cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1



Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»


Принято на заседании
педагогического совета № 4
от 27.05.2021 г.
УТВЕРЖДАЮ:




Приказ № 100 -од от 27.05.2021 г.







Программа коррекции и профилактики
профессионального выгорания педагогов
«Здоровый педагог – здоровый ребенок »






Автор -составитель:
П едагог -психолог высшей
квалификационной категории
Мальчихина Надежда Валериевна












г. Новоалтайск
2021

Страница 2

2

С одержание

1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2 Цели и задачи реализации программы 4
1.3. Используемые методы и методики 4
1.4 Сроки реализации программы 4
1.5. Структура занятий 4
1.6. Планируемые результаты (целевые ориентиры) 4
2. Содержательный раздел 5
2.1. Тематическое планирование занятий 5
3. Организационный раздел 8
3.1. Организационные формы 8
3.2. Учебно -методическое обеспечение программы 9
3.3. Материально -техническое обеспечение программы 9
4. Дополнительный раздел 10
4.1 Краткая презентация Программы 10
Лист изменений и дополнений 11

Страница 3

3

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Одними из ведущих целей современного дош кольного образования
являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребѐ нком
дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном общест ве;
формирование пре дпосылок к учебной деятельности; обеспечение безопаснос ти
жизнедеятельности дошкольников . Реализация этих целей невозможна без
профессиональных, компетентных, творческих педагогов . Одной из наиболее
распространенных преград к профессион ализму, творчеству и самореализации
педагога является профессиональное выгорание
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально -энергетических и
личностных ресурсов рабочего человека. Нарастающее эмоциональное истощение
ведѐт к личностному дискомфорту у специалиста и к серьѐзному снижению
эффективности труда. С точки зрения концепции стресса (Г.Селье),
профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего
адаптационного с индрома, стадия истощения. В 1981 г оду Э. Морроу предложил
яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние
работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей
психологической проводки".
Актуальность данной программы обусловлена тем, что эмоциональное
выгорание – это профессиональная болезнь тех, чья работа связана с постоянным
общением с людьми . И педагоги в первую очередь находятся в группе риска по
возникновению данного синдрома . По данным социальных исследований, труд
педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов
труда. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное
напряжение, которое проявляется в снижении устойчивости психич еских функций и
по нижении работоспособности. Низкий уровень психической культуры,
недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции
приводит к тому, что значительна я часть педагогов (в соотношении с другими
профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и
нервно - психическими болезнями.
Не всегда данную проблему оп ределяют термином «профессиональное
выгорание», но присущие этому явлению симптомы знакомы практически всем
педагогам. Это и потеря интереса к изначально любимой р аботе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к детям , коллегам,
утрата мотивации к профессиональной деятельности , и, как следствие, снижение
эфф ективности работы, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины. Накопившись, эти
проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки
избавиться от работы: уволиться , смени ть профессию, отвлечьс я любыми
доступными, зачастую , саморазрушительными способам и.
В связи с этим большое внимание необходимо уделять организации
целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая

Страница 4

4

должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов,
определяющих формирование и развитие личности профессионала.

1.2 Цели и задачи программы.
Цель программы:
Создание условий способствующих профилактике синдрома
профессионального выгорания и формированию позитивного самовосприятия в
профессии для у креплени я псих ологического здоровья педагогов .
Задачи программы:
1) повышать информационно -теоретическую компетентность педагогов,
связанную с вопросами формирования эмоционального выгорания, причинах
его возникновения и способах преодоления.
2) обучать педагогов психотехническим приемам саморегуляции
негативных эмоциональных состояний;
3) развивать у педагогов мотивацию к профессиональному
самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие
тревожности, формирование позитивного самовосприятия и мировоззрения.
4) способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного
психолог ического микроклимата, снижению уров ня конфликтности.

1.3 Используемые методы и методики.
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.
2. Метод наблюдения.
3. Арт -терапевтические, релаксационные методы.
4. Когнитивные приѐмы и методики.
5. Игровые техники.

1.4 Сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение учебного года (с октября по май). Занятия
проводятся 1 раз месяц, продолжительностью 2 академических часа. Участники
программы - педагоги образовательного учреждения.

1.5 Структура занятий .
В плане каждого занятия предусмотрены определенные части:
1. вводная часть, которая включает в себя приветствие, постановку
пр облемы и разминочные упражнения;
2. основная часть, которая занимает большую часть времени и несѐ т
наибольшую смысловую нагрузку;
3. заключительная часть, предполагающее подведение итогов занятия,
рефлексию


1.6 Планируемые результаты (целевые ориентиры).
1. Повышение уровня информационно -теорети ческой компетентности
педагогов, связанной с вопросами профессионального выгорания.

Страница 5

5

2. Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции
негативных эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности,
снижение уровня тревожности, эмоцион альной напряженности,
утомлени я, формирование позитивного самовосприятия педагогов в
профессии.
4. Улучшение психологического климата в коллективе.

2. Содержательный раздел.
2.1 Примерное т ематическое планирование занятий.


