Открыть файл в исходном варианте
Текстовое содержание файла
Страница 1
1Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Танцевальная мозаика»
художественной направленности
для детей 3 -7 лет
срок реализации 1 год
Автор - составитель: педагог
дополнительного образования
Павлова Юлия Николаевна
г. Новоалтайск
2023 г.
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
детского сада №180 ОАО «РЖД»
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
детского сада №180 ОАО «РЖД»
________________ Е.П. Малаканова
Приказ № 99 -ОД от 31.08.2023
Страница 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы
5
1.3. Принципы программы 6
1.4. Методические условия реализации программы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ V
2.1. Разделы программы V
2.2. Ожидаемые результаты и способы их проверки 8
2.3. Условия реализации программы V
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
19
3.1. Описание материально -технического обеспечения программы 19
3.2. Обеспечение методическими материалами 20
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
20
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
24
ПРИЛОЖЕНИЯ
25
Приложение 1. Перспективный план хореографического
коллектива на учебный год
25
Приложение 2. Учебно -тематический план хореографического
коллектива на учебный год
29
Страница 3
3ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Любой, пусть даже самый маленький, ребѐнок – прежде всего творческая
личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и
впечатлительны. Но им обязательно нужно как -то выразить свои переживания,
чувства и мысли. Каждый ребѐнок по -своему ищет пути самовыражения:
многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное -
не заглушить эти наклонности в ребѐнке, а постараться помочь, посредством
занятий хореографии. Хореография как вид искусства обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства,
основным средством которого является движение во всем его многообразии.
Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.
Музыка - это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка,
формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и
артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, бального, современного и других
направлений. Хореография воспиты вает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме
того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в
повседневной жизни.
Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают
художественный вкус. Хореографические занятия совершенствуют детей
физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию
костно - мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков,
максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.
Занятия хореографией хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В
танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается
его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам
создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным
воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное
удовлетворение, создаются условия для ре ализации творческого потенциала,
воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому
главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца,
раскрыть их потенциал и творческие способности. А не подготовка их к
профессиональной сцене.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Страница 4
4Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Рос сийской Федерации
на период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022 г.
№ 6 29 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требован ия к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648 -
20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными пос тановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и тала нтов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Данная П рограмма (без специального отбора учащихся, в отличие от
специализированных учреждений) рассчитана на 1 год и предполагает
проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном
году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели. Данную образовательную программу можно классифицировать
следующим образом.
Данная программа по хореографии (без специального отбора
учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 1
год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели.
Данную образовательную программу можно классифицировать
Страница 5
5следующим образом:
по целевому назначению – общекультурная;
по содержанию и видам деятельности – профильная;
по степени авторства – творческая;
по срокам реализации – одногодичная;
по уровню развития детей – общая.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать
ее содержание в движении;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие
музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- укреплять костно - мышечный аппарат воспитанников;
- совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений;
- формировать художественно - образное восприятие и мышление;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя.
Так как занимаются дети с разной хореографической подготовкой,
поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
групповые;
подгрупповые;
индивидуальные;
репетиционные.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году - 96 занятий.
Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется:
- Проведение интегрированных занятий;
- Участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в
городских мероприятиях.
Страница 6
61.3. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Принципы программы
Для достижения цели образовательной программы необходимо
опираться на следующие основные принципы:
наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный
рассказ, имитация движений;
доступность - обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
систематичность - регулярность занятий с постепенным
увеличением количества упражнений, усложнением способов их
выполнения;
индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого
ребенка;
увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать работе;
сознательность - понимание выполняемых действий, активность.
1.4. Методические условия реализации программы
Методические условия реализации программы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей
дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная
деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру
его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей
основе определенную цель, какое - либо задание. В процессе игры дети
знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог -хореограф, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно - образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально -ритмического движения.
