cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

1

Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»





Дополнительная общеразвивающая программа
«Танцевальная мозаика»
художественной направленности
для детей 3 -7 лет
срок реализации 1 год




Автор - составитель: педагог
дополнительного образования
Павлова Юлия Николаевна




г. Новоалтайск
2023 г.
ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
детского сада №180 ОАО «РЖД»
Протокол № 1 от 31.08.2023
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим
детского сада №180 ОАО «РЖД»
________________ Е.П. Малаканова
Приказ № 99 -ОД от 31.08.2023

Страница 2


СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы

5
1.3. Принципы программы 6
1.4. Методические условия реализации программы 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ V
2.1. Разделы программы V
2.2. Ожидаемые результаты и способы их проверки 8
2.3. Условия реализации программы V
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19
3.1. Описание материально -технического обеспечения программы 19
3.2. Обеспечение методическими материалами 20
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

20
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

24
ПРИЛОЖЕНИЯ

25
Приложение 1. Перспективный план хореографического
коллектива на учебный год
25
Приложение 2. Учебно -тематический план хореографического
коллектива на учебный год
29

Страница 3

3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Любой, пусть даже самый маленький, ребѐнок – прежде всего творческая
личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и
впечатлительны. Но им обязательно нужно как -то выразить свои переживания,
чувства и мысли. Каждый ребѐнок по -своему ищет пути самовыражения:
многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное -
не заглушить эти наклонности в ребѐнке, а постараться помочь, посредством
занятий хореографии. Хореография как вид искусства обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства,
основным средством которого является движение во всем его многообразии.
Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.
Музыка - это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка,
формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и
артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают
слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, бального, современного и других
направлений. Хореография воспиты вает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме
того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в
повседневной жизни.
Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают
художественный вкус. Хореографические занятия совершенствуют детей
физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию
костно - мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков,
максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.
Занятия хореографией хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В
танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается
его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам
создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным
воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное
удовлетворение, создаются условия для ре ализации творческого потенциала,
воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому
главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца,
раскрыть их потенциал и творческие способности. А не подготовка их к
профессиональной сцене.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской

Страница 4

4
Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Рос сийской Федерации
на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022 г.
№ 6 29 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требован ия к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648 -
20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными пос тановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и тала нтов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Данная П рограмма (без специального отбора учащихся, в отличие от
специализированных учреждений) рассчитана на 1 год и предполагает
проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном
году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели. Данную образовательную программу можно классифицировать
следующим образом.
Данная программа по хореографии (без специального отбора
учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 1
год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели.
Данную образовательную программу можно классифицировать

Страница 5

5
следующим образом:
 по целевому назначению – общекультурная;
 по содержанию и видам деятельности – профильная;
 по степени авторства – творческая;
 по срокам реализации – одногодичная;
 по уровню развития детей – общая.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать
ее содержание в движении;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие
музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- укреплять костно - мышечный аппарат воспитанников;
- совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений;
- формировать художественно - образное восприятие и мышление;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя.
Так как занимаются дети с разной хореографической подготовкой,
поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
 групповые;
 подгрупповые;
 индивидуальные;
 репетиционные.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году - 96 занятий.
Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется:
- Проведение интегрированных занятий;
- Участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в
городских мероприятиях.

Страница 6

6
1.3. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Принципы программы
Для достижения цели образовательной программы необходимо
опираться на следующие основные принципы:
 наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный
рассказ, имитация движений;
 доступность - обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
 систематичность - регулярность занятий с постепенным
увеличением количества упражнений, усложнением способов их
выполнения;
 индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого
ребенка;
 увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать работе;
 сознательность - понимание выполняемых действий, активность.

1.4. Методические условия реализации программы
Методические условия реализации программы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей
дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная
деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на
занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру
его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей
основе определенную цель, какое - либо задание. В процессе игры дети
знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод
аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная
имитация), где педагог -хореограф, используя игровую атрибутику, образ,
активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его
пространственно - образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод. Заключается в многократном выполнении
конкретного музыкально -ритмического движения.
Направленность и содержание программы носят практический характер
и определяются задачами творческого и духовно - нравственного развития
ребенка. Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о
реальных вещах. Задача педагога - развивать детские представления, прежде
все го путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно
ведя детей к овладению основами изображения художественных образов

Страница 7

7
языком танца.