п
/
п
Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Время
прове -
дения
1. Семинар -
практикум с
элементами
тренинга
«Профессио -
нальное
выгорание
педагога :
причины,
коррекция и
профилактика»
Познакомить с
понятием
«профессиональное
выгорание» ,
симптомами его
проявления, этапами
формирования,
причинами
возникновения и
способами
коррекции и
профилактики;
формировать в
педагогическом
коллективе
благоприятный
психологический
микроклимат,
способствующий
сохранению и
укреплению
психического
здоровья педагогов.

I.Вводная часть
- Приветствие
- Упражнени е для разминки
«Молекулы »
Упражнение «Что вы знаете о
профессиональном
выгорании » (мозговой
штурм»)
II. Основная часть
- Теоретический блок
«Профессиональное
выгорание: причины ,
симптомы , стадии
формирования»
- Упражнение «Баланс
реальный и желаемый»
- Теоретический блок:
«Профилакт ика
профессионального
выгорания : основные
направления ».
-Упражнение
«Психологическая зарядка»
III . Заключительная часть.
-Рефлексия.
- Домашн ее задание –
заполнить диагностический
опросник
Октябрь
2. Тренинг
«Использова -
ние
Познакомить с
понятиями
«когниция»,
I. Вводная часть.
-Приветствие
-Упражнение для разминки
Ноябрь

Страница 6

6

когнитивных
техник для
профилактик
профессиональ
ного
выгорания»
«когнитивные
техники» и
возможностями
использования
когнитивных техник
для про филактики
профессионального
выгорания и
поддержания
психологического
здоровья; создать
условия для
овладения
педагог ами
когнитивными
приемами
саморегуляции
негативных
эмоциональных
состояний.

«Насос и мяч»
-Анализ результатов
диагностического опросника.
II. Основная часть.
- Теоретический блок
«Использование когнитивных
техник для поддержания
психологического здоровья»
-Притча «Всѐ в твоих руках».
-Упражнение
«Психологическая зарядка»
III . Заключительная часть.
-Рефлексия. Буклеты с
вариантами упражнений для
психологической зарядки
3. Тренинг
«Установки в
профессии и в
жизни»
Познакомить с
понятием
«установка» и
особенностями
влияния различных
установок на
успешность в
профессии;
формировать
позитивное
само восприятие
педагогов в
профессии и в
жизни
I.Вводная часть.
-Приветствие.
-Упражнение для разминки
«Свечи на торте».
II.Основная часть
-Теоретический блок :
«Использование афоризмов,
притч, как способа влияния на
наши установки и
формирования позитивного
мировоззрения».
-Коммуникативное
упражнение «Собери
афоризм».
-Притча «Дерево».
III .Заключительная часть.
-Рефлексия. Магнитики с
афоризмами для педагогов.
Декабрь
4. Тренинг
«Коммуника -
тивная
компетентность
педагога»

Расширить
представление о
понятии «общение»
(структура общения,
вербальное и
невербальное
общение , правила
I.Вводная часть.
-Приветствие.
-Упражнение для разминки
«Поменяйтесь т е, кто…
II. Основная часть
- Мини -лекция на тему:
«Коммуникативная
Январь

Страница 7

7

эффективного
общения ); создать
условия для
осознания
педагогами сво их
коммуникативных
особенностей;
способствовать
выработке навыков
эффективного
общения в
различных сферах
своей деятельности.
компетентность педагогов»
-Упражнение «Слепое
слушание»
-Упражнение « Активное
слушание».
-Техники ведения беседы.
III . Заключительная часть.
Рефлексия. Памятки с
рекомендациями.
5. Тренинг
«Конструктивн
ое поведение в
конфликтах »

Расширять знания
педагогов из
области
конфл иктологии
(виды конфликтов ,
механизмы их
возникновения ,
конструктивные и
неконстуктивные
стратегии поведения
в конфликте );
способствовать
осознанию своего
поведения в
конфликте;
формировать
навыки
конструктивного
взаимодействия в
конфликтах.
I.Вводная часть.
-Приветствие
-Упражнение для разминки
«Счѐт»
-Мозговой штурм на тему
«Конфликт — это...»
II.Основная часть
- Мини -лекция на тему:
«Конфликты».
-Самодиагностика : м етодика
Томаса «Стратегии
поведения в конфликте»
-Упражнение « Сказка о
тройке »
-Упражнение «Невидимая
связь»
III . Заключительная часть.
- Рефлексия. Памятки с
рекомендациями.
Февраль
6. Тренинг
«Тайм -
менеджмент»

Информировать об
основных причинах
дефицита времени,
знакомить с
основными
правилами
планирования
времени;
анализировать
использование
раб очего времени;
вырабатывать
навыки
I.Вводная часть
-Приветствие.
-Упражнение для разминки
«Собери афоризм».
II.Основная часть.
- Мини -лекция на тему:
«Тайм -менеджмент».
-Упражнение «Поглотители и
ловушки времени»
-Упражнение «Смятая
бумага»
-Упражнение «Приоритеты»
III . Заключительная часть.
Март