Направленность и содержание программы носят практический характер
и определяются задачами творческого и духовно - нравственного развития
ребенка. Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о
реальных вещах. Задача педагога - развивать детские представления, прежде
все го путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно
ведя детей к овладению основами изображения художественных образов
Страница 7
7языком танца.
Страница 8
8Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа
активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при
организации учебной деятельности важный аспект - опора на
эмоциональную сферу:
увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность,
занимательность и т.п.);
вызов удивления, восхищения;
вызов заинтересованности в изучении языка танца;
эстетическое оформление кабинета;
стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей
художественных образов посредством танцевальных движений;
использование игр и игровых приемов; музыки.
При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие
творческих способностей через следующие способы организации
педагогического взаимодействия:
стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально
окрашенной интуиции, воображения;
создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к
творчеству и поиску;
учет психологических особенностей, индивидуальных
предпочтений, интересов и склонностей занимающихся;
включение в работу эффективных методов и приемов;
создание особого психологического климата в детском коллективе,
способствующего свободному обмену мнениями, формированию
чувства внутренней свободы;
создание условий для правильной организации творческой
деятельности.
Методы диагностики личностного развития учеников:
наблюдение;
беседа;
сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый
анализ полученных умений и навыков учащихся за период
обучения.
Также оценка эффективности выполнения программы на
отдельных этапах еѐ реализации может осуществляться с
помощью тестирования, позволяющего судить о качестве решения
образовательных задач.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со
спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их
сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элемен тов
классического танца (одновременно выполняются задачи физического и
музыкального развития) и изучаются движения танца.
В программу учебного года вводится теоретический материал,
соответствующий содержанию основных разделов.
Страница 9
92. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Разделы программы
Основные разделы программы
«Введение» - педагог знакомит в игровой форме с одним из видов
искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о
правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время
пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида
учащегося.
«Ритмика» - включает в себя коллективно - порядковые и
ритмические упражнения, имеющие целью музыкально - ритмическое
развитие детей. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения,
музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу
танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей
обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных
способностей.
«Азбука музыкального движения» - знакомит с такими понятиями
как: осанка, хлопки в ладоши, положение головы, музыкальные темпы,
основные движения " Allegro ".
«Танцевальные этюды» - способствуют развитию танцевальности,
эмоциональности.
«Постановка» - знакомство с композицией танца. Данный раздел
включает в себя разбор и отработку основных движений, отработку
сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и
различных связок. Показ танца является необходимым этапом
постановочной работы. Во время выступления дети воспитывают отношение
к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок
планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ
педагогической и художественно - твор ческой работы коллектива,
определяется новый репертуар.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных
условий развития может осуществляться разными путями с использованием
различных методов и приемов, выбор которых связан с интересами и
особенностям самого педагога и его мастерством.
2.2. Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Танцевальная Мозаика», после освоения содержания
программы ожидаются следующие результаты
Учащийся будет знать:
единые требования о правилах поведения в музыкальном зале и
требования к внешнему виду на занятиях;
новые обозначения элементов и связок;
Страница 10
10 хореографические названия изученных элементов;
сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке.
Воспитанник будет уметь:
самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
владеть корпусом во время исполнения движений;
координировать свои движения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
ориентироваться в пространстве;
выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном темпе;
выражать образ с помощью движений;
владеть исполнительским мастерством сценического танца;
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
самостоятельно и грамотно выполнять движения современного и
эстрадного танца;
исполнять хореографический этюд в группе.
При разработке данной программы, учитывались способности детей, их
индивидуальные и возрастные особенности.
2.3. Условия реализации программы
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей: 3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 -7 лет. Периодичность
проведения занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия для
детей:
3 - 4 года - 20 мин.
4 - 5 лет - 20 мин.
5- 6 лет - 25 мин.
6 - 7 лет - 30 мин.
Форма организации учебно - воспитательного процесса: групповая.
