cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»

Принято на заседании
педагогического совета


Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий детским садом
________ Е.П. Малаканова

Приказ № 99 -ОД от 31.08.2023 г.







Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный мир красок »
ху дожественно й направленности
для детей (4 -7 лет)










Автор -разработчик :
Зайцева Ирина Леонидовна ,
воспитатель высшей квалификационной категории










г. Новоалтайск
20 23

Страница 2

2


Оглавление

1 Целевой раздел

3
1.1 Пояснительная записка

3
1.2 Цели и задачи программы

6
1.3 Принципы и подходы к формированию программы

7
1.4 Возрастные особенности детей

7
1.5 Планируемые результаты реализации программы

8
2 Содержательный раздел

10
2.1 Формы, способы методы и средства реализации программ ы

10
2.2 Учебно -тематический план работы

11
2.3 Особенности взаимодействия с семьѐй

37
3 Организационный раздел

38
3.1 Материально -техническое обеспечение реализации
Программы
38
3.2 Методическое обеспечение программы

38
4 Дополнительный раздел программы

39
Лист внесения изменений и дополнений

42

Страница 3

3

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной
дея тельности «Вол шебный мир красок» для детей 4 -7 лет
имеет художественную направленность.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели
невозможно без реализации задач, ст оящих перед образовательной областью
«Художественное творчество», составляющая часть которого -
изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает
многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно
привычных, традиционных способ ов и средств, чтобы выразить свои
фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а
также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами -практиками, мы
заинтересовались возможно стью применения нетрадиционных приемов
изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники
рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов. Становлени е художественного образа у дошкольников
происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Волшебный мир красок» направлены на реализацию
базисных задач художественно -творческого развития детей. Рисование
необычны ми материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые
возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для
себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
В п рограмме «Волшебный мир красок» представлены материалы по
обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования,
основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с
детьми. Предлагается перспективное планирование дополнительны х занятий
по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста,
рассчитанное на 1 год обучения. В программе дано примерное тематическое
планирование. Представленные разработки направлены на формирование
необходимых изобразительных навыков и умени й, на развитие
художественно -творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Актуальность программы « Волшебный мир красок » заключается в
том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются
индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере

Страница 4

4

свойственны всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать
их тягу к открытиям для развития творческих способностей в
изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность,
умение удивляться всему новому и неожида нному. Именно в дошкольном
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с
радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее
идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные
возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из
наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду
является изобразительная, художественно -продуктивная деятельность,
создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в
процессе которого создается что -то красивое, необычное. Изобразительная
деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в
рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя ок ружающий
мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном
образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам
передачи полученной информации стандартным набором изобразительных
материалов. Но, учитывая огромный ска чок умственного развития и
потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих
способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с
разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать
нетрадиционные способы изображе ния.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образо вании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
 правила оказания платных образовательных ус луг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. №
1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
 приказ Министерства Просвещения Российской федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и

Страница 5

5

ос уществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, от дыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 2 8.01.2021 № 2;
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей); оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справ едливости, всеобщности и
направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
обучающихся.
Новизна и оригинальность программы заключается: в
целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам
художественно -творческой деятельности, необходи мой для дальнейшего
развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций
как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными усложнения всех видов деятельности (игровой,
художественной, познавательной, исследов ательской, учебной);
использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и
игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными,
интересными, содержательными и познавательными; применении
здоровьесберегающих образовательных техноло гий.
Концептуальной основой данной программы является развитие
художественно -творческих способностей детей в неразрывном единстве с
воспитанием духовно -нравственных качеств путем целенаправленного и
организованного здоровьесберегающего образовательного про цесса.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной
деятельности самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей , поддерживать их
интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает
воспитывать духовно -нравственные качества детей. Нестандартное решение
развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции.
В современном образовании все больше осознается необходимость решения
такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение. В настоящее время
возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не
только как фактор развития личности, но и как эффективное средство
профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В
обучении детей изобразительной деятельности используются
здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых –

Страница 6

6

построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка,
что соотв етствует его благополучному существованию, обеспечивает
комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка. Сюда
включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе,
свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки ,
использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно
отнести приемы арт -терапии: использование музыки, стихов, репродукций.
Также важно следить за нагрузкой. В обучении изобразительной
деятельности всегда используются такие здоровьесберег ающие технологии
как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие
здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает
положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое
развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев
рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание
воспитанию культурно -гигиенических навыков; в процессе изобразительной
деятельности происхо дит развитие самоконтроля при выполнении правил
личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие
навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны
уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться
материальн о-техническими средствами (материалы, инструменты и
принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских
страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и
окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений,
которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом
заключается педагогическая целесообразность программы по
изобразительной деятельности « Волшебный мир красок ».

1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развити я художественно – тво рческих
способностей у детей 4 – 7 лет.
Задачи:
1. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, знакомить с
различными видами изобразительной деятельности.
2. Развивать творчество, фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательн ость.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и
изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
5. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и вид еть его глазами
художник а, замечать и творить красоту.
6. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Страница 7

7

7. Совершенствовать у детей навыки работы с различными
изобразительными матер иалами.
8. Создавать комфортн ый микроклимат, в дет ском коллективе.

1. 3. Принципы и подходы по реализации программы :
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,
образцы, схемы.
2. Принци п последовательности . Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к
сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для де тей, этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к
достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает
подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно -ориентирова нного общения. В процессе
обучения дети выступают как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы
общения педагога с детьми .

1. 4. Возрас тные особенности детей

Возрастн ые характеристик и детей 4-5 лет
Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунки
становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети
рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения
животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать по окончании работы. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда
одежды и ее деталей. Лепят предметы круглой, овальной,
цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Возра стн ые характеристик и детей 5-7 лет
В изобразительной деятельности 5-7 летний ребенок свободно может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы,
состоящих из частей разной формы и соединений разных линий.
Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки,
самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший
возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми
разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей,
иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изобра жения различных

Страница 8

8

объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного
решения. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоя нии изображенного человека.
Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В
лепке детям не представляется трудности создать более сложное по
форме изображение.

1.5 Планируемые результаты реализации программы
Ожида емый результат освоения программы:
 позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными
многообразными операциями, влияющими на их
психофизиологические функции;
 свобода творческого самопрояв ления;
 раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
 стремление к самопознанию и самовыражению;
 снижение эмоциональной тревожности;
 повышение самооценки;
 развитие коммуникативных навыков;
Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется через:
 беседу;
 уст ный опрос;
 индивидуальную работу;
 выставки детских работ .
В результате реализации программы предполагается достижение
определѐнного уровня овладения детьми нетрадиционными техниками
рисования на бумаге, ткани, воде. Дети будут знать специальную
терминологи ю, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся
обращаться с основными художественными материалами и инструментами.
Дети будут знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 свойст ва красок и графических материалов.
Уметь:
 выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим за мыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и
недостатки;

Страница 9

9

 организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
 строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,
квадрат, прямоугольник);
 соблюдать последовательность в раб оте;
 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
цвет).
 самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и
инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования
и применять их;
 самостоятельно передавать композицию, использу я технику
нетрадиционного рисования;
 выражать эмоционально -положительное отношение к окружающему
миру через рисунок;
 положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к
собственной деятельности, ее результату;
 давать мотивированную оценку рез ультатам своей деятел ьности и
деятельности товарищей.


























