cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Краткое описание рабочей образовательной программы
старшей группы (5 -6 лет) № 8 на 2023 -2024 учебный год
Рабочая о бразовательная программа является нормативно -управленческим
документом, определяющим содержание и организацию образовательной и
воспитательной деятельности старшей группы частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 180 открытого акционе рного общества «Российские
железные дороги» (далее – Программа), разработанной по образовательной программе
дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрна уки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России
14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной
программой дошкольного образования ( утверждена приказом Минпросвещения России от
25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847 ) (далее – ФОП ДО).
Нормативно -правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период д о 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной по литики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального зак она «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999 -р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования ( утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 2 8 декабря 2022 г., регистрационный № 71847
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 );
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);

Страница 2

‒ Санитарные пр авила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольно го образовательного учреждения
«Детский сад №180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на
2022 – 2026 годы .
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» является подведомственной
организацией отдела образовательных учреждений службы управления персоналом
Западно -Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Непосредственное
управление учреждением осуществляет заведующий детским садом, который действует о т
имени учреждения, представляя его во всех учреждениях и организациях, несет
ответственность за деятельность учреждения перед Учредителем.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
для детей дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для де тей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательна я часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
доступном его возрасту содержании доступными сре дствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно -нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО,
вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлена
выбранная участниками образовательных отношений программа, выстроеная на основе
регионального компонента, с учетом ведомственной принадлежности дошкольного
учреждения к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего
объема; ча сти, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно -методическую документацию, в составе
которой:
‒ рабочая программа воспитания,
‒ режим и распорядок дня,

Страница 3

‒ учебный план 1,
‒ календарный учебный график 2,
‒ кале ндарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном
возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержат ельный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально -коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно -эстетическое, физическ ое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий,
обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной
программы с учетом возрастных и индивидуа льных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического колле ктива с семьями
обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает п риобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого -педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно -пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально -техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
вос питания.
В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы.
Вариативная часть Программы , формируемая участниками образовательных
отношений , разработана с учетом программы, расширяющей и дополня ющей
основное образовательное содержание: программа по профориентационной
направленности «Дошкольник и мир железной магистрали» / авторы - составители
Ершова М.В., Треногина Е.П.. Черемисина Т.В. – Новоалтайск, 2021. – 36 с.

Цели и задачи Программы
Учитывая содержание пункта 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» и пункта 1 раздела 1 ФОП ДО, целями Программы являются
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и
индивидуальных особенност ей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
1 Часть 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» 2 Там же

Страница 4

образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфич ных для детей дошкольного возраста
видов деятельности на основе духовно -нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально -культурных традиций.
К традиционным российским духовно -нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, дост оинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость , коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России 3.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», направлена на формирование общей культуры, ра звитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1 .6. ФГОС ДО, п.
1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд , приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к о кружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребѐнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального с татуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возраст ными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребѐнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный проце сс на
основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, обеспечение развити я физических, личностных, нравственных качеств и
основ патриотизма, интеллектуальных и художественно -творческих способностей
ребѐнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социо культурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
3 Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно --
нравственных ценностей, утверждѐнных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).

Страница 5

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и об разования,
охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего
и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного осв оения ими образовательных программ начального общего
образования.
Цели и задачи вариативной части, формируемой участниками
образовательных отношений
Цель программы – создание условий для ранней профориентации детей
дошкольного возраста в мире железной дороги.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного отношения, уважения,
интереса к выбранной родителями профессии, гордо сти за их успехи, желание быть
похожими на них при дальнейшем выборе своей будущей трудовой деятельности.
2. Создать единое образовательное пространство развития детей, обогащенное
специальным тематическим содержанием и оборудованием для организации полноценной
познавательно -игровой деятельности детей.
3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового практического
опыта, связанного с отображением разных аспектов профессиональной деятельности
родителей.
4. Через ознакомление с профессией жел езнодорожника сформировать у детей
ценности познания; коммуникативные ценности, ценности эмоционально -положительных
переживаний, творческого осмысления и преобразования.

Принципы и подходы к формированию Программы
Федеральная программа построена на следующих принципах , установленных
ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей ),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников 4
(далее вместе – взрослые);
4) признание ребѐнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отно шений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основные подходы к формированию Программы.
4 Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрани е законодательств Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598).

Страница 6

Программа:
‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к
структуре образовательной программы дошкольного образования;
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования;
‒ обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей;
‒ сформирована как программа психолого -педагогической поддержки позитивной
социализации и инд ивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем,
содержание и планируемые результаты освоения Программы).
Принципы построения части, формируемой участниками обр азовательных
отношений
Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и
детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что
субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его интересами, потребностями,
особенностями;
 педагогическая оценка актуального состояния развития ребѐнка - способность
видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника.
Систематичность и последовательность:
 использования различных способов реализации программы: запланированный,
косвенный, ситуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности,
но и при проведении режимных моментов.
Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует
успешному ус воению программного материала;
 создание предметно -развивающей среды с использованием железнодорожной
тематики.
Доступность:
 учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их
ближайшего развития.
Личностно -ориентированный:
 эффективное, по лноценное развитие личности ребѐнка – дошкольника
обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее
полно реализуются потребности детей в познании, общении;
 организация развлечений, праздников совместно со специалистами, ро дителями.
Региональный компонент:
 организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД».
Интеграция:
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития (коммуникация, познание,
художественное творчество, физическая культура и т.д.).
Новизна:
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные экскурсии,
интерактивные игры;
 здоровьесберегающие технологии - физкультминутки, дыхательная гимнастика,
пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, тренинги, гимнастика для глаз и др.;
 исследовательская деятельность - моделирование проблемных ситуаций,

Страница 7

творческие мастерские, наблюдения.
Особенности взаимодействия педагогического к оллектива с семьями
обучающихся
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и т актично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей) детей раннего и
дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и обществе нности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а
также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных п редставителей), повышение их правовой,
психолого -педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семь и;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнѐрских
отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно
придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребѐнка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (закон ных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребѐнка;
2) открытость: для родителей (законных пре дставителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребѐнка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в
ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) н еобходим обмен
информацией об особенностях развития ребѐнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу
необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный
настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно
этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и
со стороны родителей (законных представ ителей) в интересах детей;
4) индивидуально -дифференцированный подход к каждой семье: при

Страница 8

взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребѐнка, отношение к
пед агогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребѐнка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодейст вия с
родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
1) диагностико -аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, еѐ запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребѐнка; об уровне психолого -педагогической компетентности родителей (законных
представителей); а также планирование работы с семьей с учѐтом результатов
проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения
и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с акт уальной информацией о
государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки
семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в
ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребѐнка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребѐнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях
семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребѐнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов; способам организации и
участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.