Программа обучения данного возраста рассчитана на год и предназначена для
улучшения здоровья, выявления склонностей и данных к танцевальной
деятельности, а также для подготовки детей к праздникам, концертам и
открытым урокам, конкурсам, фестивалям. Основной формой обучения
являются групповые (фронтальные) формы занятия. Когда педагог
преподносит детям новый материал - фронтальна я форма работы,
мелкогрупповая - когда оценивает качество выполнения упражнений.
Реализация программы предполагает работу в помещении, оборудованном
зеркалами, и с хорошей вентиляцией и освещением, возможностью
Страница 11
11использовать звуковоспроизводящую технику. С детьми проводятся беседы по
разъяснению элементарных правил поведения на занятиях и технике
безопасности в соответствии с их возрастом. Также проводятся
профилактические беседы с родителями.
Актуальным для занятий является применение здоровьесберегающих
те хнологий, создание комфортной атмосферы, а также «ситуаций успеха»,
стимулирующих мотивацию к занятиям у занимающихся.
Структура занятий 1 -го года обучения для детей 3 -4 года
1.Вступительная часть:
Построение на свои места, поклон. 1 минута
Основная часть:
тренаж современной пластики; 5минут
движение по кругу; 5 минут
партерная гимнастика; 5 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 2 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 4 -5 лет
1. Вступительная часть:
построение в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 5 минут
партерная гимнастика. 7 минут
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 5-6 лет
1. Вступительная часть:
построение в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
развивающая игра малой подвижности; 3 минуты
партерная гимнастика; 10 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 4 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 6-7 лет
1. Вступительная часть:
построение в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
движения по кругу; 5 минут
партерная гимнастика; 10 минут
Страница 12
12 движения по диагонали; 10 минут
развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 2 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Педагог регулярно должен осуществлять контроль за успеваемостью и
поведением детей. Ведется как текущий контроль, так и диагностика на
открытых уроках (проводится 2 раза в год).
Прогнозируемая результативность
По окончании первого года обучающиеся
будут знать:
- характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный);
- темп музыки и движения (быстро, медленно, уверенно);
- названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с
программой);
Названия простых танцевальных шагов (прыжок, подскок, галоп, шаг).
будут уметь:
слушать и выполнять указания педагога во время занятия;
иметь навыки актерской выразительности (умение передать
некоторые художественные образы);
знать движения, изученные по программе 1-го года
обучения;
владеть понятиями «круг», «шеренга», «линия», «колонна»;
иметь навыки построения по указанным выше рисункам;
иметь чувство ритма, уметь выполнять хлопки под музыку
(на сильную долю);
знать простейшие хореографические термины («VI позиция», «II
позиция», «поклон», «полупальцы»);
участвовать в постановках, концертах, открытых уроках.
Виды и формы контроля освоения программы :
текущий (после каждой темы);
итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее
занятие).
Формой проведения обобщающего занятия является праздник
«Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием
театрализации и приглашением родителей. Также наблюдением
результативности является проведение открытых уроков, ежегодных отчетов
перед родителями. Исполняется запланированный концертный репертуар,
что дает возможность пронаблюдать освоенные навыки, а именно: умение
правильно согласовать движение с музыкой, переход из одного движения в
др угое, исполнить постепенный этюд на заданную тему. А также умение
дисциплинированно вести себя на занятии.
Страница 13
13Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Экскурсия
по музыкальному залу. Знакомство с правилами поведения в учреждении и
в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».
2. Азбука музыкального движения
Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон -
приветствие. Позиция ног – VI.
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой,
вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Положения головы . Прямо, вверх -вниз; «уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения «тик -так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом.
«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. Темп
умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания,
на один такт.
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп
умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт, и четыре и более
прыжков на один такт.
Упражнения для рук и кистей . Руки поднять вперед на уровень
грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить
вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают
«фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми
пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
Упражнение для плеч . Оба плеча поднять вверх и опустить,
изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение
рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми
руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый
носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги
на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до
колена с натянутой стопой.
Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны
могут как по VI позиции, так и по II позиции.
Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам
шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Поднимание на полупальцы по VI позиции .
3. Ритмика
3.1. Элементы музыкальной грамоты
Определение и передача в движении:
характера музыки (веселый, грустный, спокойный,
Страница 14
14торжественный);
темпа (медленный, быстрый, умеренный);
динамических оттенков (тихо, громко, умеренно);
3.2. Упражнения на развитие ориентации
Упражнения на ориентировку в пространстве:
различение правой, левой ноги, руки, плеча;
повороты вправо, влево;
3.3 . Упражнения на развитие мышечного чувства
Для кистей рук:
сгибание вниз и вверх;
отведение вправо и влево; круговые вращения (внутрь и наружу);
постепенное сгибание и выпрямление пальцев рук.
Для рук:
круговые движения руками;
расслабление мышц плечевого пояса;
круговые движения плечами;
напряжение и расслабление мышц рук.
Для ног:
напряжение и расслабление мышц ног;
перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно («маятник»).
Упражнения для ступней ног:
сгибание и разгибание в подъеме;
отведение наружу и внутрь;
круговые вращения внутрь и наружу.
3.4 .Шаги:
-бытовой;
-лѐгкий шаг с носка (танцевальный);
-шаг на полупальцах;
-лѐгкий бег;
-шаг с подскоком;
-галоп;
-шаг польки.
Полуприседания по 1, 2,3 позиции
Выдвижение ноги вперед из 1 позиции - в сторону;
Поднимание на полупальцы по 6 и 1 позиции;
Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием;
Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
Движения для головы.
Движения плеч и корпуса:
подъѐм и опускания плеч, круговые вращения;
наклоны корпуса вперѐд и в сторону;
повороты, выводя правое и левое плечо.
Страница 15
15 Реверанс для учениц.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Различение правой и левой ноги, руки, плеча.
Повороты вправо и влево.
Движение по линии танца и против линии танца.
Движение по диагонали.
Построения и перестроения:
в колонну по одному;
в пары и обратно;
из колонны по два в колонны по четыре и обратно;
из колонны в шеренгу;
круг, сужение и расширение;
свободное размещение в зале;
«воротца».
Упражнения на повторение движений растений.
Танцы импровизации
Упражнения:
для развития чувства ритма,
под чтение стихов.
4. Танцевально - образные движения
«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в
соответствии с четверостишьями. Этюды, имитирующий действия
человека.
5. Партерная гимнастика
Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц
ног, спины, живота.
Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты
вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.
Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты
вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться
мизинцами пола.
«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны.
Музыка льный размер 2/4:
1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль
ноги, руками коснуться носка;
3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.
Движение повторить с левой ноги.
«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны.
Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль
ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой
дотронуться до левой ноги.
2 такт – вернуться в исходное положение.
Страница 16
16Движение повторить с левой ноги.
«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе.
Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до
носков, подбородок тянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в
стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола
«развернуть у бабочки крылья».
«Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед.
Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся
лодочку.
«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны,
пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.
«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в
стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу,
руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:
1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад,
запрокинуть голову.
3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.
«Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4.
Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так,
чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это
положение, вернуться в исходное положение.
«Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный
размер 2/4. Лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги
вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола.
Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
«Корзиночка» – упражнение для мышц спины . Лечь на живот, руками
взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх.
Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.
«Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота . Стоя на коленях,
руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед -
назад, не садясь на ноги.
6. Танцевально - образная импровизация
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление
в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий
(например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений
природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя,
птиц, слона и так далее. Изображение неодушевленных предметов и
явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд
едет, самолет летит, ракета стартует и так далее. Через танцевальные
элементы предложить детям и зобразить, как помогают дома маме, папе
Страница 17
17(например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и
так далее).
7. Простые элементы танца
Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – упражнение «тик -так» головой.
5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).
6 такт – вернуться в исходное положение.
