cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание рабочей образовательной программы учителя -
логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (тяжелыми нарушениями речи) для детей подготовительной
группы компенсирующей направленности (6 -7 лет) в условиях
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
180 открытого акционерного общества «Российские железные
дороги»

Рабочая образовательная программа учителя -логопеда для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) для детей подготовительной группы
компенсирующей направленности ( 6-7 лет) (долее Программа)
представляет собой целостную методологически обоснованную,
систематизированную модель педагогического процесса,
соответствующую требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России
24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января
2023 г., регистрационный № 72149) (далее – ФАОП ДО).
Нормативно -правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федера ции на период до 2030
года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29декабря2012 г.№273 -ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»;

Страница 2

‒ федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольногообразования( утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Ми нюсте России 14 ноября
2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ адаптированная федеральная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России
24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января
2023 г., регистрационный № 72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid
=ll6db950h4620178205
‒ Адаптированная образовательная программа дошкольного
образован ия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» ;
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573).
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса по образовательной области «Речевое развитие» для детей
подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 6 -7 лет.
Цель П рограммы :
1) создание условий и построение системы коррекционно -развивающей
и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим нед оразвитием речи), в
возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий
всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей
дошкольников, их комплексного воздействия, направленного на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестор оннего гармоничного развития ;
2) создание условий для эффективной реализации образовательной
области «Речевое развитие» с привлечением синхронного выравнивания
речевого и психофизического развития детей с тяжѐлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи ).
Задачи:
 реализация содержания АОП ДО по образовательной области «Речевое
развитие;

Страница 3

 коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с
ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоциональног о благополучия;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работник ом,
родителями (законными представителями), другими детьми
 овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической
системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы образования.
 подбор, систематизация и совершенствование диагностических,
образовательных методов и приѐмов деятельности учителя - логопеда в
соответствии с программным содержанием.
 обес печение психолого -педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах
развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение преемственности целей, зад ач и содержания дошкольного
и начального общего образования.
Коррекционная работа направлена на:
 обеспечение коррекции нарушений развития речи различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
 освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах :
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

Страница 4

5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работн иков, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов
дош кольного образования в соответствии с возраст ными особенностями
обучающихся.
Подходы к формированию Программы
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ОНР, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (особые образовательные потребности),
индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом
образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на
разных этапах е е реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР, в том
числе использование специальных методов, методических пособий и
дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квал ифицированной коррекции
нарушений их развития.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучающихся
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и
успешной интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными
без постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья
должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить
непрерывность коррекционно -восстановительного п роцесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у
обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние задания,
предлагаемые учителем -логопед ом, педагогом -психологом и воспитателем
для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит
необходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс
восстановления нарушенных функций у обучающихся.
Основной целью работы с родителями (законны ми представителями)
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательный процесс для формирования у
них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.

Страница 5