Страница 8

8
Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа
активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при
организации учебной деятельности важный аспект - опора на
эмоциональную сферу:
 увлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность,
занимательность и т.п.);
 вызов удивления, восхищения;
 вызов заинтересованности в изучении языка танца;
 эстетическое оформление кабинета;
 стимулирование положительных переживаний, связанных с передачей
художественных образов посредством танцевальных движений;
 использование игр и игровых приемов; музыки.
При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие
творческих способностей через следующие способы организации
педагогического взаимодействия:
 стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально
окрашенной интуиции, воображения;
 создание условий, позволяющих детям проявить инициативу к
творчеству и поиску;
 учет психологических особенностей, индивидуальных
предпочтений, интересов и склонностей занимающихся;
 включение в работу эффективных методов и приемов;
 создание особого психологического климата в детском коллективе,
способствующего свободному обмену мнениями, формированию
чувства внутренней свободы;
 создание условий для правильной организации творческой
деятельности.
Методы диагностики личностного развития учеников:
 наблюдение;
 беседа;
 сравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый
анализ полученных умений и навыков учащихся за период
обучения.
 Также оценка эффективности выполнения программы на
отдельных этапах еѐ реализации может осуществляться с
помощью тестирования, позволяющего судить о качестве решения
образовательных задач.
Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со
спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их
сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элемен тов
классического танца (одновременно выполняются задачи физического и
музыкального развития) и изучаются движения танца.
В программу учебного года вводится теоретический материал,
соответствующий содержанию основных разделов.

Страница 9

9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Разделы программы
Основные разделы программы
«Введение» - педагог знакомит в игровой форме с одним из видов
искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о
правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время
пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида
учащегося.
«Ритмика» - включает в себя коллективно - порядковые и
ритмические упражнения, имеющие целью музыкально - ритмическое
развитие детей. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения,
музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу
танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей
обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных
способностей.
«Азбука музыкального движения» - знакомит с такими понятиями
как: осанка, хлопки в ладоши, положение головы, музыкальные темпы,
основные движения " Allegro ".
«Танцевальные этюды» - способствуют развитию танцевальности,
эмоциональности.
«Постановка» - знакомство с композицией танца. Данный раздел
включает в себя разбор и отработку основных движений, отработку
сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и
различных связок. Показ танца является необходимым этапом
постановочной работы. Во время выступления дети воспитывают отношение
к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок
планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим
состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ
педагогической и художественно - твор ческой работы коллектива,
определяется новый репертуар.
Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных
условий развития может осуществляться разными путями с использованием
различных методов и приемов, выбор которых связан с интересами и
особенностям самого педагога и его мастерством.

2.2. Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Танцевальная Мозаика», после освоения содержания
программы ожидаются следующие результаты
Учащийся будет знать:
 единые требования о правилах поведения в музыкальном зале и
требования к внешнему виду на занятиях;
 новые обозначения элементов и связок;

Страница 10

10
 хореографические названия изученных элементов;
 сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке.

Воспитанник будет уметь:
 самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
 согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
 владеть корпусом во время исполнения движений;
 координировать свои движения;
 соединять отдельные движения в хореографической композиции;
 ориентироваться в пространстве;
 выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном темпе;
 выражать образ с помощью движений;
 владеть исполнительским мастерством сценического танца;
 работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;
 эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
 самостоятельно и грамотно выполнять движения современного и
эстрадного танца;
 исполнять хореографический этюд в группе.
При разработке данной программы, учитывались способности детей, их
индивидуальные и возрастные особенности.
2.3. Условия реализации программы
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей: 3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 -7 лет. Периодичность
проведения занятий - 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия для
детей:
3 - 4 года - 20 мин.
4 - 5 лет - 20 мин.
5- 6 лет - 25 мин.
6 - 7 лет - 30 мин.

Форма организации учебно - воспитательного процесса: групповая.
Программа обучения данного возраста рассчитана на год и предназначена для
улучшения здоровья, выявления склонностей и данных к танцевальной
деятельности, а также для подготовки детей к праздникам, концертам и
открытым урокам, конкурсам, фестивалям. Основной формой обучения
являются групповые (фронтальные) формы занятия. Когда педагог
преподносит детям новый материал - фронтальна я форма работы,
мелкогрупповая - когда оценивает качество выполнения упражнений.
Реализация программы предполагает работу в помещении, оборудованном
зеркалами, и с хорошей вентиляцией и освещением, возможностью