7 – 8 такты – упражнение «тик -так» головой.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею
вытянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – то же повторить еще раз.
Комбинацию повторить с левой ноги.
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).
3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).
4 такт – вернуться в исходное положение.
Комбинацию повторить с левой ноги.
IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль
корпуса. Музыкальный размер 2/4.
1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.
3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.
5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках.
Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».
7 – 8 такты – руки разводим в стороны.
Комбинации движений в продвижении по кругу.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное
положение.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль
корпуса. Музыкальный размер 4/4.
Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на
полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны.
Страница 18
18Музыкальный размер 2/4.
1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.
5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
Обобщающие занятие
Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».
Ожидаемый результат: в итоге реализации программы у
воспитанников сформируется художественный вкус и чувство
прекрасного, будет развиты образно - эмоциональное мышление,
художественная выразительность и музыкальность, дети овладеют
азбукой танца.
Работа с семьей.
Работа с семьѐй ведется на протяжении всего учебного года:
организационные собрания, итоговые собрания, посещение концертов,
совместные мероприятия.
Страница 19
193. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально -технического обеспечения программы
Материально -технические условия реализации Программы
соответствуют:
санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в
СанПиН 2.4.1.3049 -13;
правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
требованиям к охране здоровья воспитанников и ох ране труда
работников ДОУ;
требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
требованиям ФГОС ДО к предметно -пространственной среде;
требованиям к материально -техническому обеспечению
программы.
Музыкальный зал оснащен: телевизор – 1, аккордеон – 1,
акустическое пианино – 1, цифровое пианино – 1, набор музыкальных
инструментов - 3, стулья детские 30, стулья для взрослых – 30, ковер – 1,
зеркала – 6, акустическая колонка – 1, микрофон – 2, шкаф -стенка – 1,
ноутбук 1.
3.2. Обеспечение методическими матери
1. Барышникова Т. Азбука хореографии: – М., Айрис -пресс 2001.
2.Каплунова И., Новоскольцева И: - Потанцуй со мной, дружок.
Методическое пособие для музыкальних руководителей, педагогов. -
СПб .: Издательство «Невская Нота», 201
3.Зарецкая Н., Роот З: Танцы в детском саду – Айрес -пресс – 2008.
4. Овачеренко Е. Б. Смолянинова Н.И. История и теория народно -
сценического танца: - Алтайский государственный институт
искусств и культуры, Барнаул 2004.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
— 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей. - М.: Издательство «Гном -
Пресс», 1998.
7. Зацепина М.Б.: - Развитие ребенка в музыкальной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -
128 с. – (Программы ДОУ; приложение к журналу управление
ДОУ»)
8. Никитин В.Ю. Модерн -джа з танец. – История.Методика.Практика –
2000 (c) Издательство "ГИТИС".
Страница 20
204. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Краткая презентация программы
Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного,
воспитывают художественный вкус. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они
способствуют правильному развитию костно - мышечного аппарата,
избавлению от физических недостатков, максимально исправляют
нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Занятия хореографией
хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В танце
находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его
творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учитс я сам
создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются
главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку
моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого
потенциала, воспитываются чувство ответств енности, дружбы,
товарищества.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
правила оказани я платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерац ии
на период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к ор ганизациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648 -
20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
Страница 21
21утвержденными постановле нием главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Данная программа по хореографии (без специального отбора
учащи хся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 1
год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
воспитанники овладевают определенным минимумом хореогр афических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели.
Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать
ее содержание в движении;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие
музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- укреплять костно - мышечный аппарат воспитанников;
- совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений;
- формировать художественно - образное восприятие и мышление;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя.
Так как занимаются дети с разной хореографической подготовкой,
поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
групповые;
подгрупповые;
индивидуальные;
репетиционные.
Страница 22
22Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году - 96 занятий.
Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется:
- Проведение интегрированных занятий;
- Участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в
городских мероприятиях.
