cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1




Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее –
Программа) разработана в соответствии с федераль ным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения Росс ии от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее –
ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. №
1022, зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., р егистрационный
№ 72149) (далее – ФАОП ДО).
Нормативно -правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно -правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах раз вития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «О б
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно -нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371 -ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федераци и»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 999 -р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» ;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г.
№ 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвеще ния России от 8
ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒ адаптированная федеральная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Страница 2

(утверж дена приказом Минпросвещения России 24 ноября 2022 г. № 1022,
зарегистрировано в Минюсте России 27 января 2023 г., регистрационный №
72149)
http://pub lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036?ysclid=ll6d
b950h4620178205
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (утверждена пр иказом Минпросвещения
России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31
августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648 -20 «Санитарно -эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодѐжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
‒ Устав частного дошколь ного образовательного учреждения «Детский
сад №180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
‒ Программа развития частного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные доро ги» на 2022 – 2026 годы.
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является
подведомственной организацией отдела образовательных учреждений службы
управления персоналом Зап адно -Сибирской железной дороги – филиала ОАО
«РЖД». Непосредственное управление учреждением осуществляет заведующий
детским садом, который действует от имени учреждения, представляя его во
всех учреждениях и организациях, несет ответственность за деятельно сть
учреждения перед Учредителем.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
(ТНР) от 4 лет до 7 лет.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
вк лючает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и
планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи,
принципы и подходы к формированию Программы, планируе мые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально -коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художестве нно -
эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и
средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной
среды: предметно -пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с педагогическим р аботником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к

Страница 3

другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно -развивающей р аботы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных
видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно -ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим
работником и другими детьми).
4. Познавательно -исследовательская (исследование и познание природного
и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также
такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помеще нии и на
улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально -ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) форма активности
ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно -
развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
Программа коррекционно -развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в
условиях дошкольных образова тельных групп комбинированной и
компенсирующей направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся раннего
и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
Организацио нный раздел программы содержит психолого -педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТНР, особенности организации
развивающей предметно -пространственной среды, федеральный календарный
план воспитательной работы с перечнем основных государстве нных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной
работы Организации.
Вариативная часть Программы , формируемая участниками

Страница 4

образовательных отношений , разработана с учетом программы,
расширяющей и дополняющей основное образовательн ое содержание:
1) программа математического развития детей 5 -7 лет «Увлекательная
математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова. СТЕМ, Ярославль, 2019 г.;
2) программа по профориентационной направленности «Дошкольник и
мир железной магистрали» / авторы - соста вители Ершова М.В., Треногина
Е.П.. Черемисина Т.В. – Новоалтайск, 2021.

Цели, задачи и принципы Программы (ФАОП п.10.1)
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося
раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на
получение доступног о и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно -нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно -
нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы (ФАОП ДО п.10.2)
- реализация содержания АОП ДО;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся
с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места прожив ания,
пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта
от ношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие
их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ре бенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с
ОВЗ;
- обеспечение психолого -педагогической поддержки родителей (законных
предс тавителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,

Страница 5

образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Цели и задачи вариативной части, формируемой участниками
образовательных отношений
1) Цель в соответствии с программой математического развития детей
5-7 лет «Увлекательная математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова:
способствовать развитию математических способн остей дошкольников.
Ключевым элементом для достижения цели становится деятельность
педагога, направленная на решение следующих задач:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды,
стимулирующей развитие математических способностей в самосто ятельной
деятельности;
2. Развитие логических способов познания математических свойств и
отношений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
3. Развитие логико – математических представлений (представлений о
математических свойствах и отноше ниях предметов, конкретных величинах,
числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
4. Освоение детьми экспериментально -исследовательских способов
познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование,
моделирование);
5. Овладение детьми математическими способами познания
действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие понимания пространственных и временных представлений:
ориентировка в расположении частей тела, понимание направлений сверху,
снизу, сп ереди, сзади, справа, слева, знакомство с пространственными
отношениями близко, далеко.
7. Развитие навыков сотрудничества детей и взрослых, детей между собой;
8. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
9. Разв итие произвольности деятельности.
2) Цель в соответствии с программой «Дошкольник и мир железной
магистрали» Ершова М.В., Треногина Е.П. – создание условий для ранней
профориентации детей дошкольного возраста в мире железной дороги.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию у детей основ ценностного отношения,
уважения, интереса к выбранной родителями профессии, гордости за их успехи,
желание быть похожими на них при дальнейшем выборе своей будущей
трудовой деятельности.
2. Создать единое образовател ьное пространство развития детей,
обогащенное специальным тематическим содержанием и оборудованием для
организации полноценной познавательно -игровой деятельности детей.
3. Обогатить процесс накопления и развития познавательно -игрового
практического опыта, свя занного с отображением разных аспектов
профессиональной деятельности родителей.
4. Через ознакомление с профессией железнодорожника сформировать у

