cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание рабочей образовательной программы по
образова тельной области «Художественно -эстетическое развитие»
направлению «М узыкальная деятельность »
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общее недоразвитие речи)
на 2022 -2023 учебный год
Развитие современного общества предъявляет новые требования к
дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно -
образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и
парциальных учебных программ, рез ультатам и результативности их
деятельности.
Согласно статье 12. ч. 5,6,7, Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации», образовательная программа разработана
самостоятельно педагогическим коллективом, при участии родителей как
участников о бразовательных отношений и утверждена на педагогическом
совете.
Программа призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора
цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации
образовательного процесса, исходя из требований основной образовательной
программы ДОУ, приоритетного направления развития образовательного
учреждения, его возможностей, образовательных запросов основных
социальных заказчиков – родителей (законных представителей).
Программа разработана в соответствии с основными нормативно -
правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Закон №273 -ФЗ);
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стан дарта дошкольного
образования»;
• Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 №373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования »;
• требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана
мероприятий по реализации в 2021 –2025 годах Стратегии развити я
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
мол одежи» (СП 2.4.3648 -20); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

Страница 2

• письма Минпросв ещения России от 15.04.2022 №СК -295/06 «Об
использовании государственных символов Российской Федерации;
• Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Программа разработана на основе:
1. Адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские
железные дороги» для детей с тяжелыми нарушени ями речи (общим
недоразвитием речи).
2. Комплексной образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – Издание 3 -е, перераб. и доп. в
соответствии с ФГОС ДО – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО -ПРЕСС, 2020.
3. Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки» / И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. - изд. второе, доп. и
перераб. – Санкт -Петербург, 2017. – 240 с.
Рабочая программа разработана для воспитания и обучения детей 5 -7 лет
с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
В программе п редставлено содержание образовательной области:
«Художественно -эстетическое развитие» по направлению «Музыкальная
деятельность».
Цели обязательной части Программы направлены на р азвитие
му зыкальных и творческих способности детей (с учетом возможностей
кажд ого) посредством различных видов музык альной деятельности
формирование начало муз ыкальной культуры, развитие общей духовной
культуры .
Цель в соответствии с комплексной образовательной
программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями
речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищевой : построение
системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Задачами программы является:
- подготовка детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- развитие основ гармоничного развития (развитие слуха, внимания,
движения, чувства ритма и красоты мелодии, индивидуальных музыкальных
способностей);
- приобщение детей к русской народно -традиционной и мировой
музыкальной культуре;
- подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

Страница 3

- развитие коммуникативных способностей (общения детей друг с другом,
творческое использование музыкальных впечат лений в повседневной жизни);
- ознакомление детей с многообразием музыкальных форм и жанров в
привлекательной и доступной форме;
- обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в
музыкальной игре;
- развитие детского творчества во всех видах музыкаль ной деятельности;
- обеспечение преемственности музыкального воспитания между ДОУ и
начальной школой;
- обеспечение взаимодействия детей, педагогов и родителей в общем
педагогическом процессе, организация совместной деятельности с целью
развития элементов сотр удничества.
Коррекционно -развивающие задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с
ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка
с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофи зическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как
субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе ду ховно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физ ических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
- обеспечение псих олого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и на чального общего образования.

Принципы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
- принцип комфортности: создание обстановки, в которой ребенок
чувствует себя комфортно, дает возможность освоиться, захотеть принять
участие в занятии;

Страница 4

- принцип целостного подхода: обогащение детей музыкальными
впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности (организация мини -концертов на знакомом материале, показ
сказок силами детей);
- оказание поддержки родителям в организации художественно -
творческой и му зыкальной деятельности детей в домашних условиях
(лекции, консультации, творческие игры, совместные мероприятия);
- принцип последовательности: усложнение поставленных задач по
всем разделам музыкального воспитания;
- принцип культуросообразности и сезон ности: соотношение
музыкального материала с природным и историко -культурным календарем;
- принцип партнерства: общение с детьми происходит на равных,
партнерских отношениях. Группа детей, воспитатель и музыкальный
руководитель - единое целое;
- принцип п оложительной оценки: никаких замечаний ребенку. Что бы
и как бы ни сделал ребенок – все хорошо;
- принцип паритета: любое предложение ребенка должно быть
зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом
виде музыкальной деятельности.
К омплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Н.В. Нищева
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
- пр инцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учеб ного материала,
соответствия требований, методов, приемов и условия образования
индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
по следующих возрастных групп .