Страница 10

10

2. Содержательный раздел программы
2.1. Формы, способы методы и средства реализации программы
Участники : дети в возрасте 4 -6 лет, посещающие детский сад, входят в
состав групп ы не более десяти человек. Набор детей носит свободный
характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 1 год .
Она охватывает: средн ий возраст – дети от 4 до 5 лет, старший дошкольны й
возраст – дети от 5 до 7 лет.
Периодичность занятий – два раз а в неделю во вторую половину дня.
Длительнос ть занятий: средн ий возраст – 25 -30 минут; старш ий дошкольный
возраст – 30 - 35 минут;
Занятия начинаются с июня ( сентября ) и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая
работа, самостоятельная и практическая работа).
В ходе реализации программы « Волшебный мир красок » дети знакомятся с
разнообразными техник ами рисования.
Дети среднего дошкольного возраста будут знакомить ся с техниками:
 рисование пальчиками;
 оттиск поролоном;
 оттиск печатками
 восковые мелки + акварель;
 свеча + акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошки;
 волшебные веревочки.
 В старш ем дошкольном возрасте дети буд ут осв аивать более трудные
методы и техники:
 рисование шерстью (сухое валяние) ;
 монотипия пейзажная;
 печать по трафарету;
 монотипия предметная;
 кляксография обычная
 рисование на воде Эбру
 Батик
Структура занятий може т меняться (корректироваться) в зависимости от
мате риала.
Подводя итоги занятия, педагог отмечает работу всех и каждого ребѐнка
в отдельности только с положительной стороны.
На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для
повторения и закрепления усвоенных знаний и умений. Во время занятий
широко применяются игровые методы, направленные на повторение,
уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области

Страница 11

11

рисования. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение
проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности,
которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать
ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую
атмосферу на занятиях. Рисование превращаетс я в увлекательную игру.
Чтобы успешно реализовать план -программу по обучению детей
рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования (далее ТНР)
применяются разнообразные
Методы и приѐмы реализации программы:
- словесный (беседа, рассказ, инстру ктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практические (упражнения, игровой метод, моделирование);
- поощрение (как подкрепление за активную работу на занятии).

2.2. Учебно -тематический план работы
Для реализации поставленных зад ач разработан и систематизирован
цикл занятий, который построен с учетом принципов последовательности и
системности в формировании знаний, навыков и умений.
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста
Месяц
неделя
Тема Программное
сод ержание
Вид работы , материал
Июнь

«Что я знаю
и умею?»

Выявить знания детей о
красках : акрил, гуашь,
акварель, масло (чем
отличаются краски и где
их можно использовать )
Игра « Назови цвет ».
Игра «Подбери форму ».
Игра «Назови предмет и
объясни, для чего он нужен ».
Рисование знакомых предметов
на основе геометрических фигур
Июнь
2 неделя
«Букет
гортензии»
Упражнять в технике
печатания листьями и
пленкой - соцветия.
Закреплять умение
смешивать краску на
палитре, выполнять
работу аккуратно.
Оттиск листьям и и упаковочной
пленкой
Лист зеленого цвета А4, кусочки
пленки, мисочки с краской,
кисти, листья.
«Васильки» Учить изображать цветок
с помощью вилки,
закреплять умение
смешивать цвет,
выполнять работу
аккуратно. Дорисовывать
листья и траву разными
оттенк ами зеленого цвета.
Рисование вилкой.
Лист А4, тонированный зеленым
цветом, палитры, кисти, гуашь
Июль
1неделя
«Цветочная
поляна»
Упражнять в технике
печатания печатками.
Учить рисовать цветок в
центре листа, дополнять
рисунок стебельком,
листиками, травк ой
Печатание печатками из
картофеля (в форме цветка)
Лист светло -зеленой бумаги,
печатки в форме цветка, гуашь
различных цветов в мисочках,
темно - и светло -зеленая гуашь,

Страница 12

12

вокруг. Закрепить прием
примакивания. Развивать
чувство композиции
кисть, иллюстрации и эскизы
«Петушок » Совершенствовать умение
и навыки делать
отпечатки ладони и
дорисовывать их до
определенного образа
(петушка). Развивать
воображение, творчество
Рисование ладошкой
Лист формата А 4
тонированный, кисть, гуашь,
игрушка петушок, эскизы
Июль
2 неделя
«Мои
любимые
домашние
животные»
Познакомить с техникой
рисования тычком
полусухой кистью –
имитировать шерсть
животного, т.е. используя
создаваемую тычком
фактуру как средство
выразительности,
способствовать
возможности наносить
рисунок п о всей
поверхности бумаги,
Тычок жесткой полусухой
кистью .
Вырезанные из бумаги фигуры
домашних животных (котенок,
щенок, кролик), жесткая кисть,
гуашь черного, коричневого,
серого цветов, иллюстрации и
изображения домашних
животных .

«Цыплятки –
жѐлты е
ребятки»
Продолжать учить
рисовать гуашью. Учить
заполнять задний фон –
зелѐная травка с
ромашками. Передавать
пушистость с помощью
кисти щетины.
Тычок жесткой полусухой
кистью .
Листы А4, гуашь, кисть щетина
Июль
3 неделя
«Веселая
гусеница»
Закрепить знания о цветах
радуги, учить рисовать с
помощью пробки образ
гусеницы. Дорисовывать
траву разными оттенками
зеленого цвета.
Оттиск пробкой
Листы А4, гуашь, кисти
«Птицы на
ветке»
Закреплять умение
рисовать поролоном по
трафарету. Дорисовывать
листья на ветке. Развивать
чувство композиции.
Рисунок с помощью трафарета.
Листы А4 с нарисованной
веткой, гуашь, кисти, трафареты
Июль
4 неделя
«Павлин» Расширять
познавательные интересы
детей; учить рисовать
образ павлина с помощью
отпечатка ладошки,
дополнять работу
прорисовкой мелких
деталей пальцами и
кистью; развивать
мелкую моторику,
укреплять мускулатуру
выполнение рисунка «Павлин» в
нетрадиционной технике
Листы А4, гуашь, кисти

Страница 13

13

кистей
«Разноцвет н
ые бабочки».
Закреплять навыки
работы , используя
технику монотипия, учить
создавать выразительный
образ. Развивать образное
мышление, аккуратность
Закрепление ранее освоенной
техники монотипия
(предметная).