Страница 11

11
использовать звуковоспроизводящую технику. С детьми проводятся беседы по
разъяснению элементарных правил поведения на занятиях и технике
безопасности в соответствии с их возрастом. Также проводятся
профилактические беседы с родителями.
Актуальным для занятий является применение здоровьесберегающих
те хнологий, создание комфортной атмосферы, а также «ситуаций успеха»,
стимулирующих мотивацию к занятиям у занимающихся.
Структура занятий 1 -го года обучения для детей 3 -4 года
1.Вступительная часть:
 Построение на свои места, поклон. 1 минута
Основная часть:
 тренаж современной пластики; 5минут
 движение по кругу; 5 минут
 партерная гимнастика; 5 минут
 развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 2 минуты
2. Заключительная часть:
 игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 4 -5 лет
1. Вступительная часть:
 построение в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
 движения по кругу; 5 минут
 развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 5 минут
 партерная гимнастика. 7 минут
2. Заключительная часть:
 игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 5-6 лет
1. Вступительная часть:
 построение в шеренгу, поклон.1 минута
Основная часть:
 движения по кругу; 5 минут
 развивающая игра малой подвижности; 3 минуты
 партерная гимнастика; 10 минут
 развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 4 минуты
2. Заключительная часть:
 игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Структура занятий 1-го года обучения для детей 6-7 лет
1. Вступительная часть:
 построение в шеренгу, поклон.1 минута
 Основная часть:
 движения по кругу; 5 минут
 партерная гимнастика; 10 минут

Страница 12

12
 движения по диагонали; 10 минут
 развивающая игра с небольшой физической нагрузкой; 2 минуты
2. Заключительная часть:
игра на восстановление дыхания и на построение, поклон. 2 минуты.
Педагог регулярно должен осуществлять контроль за успеваемостью и
поведением детей. Ведется как текущий контроль, так и диагностика на
открытых уроках (проводится 2 раза в год).

Прогнозируемая результативность
По окончании первого года обучающиеся
будут знать:
- характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный);
- темп музыки и движения (быстро, медленно, уверенно);
- названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с
программой);
Названия простых танцевальных шагов (прыжок, подскок, галоп, шаг).
будут уметь:
 слушать и выполнять указания педагога во время занятия;
 иметь навыки актерской выразительности (умение передать
некоторые художественные образы);
 знать движения, изученные по программе 1-го года
обучения;
 владеть понятиями «круг», «шеренга», «линия», «колонна»;
 иметь навыки построения по указанным выше рисункам;
 иметь чувство ритма, уметь выполнять хлопки под музыку
(на сильную долю);
 знать простейшие хореографические термины («VI позиция», «II
позиция», «поклон», «полупальцы»);
участвовать в постановках, концертах, открытых уроках.
Виды и формы контроля освоения программы :
 текущий (после каждой темы);
 итоговый (в конце учебного года проводится обобщающее
занятие).
Формой проведения обобщающего занятия является праздник
«Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием
театрализации и приглашением родителей. Также наблюдением
результативности является проведение открытых уроков, ежегодных отчетов
перед родителями. Исполняется запланированный концертный репертуар,
что дает возможность пронаблюдать освоенные навыки, а именно: умение
правильно согласовать движение с музыкой, переход из одного движения в
др угое, исполнить постепенный этюд на заданную тему. А также умение
дисциплинированно вести себя на занятии.

Страница 13

13
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие
Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Экскурсия
по музыкальному залу. Знакомство с правилами поведения в учреждении и
в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».
2. Азбука музыкального движения
Понятие осанка. Постановка корпуса. Положения головы. Поклон -
приветствие. Позиция ног – VI.
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Положение рук: перед собой,
вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.
Положения головы . Прямо, вверх -вниз; «уложить ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения «тик -так» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).
Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в
соответствии с каждым темпом.
«Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. Темп
умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания,
на один такт.
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2/4. Темп
умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт, и четыре и более
прыжков на один такт.
 Упражнения для рук и кистей . Руки поднять вперед на уровень
грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить
вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают
«фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми
пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.
 Упражнение для плеч . Оба плеча поднять вверх и опустить,
изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение
рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми
руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.
 Понятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка» - оттянутый
носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги
на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до
колена с натянутой стопой.
 Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в
стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны
могут как по VI позиции, так и по II позиции.
 Логика поворотов вправо и влево. Повороты по четырем точкам
шагами на месте – по два шага в каждую точку.
Поднимание на полупальцы по VI позиции .
3. Ритмика
3.1. Элементы музыкальной грамоты
Определение и передача в движении:
 характера музыки (веселый, грустный, спокойный,

