cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Краткое описание р абоч ей программа коррекционно -развивающей работы
педагога -психолога на 2023 -2024 учебный год
Рабочая программа коррекционно -развивающей работы педагога -психолога (далее –
Программа) частного дошкольного образовательного учреждения «Детски й сад №180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ДОУ)
представляет собой нормативный документ, определяющий содержание, цель, задачи,
планируемые результаты и организацию образовательной деятельности педагога -
психолога. Осно вой для разработки являются Образовательная программа дошкольного
образования частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и Адаптированная
образовательная программа дошкол ьного образования частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги» для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи). Программа учитывает особенности образовател ьного учреждения,
запросы родителей (законных представителей) , как заказчиков и соучастников
образовательной деятельности с детьми, потребности и интересы воспитанников,
возможно сти педагогического коллектива .
Программа разработана в соответствии с о следую щими нормативно -правовыми
документами:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно -нра вственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспи тания
обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ Распоряжение Правит ельства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999 -р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрна уки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264 );
‒ Федеральная образовательная программа дошкольного образования ( утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 );
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольно го образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля
2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г.,
регистрационный № 59599);

Страница 2

‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России
18 декабря 2020 г., регистрационный № 6 1573);
‒ Устав частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №180 открытого акционерного общес тва «Российские железные дороги» на
2022 – 2026 годы .
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО ). Программа состоит из обязательной части и части, ф ормируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть Программы разработана на основе:
- Образовательной программы дошкольного образования частного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования частного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 180 открытого акционерного
общества «Российские железные дороги» для детей с тяжелыми нарушения ми речи
(общим недоразвитием речи).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
следующие программы :
- программа психолого -педагогических занятий для д ошкольников «Цветик -
семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараево й, А.С. Тузаевой, И.А.
Козловой.
- коррекционно -развивающая программа для дошкольников с использованием
дидактических игр на песке «Разгадай тайну песочной страны», автор Шиманович Ю.
- нейропсихологическая коррекционно -развивающая программа «Движение тела -
движение мысли », автор Антонова С. Л.
Содержание образовательной области педагога -психолога направлено на
психодиагностику, психопрофилактику, психокоррекцию, психологическое
консультиров ание и поддержку деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет,
родителя ми воспитанников и педагогами ДОУ.
Программа включает в себя организацию психологическо го сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально -
коммуникативному, познавательно -речевому и художественно -эстетическому,
обеспе чивает единство воспитательных, развивающих и о бучающих целей и задач
процесса образования. Приоритетным является воспитание, обучение, развитие, присмотр,
уход и оздоровление детей в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Учитывая специфику проф ессиональной де ятельности педагога -психолога ДОУ,
значительное место уделяется целенаправленной деятельности по адаптации ребенка к
детскому саду, п одготовке к школе, коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом воз растных особен ностей
дошкольников и специфики ДОУ.

Цели и задачи реализации Программы
Педагог -психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни
психического р азвития.

Страница 3

Це ль программы : психологическое сопровождение детей в ДОУ, обеспечение
коррекции нарушений развития у ра зличных категорий детей , включая детей с особыми
образовательными потребностями ( далее ООП), в том числе детей с ОВЗ и детей -
инвалидов, оказание им квалиф ицированной психологической помощи в освоении
Программы, их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
социальной адаптации.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах :
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с О ВЗ;
• охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
со циального статуса ;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными ос обенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
• - обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
• своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, с
проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сфер , обусловленными
различными причинами;
• определение особых (индивидуальных) образовательных потребностей
обучающихся, в том числе с т рудностями освоения Программы и социализации в ДОУ;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого -педагогической
помощи обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического
развития, индивидуальных возможностей и потреб ностей (в соответствии с
рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии (ПМПК) или психолого -
педагогического консилиума образовательной организации (ППк);
• реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
снижению или ус транению отклонений в развитии и проблем поведения.
• оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной
психолого -педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей
дошкольного возраста .
Психологическое сопровождение рассмат ривается как стратегия работы педагога -
психолога ДОУ, направленная на создание социально -психологических условий для
успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от
возраста детей, уро вня их развития.
Цель и задачи программ , формируемых участниками образовательных
отношений.
Программа психолого -педагогических занятий для дошкольников «Цветик -
семицветик» под редакцией Н. Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А.
Козловой.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения.
- Развитие в олевой сферы – произвольности психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