Август
1 неделя
«Яблоня» Развивать у детей умение
выполнять рисунок с
помощью смятой бумаги,
дорисовыв ать траву
кончиком кисти, яблоки с
помощью ватной палочки.
Готовый фон, показ способа
рисования кроны яблони с
помощью бумаги.
Мат ериалы: альбом, гуашь,
кисти № 2, смятая бумага
«Рыжий кот» Познакомить с техникой
рисования фольгой,
закреплять умение
рисо вать кончиком кисти,
отрабатывать навык
печатания с помощью
ватных палочек.
Альбомный лист с
нарисованным контуром кота,
показ рисования шерсти с
помощью фольги.
Материалы: альбом, гуашь,
кисти №2, фольга, ватные
палочки
«Радужные
картинки »
Познакомить с техникой
рисования с помощью
цветных карандашей
заштриховывать
изображение , используя
шаблоны.
заготовить шаблоны цветов и
бабочек, наглядно показать
способ штриховки.
Материалы: альбом, цветные
карандаши.
Август
2 неделя
«Крошка
Осьминожка
»
Развивать у детей чувство
цвета, умение выполнять
рисунок не только
кистью, но и руками,
пальцами.
загадки про морских обитателей.
Показать сходство очертаний
осьминога с силуэтом
перевернутой ладони. Учить
создавать выразительные образы
морских существ с помощью
во лнистых линий (водоросли,
щупальца осьминога).
Мат ериалы: альбом, гуашь,
кисти № 2 .
«Букет
цветов в
вазе»
Учить рисовать букет с
помощью свернутого
трубочкой картона,
закреплять умение
работать аккуратно, чтобы
не растекалась краска по
краям с трафаретом (ваза).
Продолжать знакомить с
теплыми красками.
Показ образца и способов работы
с трафаретом, штампом, кистью.
Материалы: кисти: широкая,
тонкая; краски: гуашь, акварель;
альбомные листы
Август
3 неделя
«Лунный
вечер»
Учить работать кистью,
растягивать краску по
всей линии слева направо,
создавать фон,
прорисовывать детали с
помощью маркера,
Показ рисунка – образца,
способа работы.
Материалы: краски, кисти,
альбомные листы, фломастеры,
ватные палочки.

Страница 14

14

фломастера.
«Пчѐлка по
имени
Зинка »
Познакомить де тей с
образом жизни и средой
обитания пчѐл,
продолжать формировать
умение раскрашивать
рисунок с помощью
восковых мелков и
акварели.
чтение стихотворения «Пчѐлка
по имени Зинка». Материалы:
альбом, акварель, восковые
мелки .
«Море » Продолжать учить
рисова ть пейзаж.
Отношения: земля, вода,
небо. Учить передавать
форму корабликов.
Развивать чувство цвета.
рассматривание картин
художников -маринистов. Этапы
рисования морского пейзажа.
Дорисовка корабликов и птиц.
Материал: гуашь, кисти, альбом
Август
4 недел я
«Грозовая
Тучка»
Продолжать знакомить с
холодными красками.
Научить рисовать тучку,
используя различные
линии. Научить получать
из основных цветов
(синий и красный)
составной (фиолетовый).
загадка. Зарисовка различных
видов линии (прямая, волнистая,
остр ая). Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6,
гуашь, альбом, палитра.
«Солнышко
лучистое»
Продолжать знакомить с
теплыми красками.
Научить рисовать
солнышко, используя
различные линии для
лучиков. Научить
получать из основных
цветов (желтый и
красный) со ставной
(оранжевый).
Зарисовка различных видов
линии (прямая, волнистая,
острая). Придумать и зарисовать
свое солнышко, используя
различную линию для лучей.
Работа от пятна по всей
поверхности листа. Показ
создания оранжевой краски на
палитре. Заливка фон а.
Материалы: кисти №2 и №6,
гуашь, альбом, палитра.
Сентябрь
1 неделя
«Ваза с
листьями»
Научить рисовать осенние
листья. Познакомить с
теплыми красками.
Закреплять навыки
получения из основных
цветов (желтый и
красный) составной
(оранжевый).
загадка про листопад. Зарисовка
формы листьев (лодочка). Показ
получения оранжевой краски на
палитре. Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6,
гуашь, лист формат А4, палитра
«Улитка на
грибочке»
продолжать формировать
умение раскрашивать
рисунок с помощью
во сковых мелков и
акварели , работать с
трафаретом
Познакомить детей с образом
жизни и средой обитания улиток I
загадка про улитку. Материалы:
альбом, акварель, восковые
мелки.
«Зонтик» Развивать мелкую
моторику пальцев рук,
зрительно -двигательную
Альбомный лист, трафареты
гуашь, стаканчик с водо й,
салфетка

Страница 15

15

координац ию.
Воспитывать
самостоятельность,
активность, аккуратность,
развивать технические
умения – вырабатывать
навыки рисования
контура предмета
простым карандашом.
Отработка плавного,
непрерывного движения
руки .
«Бабочки» Познакомить детей с
искусством батика, учить
подбирать цвет краски и
выполнять работу
аккуратно .
Рассматривание готовых
изделий, знакомство с этапами
работы, роспись.
Материалы: заготовки бабочек
на ткани, краски для работы с
тканью , кисти, контур.
Сентябрь
2 неделя

«Кораблик»

Познакомить с
пластическим
разнообразием линий.
Дать понятие «живая
линия».
показать какие бывают линии,
какой у них характер (сонная,
весѐлая, страшная, прыгучая,
зубастая и т.д.). Последоват ельно
показать, как с помощью
обычных линий изобразить море
с корабликом.
Материалы: альбом ные листы I
восковые мелки, цв. карандаши .
«Осеннее
дерево»
Развивать умение
творчески применять
способы изображения, как
кляксография и
примакивание показать их
выразительные
возможности. Учить
дорисовывать детали
объектов (цветов),
полученных в ходе
спонтанного изображения,
для придания им
законченности. Развивать
детское творчество,
инициативность,
изобразительные
творческие способности у
детей .
Совершенствовани е умения
использовать в рисовании
техники кляксография и
примакивание.
Сентябрь
3 неделя
«Волшебное
дерево»
(рисование
ладошкой)
закрепить знания детей о
нетрадиционных
художественно -
графических техниках
рисования, показать их
выразительные
квадрат белой бумаги, гуашь,
кисти разного размера, банка с
водой, простой карандаш,
салфетки.

Страница 16

16

возможности; побуждать
детей передавать
особенности волшебных
цветов, добиваясь
выразительности с
помощью цвета;
воспитывать умение
находить нестандартные
решения творческих
задач; совершенствовать
мелкую моторику рук и
зрительно - двигательную
координацию; продолжать
работу по обогащению
словарного запаса,
активизировать в речи
детей прилагательные;
развивать эмоционально -
чувственную сферу детей.
«Воздушные
шары»
Закреп ить представления
детей о цветовом
многообразии, закрепить
умение различать
хроматические (основные)
и ахр оматические цвета.
Расширить знания
цветовой гаммы путем
введения новых оттенков,
освоения способов их
получения.
Освоение смешивания основных
цве тов краски для получения
новых оттенков, более сложных.
Сентябрь
4 неделя
«Компоты и
варенье»
Закрепить вид
изобразительной техники
– печатание фруктами.
Упражнять в печатании.
Развивать чувство
композиции,
световосприятие, память,
наблюдательность.
Обобщить знания о
фруктах и ягодах.
Закрепление техники печатание
фруктами (оттиск).
«Кошка» Продолжать учить
рисовать домашних
животных. Познакомить с
новыми графическими
материалами. Передавать
пушистость с помощью
угля, сангины или
пастельных мелков.
Загадка про кошку. Этапы
рисования кошки с помощью
мягких графических материалов.
Образ ко шки.
Материал: пастель или восковые
мелки, альбом ные листы .
Октябрь
1 неделя
«Ребятки –
опятки»
Совершенствовать
умение создавать ф он,
равномерно наносить
Загадка о грибах
Материал: изображение опят
листы бумаги, кисти широкие и