Страница 14

14
торжественный);
 темпа (медленный, быстрый, умеренный);
 динамических оттенков (тихо, громко, умеренно);
3.2. Упражнения на развитие ориентации
Упражнения на ориентировку в пространстве:
 различение правой, левой ноги, руки, плеча;
 повороты вправо, влево;
3.3 . Упражнения на развитие мышечного чувства
Для кистей рук:
 сгибание вниз и вверх;
 отведение вправо и влево; круговые вращения (внутрь и наружу);
 постепенное сгибание и выпрямление пальцев рук.
Для рук:
 круговые движения руками;
 расслабление мышц плечевого пояса;
 круговые движения плечами;
 напряжение и расслабление мышц рук.
Для ног:
 напряжение и расслабление мышц ног;
 перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно («маятник»).
Упражнения для ступней ног:
 сгибание и разгибание в подъеме;
 отведение наружу и внутрь;
 круговые вращения внутрь и наружу.
3.4 .Шаги:
 -бытовой;
 -лѐгкий шаг с носка (танцевальный);
 -шаг на полупальцах;
 -лѐгкий бег;
 -шаг с подскоком;
 -галоп;
 -шаг польки.
Полуприседания по 1, 2,3 позиции
 Выдвижение ноги вперед из 1 позиции - в сторону;
 Поднимание на полупальцы по 6 и 1 позиции;
 Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием;
 Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
 Движения для головы.
 Движения плеч и корпуса:
 подъѐм и опускания плеч, круговые вращения;
 наклоны корпуса вперѐд и в сторону;
 повороты, выводя правое и левое плечо.

Страница 15

15
 Реверанс для учениц.
 Упражнения на ориентировку в пространстве.
 Различение правой и левой ноги, руки, плеча.
 Повороты вправо и влево.
 Движение по линии танца и против линии танца.
 Движение по диагонали.
 Построения и перестроения:
 в колонну по одному;
 в пары и обратно;
 из колонны по два в колонны по четыре и обратно;
 из колонны в шеренгу;
 круг, сужение и расширение;
 свободное размещение в зале;
 «воротца».
 Упражнения на повторение движений растений.
 Танцы импровизации
Упражнения:
 для развития чувства ритма,
 под чтение стихов.
4. Танцевально - образные движения
«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в
соответствии с четверостишьями. Этюды, имитирующий действия
человека.
5. Партерная гимнастика
Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц
ног, спины, живота.
 Упражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты
вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.
 Упражнение для выворотности стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты
вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться
мизинцами пола.
 «Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны.
Музыка льный размер 2/4:
1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль
ноги, руками коснуться носка;
3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.
Движение повторить с левой ноги.
 «Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны.
Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль
ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой
дотронуться до левой ноги.
2 такт – вернуться в исходное положение.

Страница 16

16
Движение повторить с левой ноги.
 «Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе.
Музыкальный размер 4/4:
1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до
носков, подбородок тянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
 «Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в
стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола
«развернуть у бабочки крылья».
 «Лодочка» – лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед.
Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся
лодочку.
 «Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны,
пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.
 «Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в
стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу,
руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:
1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад,
запрокинуть голову.
3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.
 «Колечко» – упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 4/4.
Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так,
чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это
положение, вернуться в исходное положение.
 «Ушастый заинька» – упражнение для мышц спины. Музыкальный
размер 2/4. Лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги
вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола.
Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.
 «Корзиночка» – упражнение для мышц спины . Лечь на живот, руками
взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх.
Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.
«Дощечка» – упражнение для укрепления мышц живота . Стоя на коленях,
руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед -
назад, не садясь на ноги.
6. Танцевально - образная импровизация
Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление
в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий
(например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений
природы и неодушевленных предметов.
Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя,
птиц, слона и так далее. Изображение неодушевленных предметов и
явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд
едет, самолет летит, ракета стартует и так далее. Через танцевальные
элементы предложить детям и зобразить, как помогают дома маме, папе

Страница 17

17
(например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и
так далее).
7. Простые элементы танца
Комбинации движений на месте.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – упражнение «тик -так» головой.
5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).
6 такт – вернуться в исходное положение.
7 – 8 такты – упражнение «тик -так» головой.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею
вытянуть вперед.
2 такт – вернуться в исходное положение.
3 – 4 такты – то же повторить еще раз.
Комбинацию повторить с левой ноги.
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).
2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).
3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).
4 такт – вернуться в исходное положение.
Комбинацию повторить с левой ноги.
IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль
корпуса. Музыкальный размер 2/4.
1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.
3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.
5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках.
Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».
7 – 8 такты – руки разводим в стороны.
Комбинации движений в продвижении по кругу.
I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе.
Музыкальный размер 2/4.
Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное
положение.
II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль
корпуса. Музыкальный размер 4/4.
Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на
полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).
III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны.

