cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Краткое описание рабочей образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) средней группы компенсирующей направленности
для детей 4-5 лет в условиях частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» на 2023 -2024 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) подготовительной групп ы компенсирующей направленности
(далее – Программа) представляет собой целостную методологически
обоснованную, систематизированную модель педагогического процесса,
соответствующую требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольног о образования (далее – ФГОС ДО) и
федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационн ый №
72149 ) (далее – Ф А ОП ДО).
Нормативно -правовую основу для разработки П рограммы составила
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги» .
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29декабря2012г.№273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федер ации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт

Страница 2

дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки Ро ссии от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013
г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от
8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 7226 4);
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
‒ адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный №
72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=ll6db95
0h4620178205
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в
Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 5959 9);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №180 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» на 2022 – 2026 годы .
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180
открытого акционерного общества «Российск ие железные дороги» является
подведомственной организацией отдела образовательных учреждений службы
управления персоналом Западно -Сибирской железной дороги – филиала ОАО
«РЖД». Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий
детским садом, который действует от имени учреждения, представляя его во
всех учреждениях и организациях, несет ответственность за деятельность
учреждения перед Учредителем.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста с т я ж е л ы м и
н а р у ш е н и я м и р е ч и ( Т Н Р ) от 4 до 5 лет в условиях дошкольн ой
образовательн ой групп ы компенсирующей направленности.
Цели, задачи и принципы Программы

Страница 3

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося среднего
возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Задачи Программы
- реализация содержания АО П ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
сп особностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физ ических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с
ОВЗ;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей , задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развит ии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

Страница 4

5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными
представителями) обучающихся
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и
успешной интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными
без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья
должна принимать активное участие в развитии ребенка, что бы обеспечить
непрерывность коррекционно -восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у
обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Органи зации и дома. Домашние
задания, предлагаемые учителем -логопедом, педагогом -психологом и
воспитателем для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это
обеспечит необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит
процесс восстановления нарушенных функц ий у обучающихся.
Взаимодействие педагогических работников Организации с родителям
(законным представителям) направлено на повышение педагогической
культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических
работников - активизировать роль родител ей (законных представителей) в
воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное
понимание проблем ребенка.
Основной целью работы с родителями (законными представителями)
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(закон ных представителей) в образовательный процесс для формирования у
них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
 выработка у педагогических работников уважительного отношени я к
традициям семейного воспитания обучающихся и признания
приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
 вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно -
образовательный процесс;
 внедрение эффективных технологий сотрудниче ства с родителям
(законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.

Страница 5

 создание активной информационно -развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском
коллективе;
повышение родительской компетентнос ти в вопросах воспитания и
обучения обучающихся.