Страница 17

17

краску.
Продолжить освоение
вида изобразитель ной
техники - «печать
ладошкой»
Воспитывать эстетически -
нравственное отношение
к природе через
изображение ее обра за в
собственном творчестве.
узкие, гуашь
«Осенние
деревья,
отраженные
в воде»
Совершенствовать
технику рисования _
монотипия пейзажная.
Беседа «Краски осени»
Материалы: листы бумаги,
кисти, гуашь
Октябрь
2 неделя
«Гроздь
рябины»
Продолжить освоен ие
вида изобразитель ной
техники - «печать
растений» с помощью
пленки и листьев .
Загадка о рябине
Материалы: листья, ватные
палочки, пупырчатая пленка,
гуашь, кисти, альбомные листы
«Рисуем
листопад»
Воспитывать интерес к
осенним явлениям
природы, эмоцион альную
отзывчивость на красоту
осени.
Продолжить освоение
вида изобразительной
техники - «печать
растений».
Развивать у детей
видение художественного
образа и замысла через
природные формы.
Развивать чувство
композиции,
цветовосприятие.
Стихотворе ние «Листопад»
Материалы: сухие листья,
листы бумаги, гуашь, кисти
Октябрь
3 неделя
«Осенний
пейзаж»
Кляксографи
я
Закрепить представления
детей о цветовом
многообразии, ознакомить
с хроматическими и
ахроматическими
цветами. Расширить
знания цветовой га ммы
путем введения новых
оттенков, освоения
способов их получения.
Листы бумаги, кисти, гуашь,
набор фломастеров, салфетки,
трубочки, готовые работы по
кляксографии для образца.
«Красная
смородина»
Развивать чувство
композиции и ритма.
Учить объеди нят ь
разные техники в одной
работе (техника тычка,
печатание листьями.)
Освоение навыка совмещения,
объединения двух техник в
одной работе (пуантилизм и
печатание картофелем ).

Страница 18

18

Расширять знания и
представления детей об
окружающем мире,
познакомить с внешним
видом красной
смородины.
Воспитывать
эстетически -нравственное
отношение к природе
через изображен ие ее
образа в собственном
творчестве.
Октябрь
4 неделя
«Морской
конек в
подводном
царстве »
Способствовать
развитию - творческого
воображения, м ышления,
художественно -
эстетических навыков,
мелкой моторики,
глазомера, внимания.
Продолжить освоение
техники рисования
восковой мелок+акварель .
Продолжать учить детей
работать с акварель ю.
Воспитывать интерес к
творчеству.
Материалы: восковые мелки,
краски акварельные, листы
бумаги, кисти, трафареты
морского конька
Ноябрь
1 неделя
«Разноцвет н
ые рыбки»
Вызвать интерес к
рисованию пальчиками и
ладошками. Стремиться
передавать образ рыбки,
добиваться
выразительного образа.
Совершенствование навы ков
рисования акварельными
красками пальчиками и
ладошками.
«Солѐное
море»
Закрепить приѐм
оформления изображения:
присыпание солью по
мокрой краске для
создания объемности
изображения.
Продолжать развивать
фантазию и воображение
детей.
Закрепить н авыки
рисования красками,
умение смешивать на
палитре краску для
получения нужного
оттенка.
Совершенствование техники
рисования с солью по сырой
краске.
Ноябрь
2 неделя
«Унылая
пора! о чей
очарованье»
Развивать эмоционально -
эстетические чувства,
воображе ние. Закреплять
умение отличать пейзаж
Рисование ладошками,
пальцами.

Страница 19

19

от картин другого
содержания.
Учить детей умению
отражать в рисунке
признаки осени,
соответствующие
поэтическим строкам.
Использовать различные
способы рисования
деревьев (пятно,
замкнутое контуром,
подробная деталиро вка,
дерево, изображенное
кулачком, ладошкой).
«Рисунок
ветра»
Учить детей смешивать
краски и рисовать
завитки.
Рисование нитями
Ноябрь
3 неделя
«Рисуем по
шаблону»
Расширять представление
детей о строении сложных
пред метов, развивать
способность находить
взаимосвязь главного и
второстепенного.
Развивать координацию
движений, мелкую
моторику рук.
Научить детей смотреть
на одну и ту же форму с
разных сторон, помочь
увидеть многообразие
предметов, развивать
воображение. Обучать
способам изображения
разных объектов приемом
обрисовывания готовых
шаблонов разных
геометрических форм.
Освоение рисования по
шаблону.
Ноябрь
4 неделя
«Рисунки -
невидимки»
Развивать воображение,
творчество.
Совершенствовать
технику рисования
свечѐй.
Закреплять умение
использовать различные
материалы, представление
о композиции, сочетании
цветов.
Воспитывать
самостоятельность в
выборе сюжета.
Освоение техники рисования
свечкой.
Декабрь «Снегирь» Рисование ладошкой Картинка снегиря Альбомные

Страница 20

20

1 неделя На учить передавать образ
снегиря , используя
технику оттиска ладошки
листы, гуашь черная и красная,
салфетки, стаканчики с водой.
«Зимнее
дерево »
Научить передавать образ
зимнего леса, используя
технику оттиска губки.
Продолжать учить
закрашивать фон,
работать широкой кистью,
смешивать краски.
Закреплять понятия о
холодной гамме цветов.
Показ картин художников -
пейзажистов. Этапы работы над
пейзажем . Линия горизонта.
Холодный фон. Смешение
красок на палитре. Материал:
гуашь, кисти, альбом, губка.
Декабрь
2 неделя
«Зимние
узоры»
(рисование
мыльными
пузырями и
нитками)
Закрепить такие способы
изображения как
монотипия (отпечаток),
рисование ниточками ,
рисование мыльными
пузырями. Показать
выразительные
возможности,
особенности рисования
данными способами.
Развивать воображение,
образное мышление,
цветовосприятие,
творческие способности
детей. Вызвать интерес,
отзывчивость,
эмоциональный отклик к
творч еской деятельности.
Материалы: краски, оттенки
синего, смешанные с мыльным
раствором, трубочки, нитки,
листы бумаги
Декабрь
3 неделя
«Письмо для
Деда
мороза»
Создать предпраздничное
нестроение. Учить
изображать детей свои
желания и эмоции через
рисунок, с амостоятельно
выбирать и выполнять
работу в понравившейся
технике.
Самостоятельная работа детей.
Закрепление ранее освоенных
техник.
Декабрь
4 неделя
«Ёлочка
пушистая,
нарядная »
(Тычок
жѐсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
Упражнять в технике
ри сования тычком,
полусухой жѐсткой
кистью. Продолжать
учить использовать такое
средство
выразительности, как
фактура. Закрепить
умение украшать рисунок,
используя рисование
пальчиками. Воспитывать
у детей умение работать
индивидуально .
Материалы: жесткая кисть,
гуашь зеленого цвета разного
оттенка, листы бумаги

Страница 21

21

Январь
2 неделя
«Волшебниц
а зима»
Закрепить
нетрадиционную технику
рисования -набрызг.
Учить получать
изображения, используя
новые способы.
Развивать внимание,
мышление, мелкую
моторику.
Воспитывать
аккуратность при работе.
Совершенствование техники
рисования - набрызг.
Январь
3 неделя
«Сказочный
зимний лес»
Развивать интерес детей
к изобразительному
творчеству посредством
использования
нетрадиционных техник
рисования.
Продолжать учить детей
самостоятельно
передавать сюжет зимнего
пейзажа с использованием
нетрадиционных техник
рисования.
Учить рисовать
оттиском капустного
листа. Учить задумывать
и включать в рисунок
знакомые предметы
(елочки, снеговиков).
Освоение техники – от тиск
(капустный лист).
Январь
4 неделя
«Семья
снеговиков»
Закрепить технику
рисования - оттиск
тканью.
Создать радостное,
предпраздничное
настроение, вызвать
положительные эмоции у
детей.
Продолжать развивать
фантазию и образное
мышление.
Соверше нствование техники
рисования - оттиск тканью.
Февраль
1 неделя
«Музыкаль -
ный
рисунок»
Развивать чувство цвета
посредством музыки и
рисования; чувство
композиции в компоновке
общего панно.
Совершенствовать умение
соотносить цвет с
музыкой, опираясь на
раз личие наиболее ярких
средств музыкальной
выразительности (темп,
Работа детей по впечатле ниям от
прослушанной музыки. Выбо р
техники по желанию детей.

