 не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями обучающихся с ОВЗ;
 не являются основой объективной оценки соответствия,
установленным тр ебованиям образовательной деятельности и
подготовки обучающихся;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с
ТНР
Процесс становления полноценной личности ребенк а происходит под
влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является
семья. Именно родители (законные представители), семья в целом,
вырабатывают у обучающихся комплекс базовых социальных ценностей,
ориентации, потребностей, интересов и при вычек.

Страница 9

Взаимодействие педагогических работников с родителям (законным
представителям) направлено на повышение педагогической культуры
родителей (законных представителей).
Задача педагогических работников - активизировать роль родителей
(законных представи телей) в воспитании и обучении ребенка, выработать
единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Основной целью работы с родителями (законными представителями)
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательный процесс для формирования у
них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.