Страница 18

18
Музыкальный размер 2/4.
1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.
5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.
Обобщающие занятие
Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».
Ожидаемый результат: в итоге реализации программы у
воспитанников сформируется художественный вкус и чувство
прекрасного, будет развиты образно - эмоциональное мышление,
художественная выразительность и музыкальность, дети овладеют
азбукой танца.
Работа с семьей.
Работа с семьѐй ведется на протяжении всего учебного года:
организационные собрания, итоговые собрания, посещение концертов,
совместные мероприятия.




























Страница 19

19
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально -технического обеспечения программы

Материально -технические условия реализации Программы
соответствуют:
 санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в
СанПиН 2.4.1.3049 -13;
 правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
 требованиям к охране здоровья воспитанников и ох ране труда
работников ДОУ;
 требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
 требованиям ФГОС ДО к предметно -пространственной среде;
 требованиям к материально -техническому обеспечению
программы.
Музыкальный зал оснащен: телевизор – 1, аккордеон – 1,
акустическое пианино – 1, цифровое пианино – 1, набор музыкальных
инструментов - 3, стулья детские 30, стулья для взрослых – 30, ковер – 1,
зеркала – 6, акустическая колонка – 1, микрофон – 2, шкаф -стенка – 1,
ноутбук 1.
3.2. Обеспечение методическими матери
1. Барышникова Т. Азбука хореографии: – М., Айрис -пресс 2001.
2.Каплунова И., Новоскольцева И: - Потанцуй со мной, дружок.
Методическое пособие для музыкальних руководителей, педагогов. -
СПб .: Издательство «Невская Нота», 201
3.Зарецкая Н., Роот З: Танцы в детском саду – Айрес -пресс – 2008.
4. Овачеренко Е. Б. Смолянинова Н.И. История и теория народно -
сценического танца: - Алтайский государственный институт
искусств и культуры, Барнаул 2004.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
— 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы для детей. - М.: Издательство «Гном -
Пресс», 1998.
7. Зацепина М.Б.: - Развитие ребенка в музыкальной деятельности:
Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. -
128 с. – (Программы ДОУ; приложение к журналу управление
ДОУ»)
8. Никитин В.Ю. Модерн -джа з танец. – История.Методика.Практика –
2000 (c) Издательство "ГИТИС".

Страница 20

20
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Краткая презентация программы
Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного,
воспитывают художественный вкус. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они
способствуют правильному развитию костно - мышечного аппарата,
избавлению от физических недостатков, максимально исправляют
нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Занятия хореографией
хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус. В танце
находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его
творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учитс я сам
создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются
главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку
моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого
потенциала, воспитываются чувство ответств енности, дружбы,
товарищества.
Программа разработана в соответствии с нормативно -правовыми
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 -ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
 приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
 правила оказани я платных образовательных услуг, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 г. № 1441;
 указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерац ии
на период до 2024 года»;
 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
 приказ Министерства Просвещения Российской федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Санитарно -эпидемиологические требования к ор ганизациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648 -
20 ); СП 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,

Страница 21

21
утвержденными постановле нием главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
Предоставление дополнительных услуг позволяет более полно
удовлетворить образовательные потребности детей и их родителей (законных
представителей) ; оказывать поддержку и развитие способностей и талантов у
детей, основанных на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся.
Данная программа по хореографии (без специального отбора
учащи хся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на 1
год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста.
Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году
воспитанники овладевают определенным минимумом хореогр афических
знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения
основной цели.
Цель программы - создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его
многообразие и красоту;
- привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать
ее содержание в движении;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие
музыки;
- расширение музыкального кругозора, пополнение словарного запаса.
Развивающие:
- укреплять костно - мышечный аппарат воспитанников;
- совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу,
выносливость, координацию движений;
- формировать художественно - образное восприятие и мышление;
- приобщение к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;
- психологическое раскрепощение ребенка;
- воспитание умения работать в паре, коллективе;
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя.
Так как занимаются дети с разной хореографической подготовкой,
поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:
 групповые;
 подгрупповые;
 индивидуальные;
 репетиционные.