Страница 22

22

динамику, ритм и др.)
Стимулировать
творчество детей к
импровизации с цветовым
пятном.
Воспитывать
аккуратность, активность.
Февраль
2 неделя
«Разноцветн
ое небо»
Упражнять детей в
рисовании по мокрой
бумаге.
Развивать чувство цвета,
формы и композиции.
Воспитывать умение
восхищаться явлениями
природы.
Освоение техники рисования по
мокрой бумаге.
«Снежинка» Продолжать учить
рисовать красками Эбру.
Осваивать технику
растягивания,
закручивания. Развивать
желание
экспериментировать в
рисовании, используя 2
цвета красок (белый,
синий). Продолжать учить
работать шилом по
поверхности
воды. Вызвать
положительный отклик на
результаты своего
творчества. Развивать
моторику чувство
композиции,
воображение, творчество,
самостоятельность.
Воспитывать интерес к
творчеству.
Техника эбру .
Февраль
3 неделя
«Военная
техника»
Совершенствовать умени е
работать с трафаретом,
развивать моторику
чувство композиции,
воображение, творчество,
самостоятельность.
Материалы: кисти №2 и №6,
гуашь, альбом, палитра.
Февраль
4 неделя
«Красивые
картинки из
разноцветно
й нитки»
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадиционные способы
рисования.
Закрепить технику -
ниткография (рисование
нитью).
Совершенство вание
техники рисования –
ниткография.

Страница 23

23

Развивать
цветовосприятие, умение
подбирать для своей
композиции
соответствующие
цветовые сочетания,
развивать фантазию,
творческое мышление.
Воспитывать
инициативность, интерес
к рисованию.
Март
1 неделя
«Подарок
для мамы»
(отпечаток
воздушными
шарами)
Развивать
композиционные умения,
цвето – и
формовосприятие, умение
самостоятельно подби рать
цветовую гамму в
соответствии с
задуманным сюжетом
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадиционные способы
рисования.
Воспитывать
инициативность, интерес
к рисова нию, желание
порадовать родных
подарком.
Совершенство вание
ранее освоенных НТР.

«Цветы для
мамы »
Закреплять навык
знакомых техн ик
рисования
Эбру. Развивать желание
экспериментировать,
фантазировать. Вызвать
положительный отклик на
результаты своего
творчества. Воспитывать
аккуратность, любовь к
маме.
Техника эбру
Март
2 неделя
«Превращен
ие ладошки»
Совершенствовать
умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их
до определенного образа.
Развивать воображение и
творчество.
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадиционные способы
рисования.
Рисование – отпечаток от
ладошки.

Страница 24

24

Воспитывать
инициативность, интерес
к рисованию.
Март
3 неделя
Закрепить знания детей о
пейзаже как жанре
изобразительного
искусства.
Развивать умения детей
создавать композицию,
самостоятельно подбират ь
цветовую гамму в
соответствии с замыслом.
Продолжать
совершенствовать
нетрадиционную технику
изображения пейзажа —
монотипия, показать ее
изобразительные
особенности, закрепить
понятие о симметрии.
Подвести детей к тому,
что пейзаж можно
рисовать не т олько с
натуры, а придумать его
самому.
Воспитывать
инициативность, интерес
к рисованию.
Совершенствование техники
рисования – монотипия
(пейзажная) .
Март
4 неделя
«Весенняя
фантазия»
Развивать фантазию,
воображение,
композиционные умения.
Упражнять в рисовании
методом размывания
краски на стекле и
оттиска стекла на лист
бумаги. Определить
какими красками
пользуется «Весна».
развивать фантазию,
воображение.
Воспитывать
инициативность, интерес
к рисованию.
Освоение техники рисования –
оттиск стеклом.
Апрель
1 неделя
«Волшебные
цветы»
Развивать
цветовосприятие, чувство
композиции, умение
делать выводы.
Продолжать знакомить
детей с нетрадиционной
техникой рисования
«оттиск вилкой ». Учить
Освоение техник рисования –
«оттиск вилкой» , пуантилизм.

Страница 25

25

совмещать две техники в
одном изображении
(«оттиск вилкой» и
пуант илизм).
Закреплять умение
пользоваться знакомыми
видами техники, для
создания изображения,
развивать
цветовосприятие, чувство
композиции, умение
делать выводы.
«Перо Жар
Птицы»
Закрепить навык
рисов ания в технике
«Приливы -Отливы»,
«Баттал Эбру»;
Продолжать учить
смешивать краски,
аккуратно наносить их на
поверхность воды.
Закреплять правила
работы с красками,
инструментами. Развивать
творческое воображение.
Материалы: ш ило, краски,
кисть .
Техника эбр у
Апрель
2 неделя
«Планеты» Закрепить умения детей в
технике коллаж.
Совершенствовать умение
пользоваться ножницами,
трафаретами,
клеем. Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
Совершенствова ние НТР
коллажа, упражнять в вырезании.
Апрель
3 недел я
«Космически
е дали»
Развивать умение
самостоятельно
располагать изображение
на листе бумаги; чувство
прекрасного, желание
создавать что -то
оригинальное. Учить
создавать образ звѐздного
неба, используя смешение
красок, набрызг.
Развивать
цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данной техники
Вызывать эмоциональное
отношение к образу.
Освоение техники коллаж.
Продолжить освоение - набрызг.
«Космос» Учить создавать образ Техника эбру

Страница 26

26

звездного неба, используя
приемы разбрызгивание,
закручивание. Развивать
во ображение
любознательность.
Воспитывать
самостоятельность.
Апрель
4 неделя
«Пасхальное
яйцо »
Рассказать детям, почему
яйцо является символом
Пасхи, пополнить знания
о празднике.
Совершенствовать умение
рисовать с помощью
трафарета изображени я
цыпленка или зайчика .
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
Материалы: листы с
изображением формы яйца,
трафареты, кисти, краски
«Море» Продолжать знакомить
детей с техникой
рисования «Приливы
Отливы». Учить детей
смешивать краски.
Развивать жел ание детей
экспериментировать в
рисовании. Развивать
фантазию. Шило, краски,
кисть
Техника эбру
Май
1 неделя
«Празднич -
ный салют»
Познакомить детей с
новой техникой рисования
– восковые мелки +
акварель. Уточнить и
пополнить знания детей о
предстоящих праздниках
(1, 9 мая), учить рисовать
праздничный салют,
соблюдать правила
композиции и цветовой
колорит.
Освоение техники рисования –
восковые мелки + акварель.
Май
2 неделя
«Одуванчик
вдруг
расцвѐл»
Продолжить развивать у
детей художественно -
творческ ие способности с
помощью техники -
пуантилизм. Развивать
мелкую моторику,
цветовосприятие,
эстетическое восприятие.
Воспитывать бережное
отношение к природе
средствами искусства.
Продолжить осваивать технику
– пуантилизм.
Май «Радуга - За креплять умение Сове ршенствование

