cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание рабочей образовательной программы учителя -
логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (тяжелыми нарушениями речи) для детей средней группы
компенсирующей направленности ( 4-5 лет) в условиях частного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Рабочая образовательная программа учителя -логопеда для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) для детей средней группы компенсирующей
направленности (4 -5 лет) (долее Программа) представляет собой
целостную методологи чески обоснованную, систематизированную модель
педагогического процесса, соответствующую требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано в
Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149) (далее –
ФАОП ДО).
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Фед ерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционн ых российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29декабря2012г.№273 -ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Фед ерации»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября
2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минп росвещения
России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );

Страница 2

‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в
Российск ой Федерации на период до 2025 года»;
- адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный №
72149 )
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=ll6 d
b950h4620178205
‒ Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного в рача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 20 20
г., регистрационный № 61573).
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего
дошкольного возраста с тяж елыми нарушениями речи (ТНР) 4 -5 лет.
В программе определены коррекционные задачи, основные
направления логопедической работы и педагогические ориентиры, средства
формирования правильного звукопроизношения, лексико – грамматической
стороны, связной речи и овладения звуковым анализом и синтезом.
Цель П рограммы направлена на:
1) создани е условий и построение системы коррекционно -
развивающей и образовательной деятельности в группе компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
нед оразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающую полную
интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного
учреждения и родителей дошкольников, их комплексного воздействия,
напра вленного на выравнивание речевого и психофизического развития
детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
2) создание условий для эффективной реализации образовательной
области «Речевое развитие» с привлечением синхронного выравнивания
рече вого и психофизического развития детей с тяжѐлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи).
Задачи:
 реализация содержания АОП ДО по образовательной области
«Речевое развитие;

Страница 3

 коррекция недостатков психофизического развития
обучающихся с ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
 овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически
правильной речью и коммуникативными навыками , фонетической
системой русского языка, элементами грамоты, что формирует
готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы образования.
 подбор, систематизация и совершенствование
диагностических, образовательных м етодов и приѐмов деятельности
учителя -логопеда в соответствии с программным содержанием.
 обеспечение психолого -педагогической поддержки
родителей (законных представителей) и повышение их компетентности
в вопросах развития, образования, реабилитации (абили тации), охраны
и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Коррекционная работа направлена на:
 обеспечение коррекции нарушений развития речи различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
 освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа
в общем развитии чело века.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -развивающий и гуманистический характер
взаимодействия педагогических работников и родителей (законных
представителей), педагогических и иных работников Организации) и
обучающихся.
5. Содействие и сотру дничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений.

Страница 4

6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип
предполагает подбор образовате льными организациями содержания и
методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.
Подходы к формированию Программы
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка с ОНР, связанные с е го
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (особые образовательные потребности),
индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
2) возрастная адекватность дошкольного образования (соотв етствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
3) построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок
становится субъектом образования;
4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на
разных этапах ее реализации;
5) специальные условия для получения образования детьми с ОНР, в
том числе использование специальных методов, методических пособий и
дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальн ых
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции
нарушений их развития.
Специфические принципы и подходы к формированию Программы :
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести
вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает
партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими
организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию
психолого -педагогической и (или) медицинской поддержки в случае
необходимости (Центр психолого -педагогической, м едицинской и
социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного
образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесс а и учитывает его интересы,
мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что
содержание образования предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом зон актуального и ближайшег о развития ребенка, что
способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает

Страница 5

всестороннее социально -комму никативное, познавательное, речевое,
художественно -эстетическое и физическое развитие обучающихся
посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребен ком по отдельности, в форме изолированных занятий по
модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы
существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие
обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и социально -
коммуникативным, художе ственно -эстетическое - с познавательным и
речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно
связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного
воз раста;
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остаѐтся право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей
(законных представителей).
Планируе мые результаты освоения программы
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому рез ультаты освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу
дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые
описаны как основные характеристики развития ребенка с ОВЗ. Они
представлены в виде изложения возможных достижений обучающихся на
разных возрастных этапах дошкольного детства.
Вза имодействие педагогического коллектива с родителями
(законными представителями) обучающихся
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и
успешной интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными
без постоянного контакта с родител ям (законным представителям). Семья
должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить
непрерывность коррекционно -восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у
обучающихся, сф ормированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Организации и дома. Домашние задания,
предлагаемые учителем -логопедом, педагогом -психологом и воспитателем

Страница 6

для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит
не обходимую эффективность коррекционной работы, ускорит процесс
восстановления нарушенных функций у обучающихся.