cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Краткое описание рабочей образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) подготовительной группы компенсирующей направленности
для детей 6 -7 лет в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детс кий сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» на 2023 -2024 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) подготовительной групп ы компенсирующей
направленности (далее – Программа) представляет собой целостную
методологически обоснованную, систематизированную модель
педагогического процесса, соответствующую требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольног о образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной
ад аптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. №
1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г.,
регистрационный № 72149 ) (далее – Ф А ОП ДО).
Нормативно -правовую основу для разработки П рограммы
составила Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (тяжелыми нарушениями речи) частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» .
Программа разработана в соответствии с нормативно -
правовыми документами:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №
204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г.
№ 809 «Об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно -
нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29декабря2012г.№273 -ФЗ «Об
образовании в Российской Федер ации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ
«О внесении изменений в Федеральны й закон «Об образовании

Страница 2

в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от
17 о ктября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ распоряж ение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒ адаптированная федеральная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения
России 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте
России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036
?ysclid=ll6db950h4620178205
‒ Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 5959 9);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 се нтября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18
декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №180 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» на 2022 – 2026 годы .
Программа определяет содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста с
т я ж е л ы м и н а р у ш е н и я м и р е ч и ( Т Н Р ) от 6 до 7 лет в
условиях дошкольн ой образовательн ой групп ы компенсирующей
направленности.
Вариативная часть Программы , формируемая участниками
образовательных отношений , разработана с учетом программы,

Страница 3

расширяющей и дополняющей основное образовательное
содержание:
1) п рограмма математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ,
Ярославль, 2019 г. ;
2) программа по профориентационной направленности
«Дошкольник и мир железной магистрали» / авторы - составители
Ершова М.В., Треногина Е.П.. – Новоалтайск, 2021.

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы :
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития
обучающихся с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие спо собностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно -нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ,
развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физи ческих качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся с ОВЗ;

Страница 4

- об еспечение психолого -педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Цели и задачи вариативной части, формируемой
участниками образовательных отношений
1) Цель в соответствии с программой математического
развития детей 5 -7 лет «Увлекательная математика» Н.А. Надежина,
Т.Н. Ермакова: способствовать развитию математических способностей
дошкольников.
Задачи:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды,
стимулирующей развитие математических способностей в
самостоятельной деятельности;
2. Развитие логических способов познания математических
свойств и отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация,
сериация);
3. Развитие логико – математических представлений
(представлений о математических свойствах и отношениях предметов,
конкретных величина х, числах, геометрических фигурах, зависимостях
и закономерностях);
4. Освоение детьми экспериментально -исследовательских
способов познания математического содержания (воссоздание,
экспериментирование, моделирование);
5. Овладение детьми математическими сп особами познания
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие понимания пространственных и временных
представлений: ориентировка в расположении частей тела, понимание
направлений сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева, знаком ство с
пространственными отношениями близко, далеко.
7. Развитие навыков сотрудничества детей и взрослых, детей
между собой;
8. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи,
обогащение словаря ребенка;
9. Развитие произвольности деятельности.
2) Цель в соответствии с программой «Дошкольник и мир
железной магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П. – создание условий
для ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире
железной дороги.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного

Страница 5

отношения, уважения, интереса к выбранной родителями профессии,
гордости за их успехи, желание быть похожими на них при дальнейшем
выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовател ьное пространство развития
детей, обогащенное специальным тематическим содержанием и
оборудованием для организации полноценной познавательно -игровой
деятельности детей.
3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -
игрового практического опыта, свя занного с отображением разных
аспектов профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника
сформировать у детей ценности познания; коммуникативные ценности,
ценности эмоционально -положительных переживаний, творческого
осмысления и преобразования.
Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -раз вивающий и гуманистический характер
взаимодействия педагогических работников и родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и
обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признан ие ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип
предполагает подбор образовательными организациями содержания и
методов дошкольного образования в соответствии с возраст ными
особенностями обучающихся.
Принципы построения части, формируемой участниками
образовательных отношений
1) Программа математического развития детей 5 -7 лет
«Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова.
Основным принципом построения программы является принцип
детоцентризма, предполагающий что воспитанники участвуют в
создании содержания образования, выбора содержания в совместной и
свободной деятельности.
Наиболее важные принципы:
Наглядность содержания в деятельности. Для ребенка
чрезвычайно содержание.
Активность ребенка . При манипуляции с предметами важно,
чтобы ребенок проделал ее самостоятельно, в своей деятельности – не
просто посмотрел, как демонстрирует педагог, а был инициатором