Страница 27

27

3 неделя дуга» использовать для
создания изображения
технику «тычок».
Развивать интерес к
самостоятельной
художественной
деятельности.
Воспитывать
эстетические чувства,
усидчивость,
аккуратность в работе,
желание доводить начатое
дело до конца.
освоенных НТР.
Самостоятельная работа,
техника «тычок»

Перспективный план работы для детей старшего возраста
Месяц
неделя
Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь
1 неделя
«Разноцвет -
ные бабочки».
Закреплять навыки работы
техни кой монотипия, учить
создавать выразительный
образ. Развивать образное
мышление, аккуратность.
Закрепление ранее
освоенной техники
монотипия
(предметная).
Сентябрь
2 неделя
«Осеннее
дерево»
Развивать умение творчески
применять способы
изображения, как
кляксография и
примакивание показать их
выразительные возможности.
Учить дорисовывать
детали объектов (цветов),
полученных в ходе
спонтанного изображения,
для придания им
законченности. Развивать
детское творчество,
инициативность,
изобразительные тво рческие
способности у детей .
Совершенствование
умения использовать в
рисовании техники
кляксография и
примакивание.
Сентябрь
3 неделя
«Сказочное
дерево»
Закрепить представления об
основных частях дерева
(ствол, ветви, хвоя); учить
стилизовать – упрощат ь
форму дерева в
геометрическую фигуру;
познакомить с техникой
составления коллажа;
развивать творческое
воображение,
познавательные
способности.
Тонированные листы
А4, цветная бумага,
ножницы, клей,
фломастеры.

Страница 28

28

«Чем богат наш
сад? »
Закрепить вид
изоб разительной техники –
печатание фруктами.
Упражнять в печатании.
Развивать чувство
композиции,
световосприятие,
память, наблюдательность.
Обобщить знания о
фруктах и ягодах.
Закрепление техники
печатание фруктами
(оттиск).
Сентябрь
4 неделя
«Клено вый лист» Познакомить с рисованием с
помощью губки. Развивать
мелкую моторику.
Воспитывать
самостоятельность,
аккуратность.
Листы бумаги, гуашь,
поролон (губка),
палитра, кленовый лист
(вырезанный из
картона).
« Гроздь
винограда»
Совершенствовать технику
печатания пробкой , учить
дорисовывать детали
фломастером или
карандашом
Листы бумаги, гуашь,
пробки, трафарет
виноградного листа,
палитра, салфетки
Октябрь
1 неделя
«Мухоморчики» Закреплять умение
подбирать краску для
создания фона, познакомить
с технико й рисования
губкой, учить дорисовывать
детали кистью
Развивать у детей видение
художественного образа
Листы бумаги гуашь,
кисти, поролоновая
губка
«Домик у реки»
пейзаж
Совершенствовать умение
выполнять работу в технике
– монотипия. Развивать
чувство ко мпозиции,
цветовосприятия.
Воспитывать аккуратность.
Листы бумаги, гуашь,
кисти.
Октябрь
2 неделя
Астры.
(Рисование
пластиковой
вилкой)
Продолжать учить детей
рисовать с натуры.
Учить видеть красоту
сочетания теплых тонов
букета, понимать
эстетическую ц енность.
Развивать чувство ритма,
эстетический вкус,
творческое воображение.
Закреплять умение
передавать красоту букета
посредством густо
разведенной гуаши,
используя нетрадиционный
способ рисования –
пластиковой вилкой .
Букет астр. Листы
бумаги, гуашь,
пластиковые вилки .

Страница 29

29

Украсим
салфетку
(Использование
изоленты,
трафарета)
Совершенствовать умение
наносить краску на
поверхность листа с
помощью поролоновой
губки и кисти, развивать
цветовосприятие.

Материалы: листы
плотной бумаги,
изолента, гуашь,
траф арет, поролоновая
губка, кисти.
Октябрь
3 неделя
«На что
похоже?»
(Аппликация с
дорисовыванием)
Развивать наблюдательность,
цвето - и формовосприятие,
художественный вкус. Учить
детей создавать интересные
образы, используя технику –
аппликация с
дорисовыв анием.
Воспитывать
инициативность.
Материалы: карандаши,
краски, кисти листы
бумаги с наклеенными
кусочками цветной
бумаги салфетки
матерчатые и бумажные,
банки с водой.
«Моя любимая
игрушка»
Пуантилизм.
Совершенствовать умение
детей рисовать ватными
пал очками. Развивать
чувство цвета.
Материалы: л исты
бумаги с изображением
игрушек, гуашь, ватные
палочки
Октябрь
4 неделя
«Рисуем по
шаблону»
(чайный сервиз),
«Ваза для
цветов»
(круг,
треугольник,
прямоугольник,
овал)
Расширять представление
детей о стро ении сложных
предметов, развивать
способность находить
взаимосвязь главного и
второстепенного.
Развивать координацию
движений, мелкую моторику
рук.
Научить детей смотреть на
одну и ту же форму с разных
сторон, помочь увидеть
многообразие предметов,
развивать воображение.
Обучать способам
изображения разных
объектов приемом
обрисовывания готовых
шаблонов разных
геометрических форм.
Материалы: листы
бумаги, круги из
картона разного
диаметра, простые
карандаши, ластики,
краски, кисти
Ноябрь
1 неделя
«Ак вариум » Вызвать интерес к
рисованию пальчиками и
ладошками. Стремиться
передавать образ рыбки,
добиваться выразительного
образа.
Совершенствование навыков
рисования акварельными
красками пальчиками и
ладошками .
Материалы: краски
акварельные, листы
бумаг и, кисти

Страница 30

30

«Колючий ежик »
Рисование
пластиковыми
вилками
Познакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой –
рисование пластиковой
вилкой
Закрепить умение дополнять
изображение деталями.
Развивать цветовосприятие,
мелкую моторику, внимание,
мышление, па мять, речь.
Воспитывать интерес к
рисованию
нетрадиционными
способами.
Материалы: листы
бумаги белого цвета с
силуэтом ѐжика;
пластиковые вилки,
салфетки;
гуашь черного цвет а в
чашечках.

Ноябрь
2 неделя
«Рисунки -
невидимки»
Освоение техники рисования
свеч кой.
Развивать воображение,
творчество.
Материалы: листы
бумаги, свеча, краски,
кисти .
«Укрась
рукавицу»
(Работа со
знакомыми
техниками)
Развивать координацию
движения рук, цвето - и
формовосприятие.
Учить самостоятельно
использовать знакомые
техники в изодеятельности.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
самостоятельность.
Листы бумаги, гуашь,
мятая бумага, печать
клише, поршни от
одноразовых шприцов,
кисти, подставки для
кистей, салфетки
матерчатые и бумажные,
банки с водой.
Ноябрь
3 неделя
Нояб рь
4 неделя
Подарок
мамочке
(шерстяная
живопись)
Познакомить детей с
шерстяной живописью, с
материалами и
оборудованием для
изготовления картин.
Материалы: рамка для
картины, разноцветная
шерсть, ножницы,
емкости с водой.
Декабрь
1 неделя
«Волшебство
пят ен»
Познакомить детей с
техникой рисования Баттал
Эбру; Учить разбрызгивать
краску по поверхности воды
при помощи кисти; Учить
переносить рисунок на
бумагу; Повторить правила
работы с красками Эбру;
Вызвать положительный
отклик на результаты своего
творче ства.
Материалы: шило,
Краски, кисти, гребень,
бумага, салфетки, вода
ЭБРУ .
«Снегири на
ветках»
Познакомить детей с
техникой рисования тычок
жесткой полусухой кистью.
Учить рисовать снегирей.
Закрепить знания о
зимующих птицах нашей
родины.
Освоение техники
рисования тычком
сухой, жесткой кистью .