Страница 4

- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение
уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных у мений, наглядно -
действенного, наглядно -образного, словесно -логического, творческого и критического
мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Программа «Разгадай тайну песочной страны»
Цель программы : повышение адаптивных способностей детей дошкольного
возраста.
Задачи:
1. развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно -
логическое мышление, пространственное воображение), процессы саморегуляции;
развивать сенсорно -перцептивную сферу, творческий потенциал ребенка, формировать
коммуникативные навыки;
2. тренировать мелкую моторику руки;
3. гармонизировать психоэмоциональное состояние;
4. формировать установку на положительное отношени е к себе.
Программа «Движение тела -движение мысли»
Цель программы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у
старших дошкольников с ЗПР.
Задачи программы
1.Развитие пространственных представлений: а) формирование устойчивых
координат («право -лево», «верх -низ»); б) формирование сомато -пространственного
гнозиса (название частей тела); в) формирование зрительно -пространственного
восприятия; г) формирование тактильного гнозиса; д) формирование зрительно -моторных
координации.
2. Развитие двигательн ой сферы: а) развитие тонкой моторики — возможность
точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев
рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; б) развитие плавности, переключаемости
точности движений; в) повышение общей п одвижности ребенка; г) развитие произвольной
регуляции движений.
3.Развитие эмоционально -волевой сферы: а) умения адекватно выражать
эмоциональные состояния; б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния;
в) произвольной регуляции поведения; г ) умения произвольно улавливать основные
телесные ощущения; д) снятие тревожности. \
4.Повышение групповой сплоченности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности
ребенка:
 культурно -исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
 деятельностный подход (Л. А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
 личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человек а очень тесно
взаимосвязаны и составляют теоретико -методологическую основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

Страница 5

- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной
картины мира;
- интеграции личности воспитанника в н ациональную, российскую и мировую
культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально -ценностного отношения к окружающей
среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в ре ализации собственных творческих способностей.
Программа построена на следующих принципах , установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развит ия;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и род ителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе – взрослые);
4) признание ребѐнка полноценным участником (с убъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познава тельных действий ребенка
в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формиров анию Программы.
Программа:
‒ сформирована на основе требований ФГОС ДО, ФОП ДО и ФАОП ДО ,
предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования;
‒ определяет содержание и организацию образовательной деятельности педагога -
психолога на уров не дошкольного образования;
‒ обеспечивает развитие личности и коррекцию нарушений развития детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
сформирова на как про грамма психологического сопровождения детей, поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности де тей дошкольного
возраста .
Специфические принципы и подходы к формированию Программы для
обучающихся с ТНР:
1. Сетевое взаимоде йствие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организ ациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию
психолого -педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости
(Центр психолого -педагогической, медицинской и социал ьной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности,

Страница 6

которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его и нтересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон
актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению
как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально -
коммуникативное, познава тельное, речевое, художественно -эстетическое и физическое
развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели
школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют
многообразные взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано
с речевым и социально -коммуникативным, художественно -эстетическо е - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в каждой области
тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса
соответствует особенностям развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
5. Инвариант ность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную
образовательную программу. При это м за Организацией остаѐтся право выбора способов
их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава
групп обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
Специфические принципы и по дходы к формированию Программы для
обучающихся с ЗПР.
1. Принцип социально -адаптирующей направленности образования: коррекция и
компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как
самоцель, а как средство наиболее полной реал изации потенциальных возможностей
ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной
работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы)
нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной
локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы,
обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны,
соответственно, мет оды и содержание коррекционной работы должны отличаться.
3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для
построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта,
определить иерархию нарушений. Следует различать вну трисистемные нарушения,
связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием
нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом
будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного н а речевое
и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений:
психолого -педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом
педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором
участвуют различные специалисты психолого -медико -педагогической комиссии (далее -
ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение,
квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии.
Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях
Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе

Страница 7

означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в
ко мплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это
предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей -
дефектологов, педагогов -психологов, специально подготовленных воспитателей,
музыкальных и физку льтурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с
медицинскими учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная
психолого -педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего
онтогенеза". При реализации названного принципа следует учитывать положение о
соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное
развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых
психических свойств и овладения от дельными способами действий, представлениями и
знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях
детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым
видом деятельности, развитием речи и коммуникаци и. За счет этого обеспечивается
переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных
ступенях развития речи, сенсорно -перцептивной и мыслительной деятельности, у них в
разной степени сформированы пространственно -временные предст авления, они
неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний
об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с
одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой -выстраиваю тся
как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития
познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и
развивающих задач: не позволяет ограничиваться л ишь преодолением актуальных на
сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития
ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его
потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании:
предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность
возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно
действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов
(картинно -графических планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства:
познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие
формирования и протекания, отличается особым содерж анием и поэтому нуждается в
особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный
педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности
ребенка, с одной стороны, и возможные пути, и способы коррекционной и
компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной
деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение
дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в
процессе самос тоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических
работников в процессе коррекционно -развивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно -развивающего образования:
образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности
с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения ц елей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные
ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою
адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право

Страница 8

выбора способов их достижения, выбора обра зовательных программ, учитывающих
разнородность состава групп обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей,
запросов родителей (законных представителей).
Специфические принципы и подходы к формированию Программы для
обучающихся с нарушениями слуха.
1. Налаживание сетевого взаимодействия с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и образование обучающихся с нарушениями слуха: организация устанавливает
партнерские отношения не т олько с семьями обучающихся, но и с другими организациями
и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных
потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, перенесших
операцию по кохлеарной имплантации (далее - КИ), оказанию психолого -педагогической,
сурдологической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центры
психолого -педагогической, медицинской и социальной помощи, профильные
медицинские центры, центры реабилитации слуха, сурдологические кабинет ы).
2. Индивидуализация дошкольного образования глухих, слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, обучающихся с КИ открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории
развития каждого ребенка с характ ерными спецификой и скоростью, учитывающей его
интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: содержание образования предлагается
ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближай шего
развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и
потенциальных возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей:
всестороннее социально -коммуникативное, познавательное, речевое, художе ственно -
эстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов детской
активности. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие глухих, слабослышащих и позднооглохших
обучающихся тес но связано с двигательным, речевым и социально -коммуникативным,
художественно -эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание образования в
каждой области тесно связано с другими областями.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средст в реализации и
достижения целей Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную
образовательную программу, при этом за Организацией остаѐтся право выбора способов
их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава
групп обучающийся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
Принципы построения части, формируемой участниками образовательных
отношени й
Принципы и подходы к формированию программ: программы психолого -
педагогических занятий для дошкольников «Цветик - семицветик» под редакцией Н.
Ю. Куражевой, Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой; коррекционно -
развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр
на песке «Разгадай тайну песочной страны», автор Ю. Шиманович;
нейропсихологическая коррекционно -развивающая программа «Движение тела -
движение мысли», автор С.Л. Антонова
 принцип системности предполагает, что психологичес кое сопровождение носит
непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой
лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области
социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонен тов.

Страница 9

Диагностическая и коррекционно -развивающая деятельность при этом тесно связаны друг
с другом;
 принцип гуманистичности предполагает отбор и использование
гуманных, личностно -ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях
методов психологичес кого воздействия. При этом необходимо создавать условия для
поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха;
 принцип конфиденциальности предполагает, что информация, полученная
психологом в процессе проведения работы, не подле жит сознательному или случайному
разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть
представлена в форме, исключающей ее использование против интересов ребенка;
 принцип полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного дет ства,
амплификация детского развития, предполагающий максимальное обогащение
личностного развития детей н а основе широкого развертывания разнообразных видов
деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Вариативность и
разнообразие орган изационных форм дошкольного образования создают психолого -
педагогические основания для личностно -ориентированного взаимодействия взрослого и
ребенка в образовательном процессе;
 принцип индивидуального подхода и адекватности возрасту (соответствие
возрастны м и психолого -физиологическим особенностям ребенка), учет индивидуальных
и возрастных особенностей ребенка, предполагает использование содержания, форм,
способов сопровождения, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка,
темпам его развития, а так же безоговорочное признание его уникальности и ценности;
 принцип благополучия ребенка предполагает передачу приоритета интересам
ребенка, благодаря чему обеспечивается защита его прав при учете позиций других
участников образовательного процесса. Психолог придерживается доброжелательного и
безоценочного отношения к каждому ребенку;
принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить
проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать
способности для становления способности ребенка к саморазвитию.