Страница 8

8

эффективного
планирования и
контроля своего
времени.
-Рефлексия . Памятки с
рекомендациями.
7. Тренинг
«Креатив -
ность»
Расширить
представления
педагогов о понятии
«креативность»,
донести
информацию о
значимости
творческого
мышления для
профилактики
профессионального
выгорания;
повышать
самооценку,
работоспособность
педаг огов, их
профессиональные
возможности.
I.Вводная часть.
-Приветствие.
-Упражнение для разминки
«Необычное использование».
II.Основная часть.
- Мини -лекция на тему:
«Творческий подход, как
способ профилактики
синдрома профессионального
выгорания ».
-Упражнение «Хитрые
вопросы» .
-Упражнение «Ассоциации»
(с использованием мини -
игрушек).
III .Заключительная часть.
Рефлексия. Задания для
развития творческого
мышления .
Апрель
8 Музыкальный
тренинг
«Караоке -
терапия »
Повышать
информиро -
ванность педагогов
о влиянии музыки,
песен, звуков на
эмоциональное
состояние;
способствовать
улучшению
психоло гического
климата в
коллективе
I.Вводная часть.
-Приветствие.
-Презентация «Караоке -
терапия».
-Упражнение для разминки
«Звуковая гимнастика»
II.Основная часть.
Караоке -терапия (совместное
пение знакомых песен).
III .Заключительная часть
-Рефлекси я. Магнитики
педагогам в подарок.
Май

3. Организационный раздел.

3.1 Организационные формы .
Занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой
форме; занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических
барьеров, мышечно -двигательных зажимов, повышению настроения.


Страница 9

9


3.2 Учебно -методическое обеспечение программы .
Перечень
используемых
методических
пособий.
Список использованной литературы
1. Бабич О.И. Профилакт ика синдрома профессионального выгорания
педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. - Волгоград: Учитель,
2017.
2. Егорова М. В. Тренинг профилактики эмоционального выгорания
для педагогов «Гореть или жить». – [Электронный ресурс] – Ресурсы
образования. Портал информационной поддержки специалистов
дошкольных учреждений. – 2012 г. – Режим доступа:
http://www.resobr.ru/materials/46/38491/
3. Зарубина Н. И. Профилактика эмоционального выгорания
педагогов. [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок». – 2012 г. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/578061/
4. Комко Ю. О. Методическая разработка семинарско -практического
занятия для преподавателей «Профессио нальное «выгорание»
преподавателя: причины и профилактика». – [Электронный ресурс] –
Ю. О. Комко – 2012 г. – Режим доступа:
http://5psy.ru/r aznoe/professionalnoe -vigoranie -prepodavatelya -prichini -i-
sposobi -profilaktiki.html
5. Котова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания:
учебное пособие. [Электронный ресурс] / Краснояр. гос. пед. ун -т им.
В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 76 с.
6. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. – СПб:
Питер, 2006. – 607 с.
7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания //
Медицинские новости. 2002. №7
8. Фокина А. Прокрастинация и внутренний критик: техники
когнитивного подхода , чтобы помочь педагогу // Справочник
педагога -психолога. Детский сад. -2021. - №4

3.3 Ма териально -техническое обеспечение программы.
 просторное помещение (музыкальный или физкультурный зал );
 стол ы и стулья из расчета на группу;
 магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи ;
 компьютер;
 проектор;
 экран;
 бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки.





Страница 10

10

4. Дополнительный раздел
4.1 Краткая презентация программы
Данная программа ориентирована на основные цели современного
дошкольного образования, р еализация которых невозможна без профессиональных,
компетентных, творческих педагогов. Одной из наиболее распространенных преград
к профессионализму, творчеству и самор еализации педагога является
профессиональное выгорание . Поэтому мероприятия , направленные на профилактику
и коррекцию профессионального выгорания, являются очень актуальными в
современном образовании .
Программа включает в себя три раздела: целевой, содержательный и
организационный
Цель данной программы:
Укрепление психологического здоровья педагогов, создание условий,
способствующих профилактике синдрома профессионального выгорания и
формированию позитивного самовосприятия в профессии.
Цель программы конкретизируется в следующих задачах.
1. повышать информационно -теоретическую компетентность педагогов,
связанную с вопросами формирования эмоционального выгорания, причинах
его возникновения и способах преодоления.
2. обучать педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных
эмоциональных состояний;
3. развивать у педагогов мотивацию к профессиональному
самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие
тревожности, формирование позитивного самовосприятия и мировоззрения .
4. способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного
психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности.
Программа включает в себя восемь занятий, которые проводятся в
течение учеб ного года, по одному занятию в месяц (с октября по май).
Результатом данной программы должно стать формирование
позитивного самовосприятия педагогов в профессии, поддержание на
оптимальном уровне психологического здоровья педагогов, улучшение
психологического климата в коллективе.













Страница 11

11

4.2 Лист изменений и дополнений


п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты документа











































Страница 12

12