Страница 31

31

Воспитыв ать любовь и
заботливое отношение к
птицам, представление о
том, что все в природе
взаимосвязано, чувство
ответственности за
окружающий мир.

Декабрь
2 неделя

«Зимние узоры» Развивать желани е
экспериментировать в
рисовании, используя 2 цвета
красок (белый, синий).
Продолжать учить работать
шилом по поверхности воды.
Показать выразительные
возможности, особенности
рисования данными
способами.
Развивать воображение,
образное мышление,
цветовос приятие, творческие
способности детей.
Вызвать интерес,
отзывчивость,
эмоциональный отклик к
творческой деятельности.
Продолжить освоение
техники эбру
«Зимний
пейзаж»
Рисование
зубной пастой .
Познакомить с новым
нетрадиционным материалом
для рисо вания. Воспитывать
аккуратность.
Цветной картон
(черный, синий), зубная
паста, салфетки.
Декабрь
3 неделя
«Письмо для
Деда мороза»
Создать предпраздничное
нестроение. Учить
изображать детей свои
желания и эмоции через
рисунок, самостоятельно
выбирать и вы полнять
работу в понравившейся
технике.
Самостоятельная работа
детей. Закрепление
ранее освоенных техник.
Декабрь
4 неделя
«В лесу родилась
елочка»
Продолжать учить детей
разным нетрадиционным
способам рисования,
познакомить с новым
необычным
изобразите льным
материалом.
Развивать
цветовосприятие, умение
подбирать для своей
композиции
соответствующие цветовые
сочетания, координацию
движений, мелкую моторику
Освоение техники
выкладывания нитей по
контуру, с нанесѐнным
на него клеем
(ниткогра фия) .

Страница 32

32

кистей рук.
Учить аккуратно
пользоваться клеем,
наносить его на контур
рисунка тонкой струйко й.
Научить выкладывать нить
точно по нарисованному
контуру, развивать
координацию движений,
мелкую моторику кистей
рук.
Воспитывать
инициативность,
самостоятельность.
Январь
2 неделя
«Волшебница
зима»
Закрепить нетрадиционную
технику рисования -набрызг.
Учить получать
изображения, используя
новые способы.
Развивать внимание,
мышление, мелкую
моторику.
Воспитывать аккуратность
при работе.
Совершенствова ние
техники рисования -
набрызг.
Январь
3 неделя
«Сказочный
зимний лес»
Развивать интерес детей к
изобразительному
творчеству посредством
использования
нетрадиционных техник
рисования.
Продолжать учить детей
самостоятельно передавать
сюжет зимнего п ейзажа с
использованием
нетрадиционных техник
рисования.
Учить рисовать оттиском
капустного листа. Учить
задумывать и включать в
рисунок знакомые предметы
(елочки, снеговиков).
Освоение техники –
оттиск (капустный
лист).
Январь
4 неделя
«Семья
снегов иков»
Закрепить технику
рисования - оттиск тканью.
Создать радостное,
предпраздничное
настроение, вызвать
положительные эмоции у
детей.
Продолжать развивать
фантазию и образное
мышление.
Совершенствование
техники рисования -
оттиск тканью.

Страница 33

33

Февр аль
1 неделя
«Музыкаль -
ный рисунок»
Развивать чувство цвета
посредством музыки и
рисования; чувство
композиции в компоновке
общего панно.
Совершенствовать умение
соотносить цвет с музыкой,
опираясь на различие
наиболее ярких средств
музыкальной
выразит ельности (темп,
динамику, ритм и др.)
Стимулировать творчество
детей к импровизации с
цветовым пятном.
Воспитывать аккуратность,
активность.
Работа детей по
впечатлениям от
прослушанной музыки.

Выбор техники по
желанию детей.
Февраль
2 н еделя
«Северное
сияние »
техника
рисования по
мокрой бумаге.
Упражнять детей в
рисовании по мокрой бумаге.
Развивать чувство цвета,
формы и композиции.
Воспитывать умение
восхищаться явлениями
природы.
Материалы: расческа
или зубная щетка,
пластиковая карта,
краски, листы бумаги
Февраль
3 неделя
«Солѐное море» Закрепить приѐм
оформления изображения:
присыпание солью по
мокрой краске для создания
объемности изображения.
Продолжать развивать
фантазию и воображение
детей.
Закрепить нав ыки
рисования красками, умение
смешивать на палитре краску
для получения нужного
оттенка.
Совершенствование
техники рисования с
солью по сырой краске.
Февраль
4 неделя
«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки»
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадиционные способы
рисования.
Закрепить технику -
ниткография (рисование
нитью).
Развивать цветовосприятие,
умение подбирать для своей
композиции
соответствующие цветовые
сочетания, развивать
фантазию, творческое
Совершенство -вание
техники рисования –
ниткография.

Страница 34

34

мышление.
Восп итывать
инициативность, интерес к
рисованию.
Март
1 неделя
«Открытка для
мамы»
Развиват ь композиционные
умения, цвето и
формовосприятие, умение
самостоятельно подбирать
цветовую гамму в
соответствии с задуманным
сюжетом
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадиционные способы
рисования.
Воспитывать
инициативность, интерес к
рисованию, желание
порадовать близких
подарком.
Совершенство вание
ранее освоенных НТР.
Самостоятел ьный
выбор детей

Март
2 неделя
«Превращение
ладошки»
Совершенствовать умение
делать отпечатки ладони и
дорисовывать их до
определенного образа.
Развивать воображение и
творчество.
Продолжать
совершенствовать умение
детей применять разные
нетрадицио нные способы
рисования.
Воспитывать
инициативность, интерес к
рисованию.
Рисование – отпечаток
от ладошки.
Март
3 неделя
«Лебединое
озеро »
Закрепить знания детей о
пейзаже как жанре
изобразительного искусства.
Развивать умения детей
создавать комп озицию,
самостоятельно подбирать
цветовую гамму в
соответствии с замыслом.
Продолжать
совершенствовать
нетрадиционную технику
изображения пейзажа —
монотипия, показать ее
изобразительные
особенности, закрепить
понятие о симметрии.
Совершенствование
техники рисования –
монотипия (пейзажная)

Страница 35

35

Подвести детей к тому, что
пейзаж можно рисовать не
только с натуры, а придумать
его самому.
Воспитывать
инициативность, интерес к
рисованию.
Март
4 неделя
«Красивые
картинки из
разноцветной
нитки».
Продолжать учить детей
нетрадиционным способам
рисования, ниткография
(рисование нитью).
Развивать цветовосприятие,
умение подбирать для своей
композиции
соответствующие цветовые
сочетания. Развивать
фантазию, воображение,
композиционные умения.
Воспитывать
инициатив ность, интерес к
рисованию.
Альбомные
листы,нитки,гуашь,
стаканчик с водой,
салфетки
Апрель
1 неделя
«Сакура » Развивать цветовосприятие,
чувство композиции, умение
делать выводы.
Продолжать знакомить
детей с нетрадиционной
техникой рисования
«клякс ография». Учить
совмещать две техники в
одном изображении
(кляксография и
пуантилизм).
Закреплять умение
пользоваться знакомыми
видами техники, для
создания изображения,
развивать цветовосприятие,
чувство композиции, умение
делать выводы.
Освоение тех ник
рисования –
кляксография,
пуантилизм.
Апрель
2 неделя
«Планеты» Закрепить умения детей в
технике коллаж.
Совершенствовать умение
пользоваться ножницами,
трафаретами, клеем.
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
Совершенствование
НТР коллажа,
упражнять в вырезании.
Апрель
3 неделя
«Космические
дали»
Развивать умение
самостоятельно располагать
изображение на листе
бумаги; чувство
прекрасного, желание
Освоение техники
коллаж. Продолжить
освоение - набрызг.