Страница 6

детей ценности познания; коммуникативные ценности, ценности
эмоционально -положительных переживаний, творческого осмысления и
преобразования.
В соответствии со Стандартом Программа построена н а следующих
принципах (ФАОП ДО п.10.3):
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно -развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических
работников, признание ребенка полноценным учас тником (субъектом)
образовательных отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с во зрастными особенностями обучающихся.
Принципы построения части, формируемой участниками
образовательных отношений
1) Программа математического развития детей 5 -7 лет «Увлекательная
математика» Н.А. Надежина, Т.Н. Ермакова.
Основным принципом построения про граммы является принцип
детоцентризма, предполагающий что воспитанники участвуют в создании
содержания образования, выбора содержания в совместной и свободной
деятельности.
Наиболее важные принципы:
Наглядность содержания в деятельности. Для ребенка чрезвы чайно
содержание.
Активность ребенка . При манипуляции с предметами важно, чтобы
ребенок проделал ее самостоятельно, в своей деятельности – не просто
посмотрел, как демонстрирует педагог, а был инициатором действий.
Области развития стимулируют развитие д руг друга . Важным
условием полноценного математического развития становится включение
математики в обычную жизнь - не только на организованных занятиях по
математике в детском саду, но и на занятиях по физическому развитию, на
прогулке, интеграция математи ческого содержания в занятия по речи и других.
Математика в любое время. Акцент ставится на том, что математика
окружает нас постоянно в ежедневных делах, в различных видах деятельности,
в беседах, фиксирующих наличие математического содержания в жизни
гр уппы.
Запомнить – не значит понять. Важный акцент педагога – диагностика,
позволяющая увидеть, что случилось с ребенком – понимание или
механическое запоминание.
Диагностика для планирования . Содержание деятельности педагог
регулирует самостоятельно по рез ультатам педагогической диагностики –

Страница 7

выстраивает актуальные задачи, выявляя точки роста для группы детей в целом
или конкретных ребят.
2) Программа «Дошкольник и мир железной магистрали» Ершова М.В.,
Треногина Е.П.
Единство:
 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов,
родителей и детей;
 использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что
субъектом взаимодействия является ребѐнок, с его интересами, потребностями,
особенностями;
 педагогическая оценка актуального состоян ия развития ребѐнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника.
Систематичность и последовательность:
 использования различных способов реализации программы:
запланированный, косвенный, ситуативный;
 решение поставленных задач не только в рамках непосредственной
деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Наглядность:
 использование в работе с детьми различных видов наглядности
способствует успешному усвоению программного материала;
 создание предметно -развивающей среды с использ ованием
железнодорожной тематики.
Доступность:
 учѐт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их
ближайшего развития.
Личностно -ориентированный:
 эффективное, полноценное развитие личности ребѐнка – дошкольника
обеспечивается в процессе в едущего вида деятельности – игровой, в которой
наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;
 организация развлечений, праздников совместно со специалистами,
родителями.
Региональный компонент:
 организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО
«РЖД».
Интеграция:
 взаимосвязь и взаимопроникновение содержания железнодорожной
направленности с другими направлениями развития (коммуникация, познание,
художественное творчество, физическая культура и т.д.).
Новизна:
 ИКТ -презентации, видеоролики, мультфильмы, виртуальные экскурсии,
интерактивные игры;
 здоровьесберегающие технологии - физкультминутки, дыхательная
гимнастика, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, тренинги,
гимнастика для глаз и др.;
 исследовательская деятельно сть - моделирование проблемных ситуаций,
творческие мастерские, наблюдения.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями

Страница 8

(законными представителями) обучающихся (ФАОП п.39)
Все усилия педагогических работников по подготовке к школе и успешной
интеграции обучающихся с ОВЗ, будут недостаточно успешными без
постоянного контакта с родителям (законным представителям). Семья должна
принимать активное участие в развитии ребенка, что бы обеспечить
непрерывность коррекционно -восстановительного процесса. Родители
(законные представители) отрабатывают и закрепляют навыки и умения у
обучающихся, сформированные специалистами, по возможности помогать
изготавливать пособия для работы в Органи зации и дома. Домашние задания,
предлагаемые учителем -логопедом, педагогом -психологом и воспитателем для
выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую
эффективность коррекционной работы, ускорит процесс восстановления
нарушенных функц ий у обучающихся.

Взаимодействие педагогических работников Организации с родителям
(законным представителям) направлено на повышение педагогической
культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических
работников - активизировать роль родите лей (законных представителей) в
воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание
проблем ребенка.
Укрепление и развитие взаимодействия Организации и семьи
обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребѐнка,
формирование ос нов полноценной, гармоничной личности. Главной ценностью
педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование,
воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Основной целью работы с родителями (законными представ ителями)
является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей
(законных представителей) в образовательный процесс для формирования у
них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.
Реализация цели обеспечивает реш ение следующих задач:
 выработка у педагогических работников уважительного отношения к
традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности
родительского права в вопросах воспитания ребенка;
 вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно -
образовательный процесс;
 внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям
(законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
 создание активной информационно -развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к р азвитию личности в семье и детском
коллективе;
 повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и
обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной
организации, включает следующие направления:
- аналитическое - изуче ние семьи, выяснение образовательных
потребностей ребѐнка с ТНР и предпочтений родителей (законных

Страница 9

представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- коммуникативно -деятельностное - направлено на повышение
педагогической культуры род ителей (законных представителей); вовлечение
родителей (законных представителей) в воспитательно -образовательный
процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые
подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности
Организации; создание открытого информационного пространства (сайт
Организации, форум, группы в социальных сетях).