Страница 22

22
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году - 96 занятий.
Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется:
- Проведение интегрированных занятий;
- Участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в
городских мероприятиях.
Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Принципы программы
Для достижения цели образовательной программы необходимо
опираться на следующие основные принципы:
 наглядность - демонстрация упражнений педагогом, образный
рассказ, имитация движений;
 доступность - обучение от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
 систематичность - регулярность занятий с постепенным
увеличением количества упражнений, усложнением способов их
выполнен ия;
 индивидуальный подход - учет особенностей восприятия каждого
ребенка;
 увлеченность - каждый должен в полной мере участвовать работе;
 сознательность - понимание выполняемых действий, активность.
Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы «Танцевальная Мозаика», после освоения содержания
программы ожидаются следующие результаты
Учащийся будет знать:
 единые требования о правилах поведения в музыкальном зале и
требования к внешнему виду на занятиях;
 новые обозначения элементов и связок;
 хореографические названия изученных элементов;
 сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке.

Воспитанник будет уметь:
 самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танцев;
 согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
 владеть корпусом во время исполнения движений;
 координировать свои движения;
 соединять отдельные движения в хореографической композиции;
 ориентироваться в пространстве;
 выполнять движения и комбинации на середине зала в ускоренном темпе;
 выражать образ с помощью движений;
 владеть исполнительским мастерством сценического танца;
 работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара;

Страница 23

23
 эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
 самостоятельно и грамотно выполнять движения современного и
эстрадного танца;
 исполнять хореографический этюд в группе.
При разработке данной программы, учитывались способности детей, их
индивидуальные и возрастные особенности.





















Страница 24

24
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ



п/п
Содержание изменений и дополнений Реквизиты
документа







Страница 25

25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план хореографического коллектива
на учебный год
1 года обучения

I Воспитательная работа:
а) повышение общекультурного уровня;
б) воспитательная работа на основе репертуара.

№1 Наименования
мероприятия
Сроки
проведения
Ответственный
1 Организационные
мероприятия.
Организационное
собрание.
Август
Сентябрь
Павлова Ю.Н.
2 Приобретение обуви,
костюмов, муз.инс -ов.
Новый набор детей.
Сентябрь Павлова Ю.Н.
Малаканова Е.П.
3 Выявление актива в
коллективе. Подготовка
помещения к занятиям.
Оформление уголка
коллектива.
Август Павлова Ю.Н.
4 Развитие актерских
способностей во время
исполнения танца.
Индивидуальные беседы
по результатам
диагностики
хореографического
развития учащихся.
Октябрь
Ноябрь
Павлова Ю.Н
5 Участие кол -ва в
массовых культурных
мероприятиях,
фестивалях, конкурсах,
концертах города, края,
региона.
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Павлова Ю.Н
6 Открытые уроки.
Отчетные концерты.
Апрель
Май
Павлова Ю.Н
7 Участие в мероприятии
посвященному « V мая».
коллективами города.
Май Павлова Ю.Н.

Страница 26

26
8 Участие в различных
мастер -классах. Июнь Павлова Ю.Н.
9 Закрепление и
повторение полученного
материала.
Июль Павлова Ю.Н.
10 Подготовка к
мероприятию «День
знаний».
Август Павлова Ю.Н.






















Репертуарный план
на учебный год

Страница 27

27
2 младшая
группа

Название танца Возрастная
группа
Тема
номера
Форма
танца
Кол -во
испол.
«Полечка» 3-4 Детский
танец
Массовые
танцы
8-10
«Ежики» 3-4 Детский
игровой
танец
Массовые
танцы
8-10


Средняя группа

Название танца Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Капельки » 4-5 Детский
танец
Массовые
танцы
10 -12
«Ежики» 4-5 Детский
танец
Массовые
танцы
8-10
«Подсолнушки» 4-5 Детский -
игровой
танец.
Массовые
танцы
10 -15

Старшая группа

Название
танца
Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Бусинки» 5-6 Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Кадриль» 5-6 Детский танец Массовые
танцы
8-10
«Топни ножка
моя»
5-6 Детский -
игровой
танец.
Массовые
танцы
10 -15


Страница 28

28

Подготовительная группа

Название
танца
Возрастная
группа
Тема номера Форма танца Кол -во
испол.
«Листопад» 6-7 Детский танец Массовые
танцы
10 -12
«Кадриль» 6-7 Детский танец Массовые
танцы
8-10
«Радуга
желаний»
6-7 Детский танец Массовые
танцы
10
«Танец
детства»
6-7 Детский танец Массовые
танцы
10





Страница 29

29

Страница 30

30