Страница 6

действий.
Област и развития стимулируют развитие друг друга .
Важным условием полноценного математического развития становится
включение математики в обычную жизнь - не только на организованных
занятиях по математике в детском саду, но и на занятиях по
физическому развитию, на прогулке, интеграция математического
содержания в занятия по речи и других.
Математика в любое время. Акцент ставится на том, что
математика окружает нас постоянно в ежедневных делах, в различных
видах деятельности, в беседах, фиксирующих наличие мате матического
содержания в жизни группы.
Запомнить – не значит понять. Важный акцент педагога –
диагностика, позволяющая увидеть, что случилось с ребенком –
понимание или механическое запоминание.
Диагностика для планирования . Содержание деятельности
педагог регулирует самостоятельно по результатам педагогической
диагностики – выстраивает актуальные задачи, выявляя точки роста для
группы детей в целом или конкретных ребят.
2) Программа «Дошкольник и мир железной магистрали»
Ер шова М.В., Треногина Е.П.
Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность
педагогов, родителей и детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих
понимание того, что субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его
интересами, потре бностями, особенностями;
 педагогическая оценка актуального состояния развития
ребѐнка - способность видеть, чувствовать, понимать каждого
воспитанника.
Систематичность и последовательность:
 использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках
непосредственной деятельности, но и при проведении режимных
моментов.
Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов
наглядности способствует успешному ус воению программного
материала;
 создание предметно -развивающей среды с использованием
железнодорожной тематики.
Доступность:
 учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей
детей, зоны их ближайшего развития.
Личностно -ориентированный:

Страница 7

 эффективное, по лноценное развитие личности ребѐнка –
дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности –
игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в
познании, общении;
 организация развлечений, праздников совместно со
специалистами, ро дителями.
Региональный компонент:
 организация совместной работы с филиалами и
подразделениями ОАО «РЖД».
Интеграция:
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания
железнодорожной направленности с другими направлениями развития
(коммуникация, познание, художественное творчество, физическая
культура и т.д.).
Новизна:
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные
экскурсии, интерактивные игры;
 здоровьесберегающие технологии - физкультминутки,
дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологиче ские
упражнения, тренинги, гимнастика для глаз и др.;
 исследовательская деятельность - моделирование проблемных
ситуаций, творческие мастерские, наблюдения.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучающихся
Вс е усилия педагогических работников по подготовке к школе и
успешной интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно
успешными без постоянного контакта с родителям (законным
представителям). Семья должна принимать активное участие в развитии
ребенка, чтобы обеспе чить непрерывность коррекционно -
восстановительного процесса. Родители (законные представители)
отрабатывают и закрепляют навыки и умения у обучающихся ,
сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние
задания, предлагаемые учителем -логопедом, педагогом -психологом и
воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это
обеспечи т необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит
процесс восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Взаимодействие педагогических работников Организации с
родителям (законным представителям) направлено на повышение
педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача
педагогических работников - активизировать роль родителей (законных

Страница 8

представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и
адекватное понимание проблем ребенка.
Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи
обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребѐнка,
формирование основ полноценной, гармоничной личности. Главной
ценностью педагогической культуры яв ляется ребенок - его развитие,
образование, воспитание, социальная защита и поддержка его
достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями (законными
представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей,
вовлечение родителей (законн ых представителей) в образовательный
процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции
по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
 выработка у педагогических работников уважительного
отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и
признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания
ребенка;
 вовлечение родителей (законных представителей) в
воспитательно -образовательный процесс;
 внедрение эффективных технологий сотрудничес тва с
родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни
детского сада.
 создание активной информационно -развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе;
 повышение родительской компетентност и в вопросах
воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной
организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных
потребностей ребѐнка с ТНР и предпочтений роди телей (законных
представителей) для согласования воспитательных воздействий на
ребенка;
- коммуникативно -деятельностное - направлено на повышение
педагогической культуры родителей (законных представителей);
вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно -
образовательный процесс; создание активной развивающей среды,

Страница 9

обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и
детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности
Организации; создание открытого инф ормационного пространства (сайт
Организации, форум, группы в социальных сетях).