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Принципы программы
Для достижения цели образовательной программы необходимо
опираться на следующие основные принципы:
наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный
рассказ, имитация движений;
доступность - обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
систематичность - регулярность занятий с постепенным
увеличением количества упражнений, усложнением способов их
выполнен ия;
индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого
ребенка;
увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать работе;
сознательность - понимание выполняемых действий, активность.
Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Танцевальная Мозаика», после освоения содержания
программы ожидаются следующие результаты
Учащийся будет знать:
единые требования о правилах поведения в музыкальном зале и
требования к внешнему виду на занятиях;
новые обозначения элементов и связок;
хореографические названия изученных элементов;
сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке.
Воспитанник будет уметь:
самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
владеть корпусом во время исполнения движений;
координировать свои движения;
соединять отдельные движения в хореографической композиции;
ориентироваться в пространстве;
выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном темпе;
выражать образ с помощью движений;
владеть исполнительским мастерством сценического танца;
работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
Страница 23
23 эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
самостоятельно и грамотно выполнять движения современного и
эстрадного танца;
исполнять хореографический этюд в группе.
При разработке данной программы, учитывались способности детей, их
индивидуальные и возрастные особенности.
Страница 24
24ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
№
п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты
документа
Страница 25
25ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план хореографического коллектива
на учебный год
1 года обучения
I Воспитательная работа:
а) повышение общекультурного уровня;
б) воспитательная работа на основе репертуара.
№1 Наименования
мероприятия
Сроки
проведения
Ответственный
1 Организационные
мероприятия.
Организационное
собрание.
Август
Сентябрь
Павлова Ю.Н.
2 Приобретение обуви,
костюмов, муз.инс -ов.
Новый набор детей.
Сентябрь Павлова Ю.Н.
Малаканова Е.П.
3 Выявление актива в
коллективе. Подготовка
помещения к занятиям.
Оформление уголка
коллектива.
Август Павлова Ю.Н.
4 Развитие актерских
способностей во время
исполнения танца.
Индивидуальные беседы
по результатам
диагностики
хореографического
развития учащихся.
Октябрь
Ноябрь
Павлова Ю.Н
5 Участие кол -ва в
массовых культурных
мероприятиях,
фестивалях, конкурсах,
концертах города, края,
региона.
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Павлова Ю.Н
6 Открытые уроки.
Отчетные концерты.
Апрель
Май
Павлова Ю.Н
7 Участие в мероприятии
посвященному « V мая».
коллективами города.
Май Павлова Ю.Н.
Страница 26
268 Участие в различных
мастер -классах. Июнь Павлова Ю.Н.
9 Закрепление и
повторение полученного
материала.
Июль Павлова Ю.Н.
10 Подготовка к
мероприятию «День
знаний».
Август Павлова Ю.Н.
Репертуарный план
на учебный год
Страница 27
272 младшая
группа
Название танца Возрастная
группа
Тема
номера
Форма
танца
Кол -во
испол.
«Полечка» 3-4 Детский
танец
Массовые
танцы
8-10
«Ежики» 3-4 Детский
игровой
танец
Массовые
танцы
8-10
Средняя группа
Название танца Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Капельки » 4-5 Детский
танец
Массовые
танцы
10 -12
«Ежики» 4-5 Детский
танец
Массовые
танцы
8-10
«Подсолнушки» 4-5 Детский -
игровой
танец.
Массовые
танцы
10 -15
Старшая группа
Название
танца
Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Бусинки» 5-6 Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Кадриль» 5-6 Детский танец Массовые
танцы
8-10
«Топни ножка
моя»
5-6 Детский -
игровой
танец.
Массовые
танцы
10 -15
Страница 28
28Подготовительная группа
Название
танца
Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Листопад» 6-7 Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Кадриль» 6-7 Детский танец Массовые
танцы
8-10
«Радуга
желаний»
6-7 Детский танец Массовые
танцы
10
«Танец
детства»
6-7 Детский танец Массовые
танцы
10