Страница 36

36

создавать что -то
оригинальное.
Учить создавать образ
звѐздного неба, используя
сме шение красок, набрызг .
Развивать цветовосприятие.
Упражнять в рисовании с
помощью данной техники и
техники коллаж.
Вызывать эмоциональное
отношение к образу.
Апрель
4 неделя
«Праздничная
ве рба»
Рассказать почему верба
является символом Пасхи,
пополнить знания о
празднике.
Совершенствовать умение
рисовать кистью и пальцами .
Учить рисовать вербу по
затонированой бумаге
Воспитывать аккуратность,
самостоятельность.
Листы бумаги, краски,
салфетки .
Май
1 неделя
«Праздничный
салют над
городом »
Закрепить технику
рисования – восковые мелки
+ акварель. Уточнить и
пополнить знания детей о
предстоящих праздниках (1,
9 мая), учить рисовать
праздничный салют,
соблюдать правила
композиции и цвето вой
колорит.
Освоение техники
рисования – восковые
мелки + акварель.
«Пасхальное
яйцо»
Пластилинография
Учить на основу намазывать
пластилин, выбирая разные
цветовые решения, украшать
разным декором, развивать
эстетический вкус.

Основа из картона -
яйц о, пластилин разного
цвета, бисер, бусины для
декора.
Май
2 неделя
«Одуванчик
вдруг расцвѐл»
Продолжа ть развивать у
детей художественно -
творческие способности с
помощью техники - набрызг .
Развивать мелкую моторику,
цветовосприятие,
эстетическое восприят ие.
Воспитывать бережное
отношение к природе
средствами искусства.
Продолжа ть осваивать
технику – набрызг .
Май
3 неделя
Букет сирени. (Рисование мятой бумагой)
Закреплять знание жанровых
особенностей натюрморта и
Совершенствование
освоенных НТР.
Листы бумаги, краски,

Страница 37

37

пейзажа. Учить передавать
характерные о собенности
цветов сирени, используя
прием накладывания краски
в несколько слоев (каждый
следующий слой светлее
предыдущего. Развивать
цветовосприятие и чувство
композиции, эстетическое
восприятие мира природы и
произведений
изобразительного искусства.
Восп итывать навыки
адекватной самооценки
своей деятельности.
кисти, ватные палочки,
салфетки

2.3. Особенности взаимодействия с семьѐй
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
рисо ванию невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала
программы родители являются неотъемлемыми участниками
образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и
задачами обучения;
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы
является проведение занятия с присутствием родителей. Своеобразным
показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы
родителей о повышении интереса к обучению рисо вани ю.
Перспективный план работы с родителями
№ Форма работы Месяц
1 Выступление на род ительских
собраниях « Нетрадиционные
техники рисования в совместной
деятельности детей и родителей»
Сентябрь
2 Оформление консультации для
родителей « Так ли важно
рисо вание в жизни ребенка? ».
Октябрь - Ноябрь
3 Оформление консультации для
родителей «Учим ребенка
рисовать».
Февраль
4 Проведение занятий совместно с
родителями
Март - Апрель



Страница 38

38

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально -техническое обеспечение реализац ии Программы
Материально -технические условия реализации программы
соответствуют:
 СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
 правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
 требованиям к охране жизни и здоровья воспитанников и охране труда
работников ДОУ;
 требованиям к средс твам обучения и воспитания в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
 требованиям ФГОС ДО к предметно – пространственной среде;
 требованиям к материально – техническому обеспечению программы.

3.2 . Методическое обеспечение программы
1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2015.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов
вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС , 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия,
2013.
4. Окульская Л.В. Нетрадиционна я техника рисования Эбру //
Инновационные педагогическ ие технологии: материалы IV
междунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016. -62 - 65с.
5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015. -128с.
Электронные ресурсы:
Технология традиционного Эбру// Сайт «Искус ство росписи на воде»
http://ebru -art.ru/
http://galinadolgikh.com/ebru -risovanie -na -vode/
http://ru.wikipedia.org/







Страница 39

39

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Краткая презентация программы
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной
деятель ности «Волшебный мир красок» для детей 4 -7 лет
имеет художественную направленность.
Актуальность программы «Волшебный мир красок» заключается в том,
что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны
всем детям. Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к
открытиям для развития творческих способностей в изобразительной
деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться
всему новому и неожида нному. Именно в дошкольном возрасте каждый
ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и
удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее
идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные
возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из
наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду
является изобразительная, художественно -продуктивная деятельность,
создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в
процессе которого создается что -то красивое, необычное.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российск ой Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального го сударственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
 правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. №
1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018  г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года №
474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»;
 прика з Министерства Просвещения Российской федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и

Страница 40

40

осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 постановление Главного государственного санитарного в рача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (СП 2.4.3648 -20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) б езвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей); оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и
направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
обучающихся.
Цель программы: создание условий для развити я художественно –
творческих способностей у детей 4 – 7 лет.
Задачи:
9. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, знакомить с
различными видами изобразительной деятельности.
10. Развивать творчество, фантазию, наблюдательность и воображение,
ассоциати вное мышление и любознательность.
11. Развивать мелкую моторику рук.
12. Формировать эстетическое отношение к окружающей
действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и
изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
13. Воспитывать у детей спосо бность смотреть на мир и видеть его
глазами художник а, замечать и творить красоту.
14. Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
15. Совершенствовать у детей навыки работы с разли чными
изобразительными материалами.
16. Создавать комфортн ый микроклимат, в детском коллективе.

Принципы и подходы по реализации программы :
6. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление
соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,
образцы, схемы.
7. Принцип последовательности . Предполагает планирование
изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к
сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
8. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересны м, увлекательным для детей, этот принцип формирует у

Страница 41

41

детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к
достижению результата.
9. Принцип тематического планирования материала предполагает
подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
10. Принци п личностно -ориентированного общения. В процессе
обучения дети выступают как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы
общения педагога с детьми .
Планируемые результаты реализации программы :
 позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными
многообразными операциями, влияющими на их
психофизиологические функции;
 свобода т ворческого самопроявления;
 раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
 стремление к самопознанию и самовыражению;
 снижение эмоциональной тревожности;
 повышение самооценки;
 развитие коммуникативных навыков;
Организация и проверки ожидаемых результатов реализуетс я через:
 беседу;
 устный опрос;
 индивидуальную работу;
 выставки детских работ .
Особенности взаимодействия с семьѐй
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
рисованию невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Н а протяжении всей реализации содержания учебного материала
программы родители являются неотъемлемыми участниками
образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и
задачами обучения;
Одной из форм подведения итогов реализации данной програ ммы
является проведение занятия с присутствием родителей. Своеобразным
показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы
родителей о повышении интереса к обучению рисованию.






Страница 42

42


Лист внесения изменений и дополнений


п/п
Содержание измене ний и дополнений Реквизиты
документа